Легендарный крейсер «Варяг»

Имя «Варяг» знакомо каждому — этот красивейший корабль был самым знаменитым участником русско-японской войны. Волею судеб именно он стал главным символом героизма моряков Российского флота.

Построенный в 1901 году в США крейсер 1 -го ранга «Варяг» отличался гармоничными пропорциями и великолепной отделкой, но не имел бортовой брони и какой-либо защиты артиллерии. Для боя он оказался малопригоден. Война показала, что постройка для Российского флота целого семейства 6000-тонных бронепалубных крейсеров, к числу которых принадлежал и «Варяг», была крайне нерациональной тратой денег.

ПРОЕКТ

Готовясь к войне с Японией, Россия в 1898 году приняла дополнительную судостроительную программу, в которую были включены «дальние разведчики» — довольно большие (водоизмещением 6000 т) крейсера 1-го ранга, у которых вооружение и защита были принесены в жертву скорости. Программу требовалось выполнить в кратчайшие сроки, и поэтому разрешалось заказать корабли за границей. При этом российское Морское ведомство выдавало лишь техническое задание, а разработку детального проекта фирма-строитель осуществляла самостоятельно.

Головным «дальним разведчиком» нашего флота стал «Варяг», заказанный в апреле 1898 года американской судостроительной компании «Вильям Крамп и сыновья». Несмотря на ряд технических проблем и возникавшее временами недопонимание между заказчиком и исполнителем, крейсер был построен довольно быстро и качественно. Он вошел в строй менее чем через два года после закладки. Для сравнения: близкая по типу «Аврора» строилась в Петербурге почти семь лет. При этом «Варяг» был значительно быстроходнее и современнее по конструкции.

ОПИСАНИЕ

Корпус крейсера — стальной, клепаный, с полубаком и двойным дном. От вражеских снарядов его защищала карапасная броневая палуба, формой напоминавшая панцирь черепахи: ее горизонтальная часть толщиной 38 мм находилась над водой, а 76-мм скосы примыкали к бортам на глубине около 1,1 м ниже ватерлинии. Броня палубы изготавливалась из мягкой стали, поэтому не растрескивалась и вызывала рикошет снаряда при его попадании под острым углом. Правда, броневая палуба прикрывала лишь самые важные части корабля — погреба боезапаса, главные механизмы, рулевой привод. Да и защищала она только от снарядов небольшого калибра.

В трех котельных и двух машинных отделениях под броневой палубой размещались 30 водотрубных котлов системы Никлосса и две паровые машины тройного расширения проектной мощностью 20 тыс. л. с. На ходовых испытаниях контрактная скорость крейсера была достигнута при мощности меньше расчетной. На самых продолжительных двенадцатичасовых испытаниях средние показатели составили 19 602 л. с. и 23,18 узла.

Все вооружение «Варяга» было российского изготовления, в США оно доставлялось пароходами из Санкт-Петербурга. Артиллерия главного калибра — 152-мм орудия системы Канэ — устанавливалась на палубе по образцу крейсеров типа «Диана», то есть совершенно открыто, без броневых щитов. В то время бытовало мнение, что щиты из тонкой брони вредны, поскольку являются «снарядоулавливателями». Однако последующий боевой опыт показал ошибочность такого предположения.

Японские фугасные снаряды, начиненные мощной взрывчаткой, давали множество осколков, и отсутствие щитов на орудиях приводило к чрезмерным людским потерям.

Управление артиллерийским огнем осуществлялось с помощью дистанционной электрической системы специальных указателей, установленных у орудий и в погребах. Данные о параметрах стрельбы и типе снарядов передавались дистанционно из боевой рубки. Вообще на крейсере было внедрено множество технических новинок: телефонная связь, система звонковой сигнализации, спасательные буи оригинальной конструкции. Впервые в Российском флоте вся мебель и шлюпки изготавливались не из дерева, а из стали. Также впервые корабль получил штатную электрическую иллюминацию.

ПРОТИВОРЕЧИВАЯ ОЦЕНКА

В литературе нередко встречаются критические высказывания в адрес фирмы-строителя «Варяга». Мол, американцы построили негодный корабль — слабо вооруженный, недостаточно защищенный, с ненадежными механизмами. Но эти претензии явно несправедливы. Вооружение и бронирование «Варяга» в точности соответствовали требованиям технического задания. Что же касается паровых котлов Никлосса, к которым высказывалось много нареканий, то и их выбор вряд ли можно считать ошибкой. Да, котлы этого типа были сложнее по конструкции, но зато имели высокую удельную мощность. Их главный недостаток — это то, что они требовали к себе внимания и не терпели разгильдяйства. При грамотной эксплуатации и аккуратном обслуживании котлы Никлосса работали вполне надежно — как в Российском флоте, так и в других странах, в том числе в Японии.

На самом деле недостатки проекта «Варяга» предопределены самой концепцией бронепалубных крейсеров — «дальних разведчиков». Японцы оказались дальновиднее; готовясь к войне, они строили куда более дешевые 3000-тонные корабли, а сэкономленные средства вкладывали в создание мощных броненосных крейсеров. Россия же тратила деньги на большие и красивые корабли, которые хорошо смотрелись на парадах, но в реальной войне оказались практически бесполезными. Легендарный «Варяг» был в их числе.

«ВАРЯГ» ТРАГЕДИЯ И ТРИУМФ

Бой «Варяга» с японской эскадрой на рейде корейского порта Чемульпо стал первым сражением русско-японской войны 1904-1905 годов, произошедшим на глазах многочисленных иностранных наблюдателей.

Бой вызвал огромный резонанс. Имя крейсера появилось на первых страницах газет во всем мире. Впоследствии о нем были сложены песни, написаны книги, сняты художественный и документальные фильмы. И, как часто бывает, правда и вымысел до сих пор мирно сосуществуют в жизнеописании этого легендарного корабля.

НАКАНУНЕ

В марте 1901 года крейсер «Варяг» покинул американские берега, пересек Атлантический океан и в мае прибыл в Кронштадт. Три месяца корабль находился на Балтике, а затем отправился на Дальний Восток. С февраля 1902 года он базировался в Порт-Артуре, совершал практические плавания и участвовал в маневрах.

Последний месяц, предшествовавший началу войны, крейсер провел на рейде корейского порта Чемульпо, где он выполнял функции стационера. Цели столь долгого пребывания в глубине извилистой бухты, которая в случае начала боевых действий превращалась в ловушку, выглядели весьма туманными — показ флага и защита русской дипломатической миссии в Сеуле. В принципе, с этой задачей легко могла бы справиться и находившаяся здесь же канонерская лодка «Кореец», и непонятно, зачем вместе с ней понадобилось держать еще и крейсер 1-го ранга.

БОЙ

Утром 27 января 1904 года в Чемульпо узнали о начале войны. К тому времени выход в море уже перекрывала мощная японская эскадра контр-адмирала С. Уриу в составе броненосного крейсера «Асама», крейсеров 2-го класса «Тиеда», «Нанива», «Такатихо», «Нийтака», «Акаси», посыльного судна «Тихайя» и восьми миноносцев. Несмотря на отсутствие каких-либо шансов, офицеры «Варяга» и «Корейца» решили выйти навстречу неприятелю и попытаться с боем прорваться в Порт-Артур.

Огромный численный перевес и хорошая выучка японских комендоров дали о себе знать с первых минут боя. В «Варяга» попало не менее 12 снарядов, возникли пожары, 33 человека его экипажа были убиты и более 70 ранены. Крейсеру и шедшему за его кормой «Корейцу» пришлось вернуться на рейд. Русских моряков приняли на борт суда нейтральных стран; сами корабли решено было уничтожить. В 16:05 прогремел взрыв в пороховых погребах «Корейца», а в 18:10 затонул «Варяг». Правда, крейсер лег на борт на довольно мелком месте — так, что во время отлива большая часть его корпуса возвышалась над водой.

Следует заметить, что информация о событиях в Чемульпо, встречающаяся в разных источниках, достаточно противоречива. В отечественной литературе описание боя обычно дается на основе рапорта командира «Варяга» капитана 1-го ранга В. Ф. Руднева. Однако этот документ содержит ряд нестыковок и вряд ли может считаться истиной в последней инстанции. Многие факты говорят за то, что в действительности бой был более скоротечным, а число выпущенных крейсером снарядов заметно меньше указанных 1105.

В рапорте Руднева приводятся сведения, что в бою с «Варягом» противник жестоко пострадал: погиб один миноносец, получили серьезные повреждения крейсера «Асама» и «Такатихо», причем последний по пути в Японию якобы затонул. Правда, в документе открытым текстом говорится, что эти данные базируются лишь на слухах. В дальнейшем они, увы, не подтвердились. А после того как в Японии к 100-летию войны были рассекречены все архивы, можно с уверенностью утверждать, что корабли эскадры Уриу попаданий не получили и никаких потерь не понесли. Впрочем, обвинять экипажи «Варяга» и «Корейца» в том, что они никого не потопили, нелепо. Бесспорно, под Чемульпо русские моряки честно исполнили свой долг и не спустили флаг под огнем превосходящих сил противника. Однако силы оказались слишком неравными, а тактическое положение русских кораблей — крайне невыгодным. Поэтому итог сражения был вполне предсказуем. Но вот парадокс: для России формально проигранный бой обернулся настоящим триумфом. Он всколыхнул всю страну и вызвал небывалый всплеск патриотизма. Имя «Варяг» отныне стало символом героизма и самопожертвования русских моряков, готовых бесстрашно идти на верную смерть под девизом: «Погибаю, но не сдаюсь!»

СНОВА ПОД АНДРЕЕВСКИМ ФЛАГОМ

В ходе Первой мировой войны России потребовалось создать флотилию Северного Ледовитого океана, и Петербург обратился к союзной Японии с предложением выкупить бывшие русские корабли — броненосцы «Пересвет», «Полтава» и крейсер «Варяг». Японцы согласились, и в апреле 1916 года трофеи прошлой войны вновь подняли Андреевский флаг. Кораблям предстояло перейти из Владивостока в Романов-на-Мурмане.

В Екатерининскую бухту (Кольский залив) «Варяг» прибыл 17 ноября 1916 года. Однако на Севере он находился недолго: в феврале 1917-го его отправили на ремонт в Англию. После революции советское правительство отказалось платить по царским долгам, и крейсер был реквизирован англичанами. Но в состав британского флота его не вводили и позже продали на слом. 5 февраля 1920 года «Варяг» при буксировке штормом выбросило на камни, и он затонул на мелководье. Это случилось в Ирландском море у шотландского поселка Ленделфут. Там же его и разобрали на металл, однако часть корпуса покоится на дне по сей день. В 2007 году рядом с местом последнего пристанища легендарного корабля был установлен памятник.

  Поддержите проект ВОЕННОЕ ОРУЖИЕ И АРМИИ МИРА, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен
Обсуждение: 7 комментариев
  1. Виктор Дубровский:

    Читал, что к моменту начала войны давно не чищенные котлы могли обеспечить «Варягу» скорость не более 16 узлов, как и у крейсеров противника. У «Корейца» и расчётная скорость была не больше, так что основное преимущество «Варяг» не мог использовать.:( Кроме того, писали, что щиты у орудий не ставили намеренно, чтобы «не делать артиллеристов трусливыми»…:( Командир «Варяга» вынужден был имитировать бой, и это помогло избежать бессмысленных потерь экипажа. В целом война России и Японии была столкновением двух хищников, а добычей была Корея. Самопожертвование в такой войне — бессмысленная доблесть…

    Ответить
    1. Виктор:

      Щиты делаются для маскировки. В орудие за щитом труднее попасть. Щит также защищает от пуль и осколков, но основное, это снижение числа попаданий.
      Насчет трусливости артиллеристов это чушь какая-то. Храбрым должен быть пехотинец, чтобы переть на штыки, а артиллерист должен быть метким. Что толку в храбрости, если попасть он не умеет??

      Ответить
  2. Дмитрий:

    Официальные (якобы засекреченные) отчеты японцев — вещь еще более лживая, чем немецкие отчеты по торпедированию «Тирпица» Луниным. Кроме отчета по «Варягу», можно еще посмотреть отчет по Сражению в Желтом море, где никак не фигурирует приказ Того об отступлении и тот объем потерь и повреждений, из-за которого он был отдан, в отличии от информации от ВМА Франции и Англии находившимся на борту «Микасы». Самурайский дух не позволял японцам даже (а точнее — особенно) в официальных бумагах описать реальные потери. Дополнительным подтверждением того, что «Асама» и «Акаси» получили серьезные повреждения в бою под Чемульпо, является тот факт, что в боях и походах (по японским же бумагам) они не участвовали не менее полугода. А хрен от г-на Дубровского в комментах — вообще за пределами здравомыслия — ему б подлечиться.

    Ответить
    1. Ирина:

      Бой «Варяга» (и «Корейца» при нём, разумеется), начиная от официальной версии еще советских времён и заканчивая недавними реконструкциями, оброс кучей домыслов и совершенно нелепых догадок, что привело к тому, что за деревьями леса уже не видно.. Все хотят иметь своё, типа — оригинальное, мнение о событии, многие из которых вызывают весёлый или печальный смех. Последний — много чаще. Г-н Дубровский из сей «славной» плеяды. Прав он только в одном — отсутствие защиты артиллерии. Которая не была установлена несколько по другим соображениям, на которые он указывает. Всё остальное в его комменте — ерунда, конечно. С котлами проблема была, спору нет, и контрактную скорость «Варяг» развить не мог, но и не 16 узлов,, которые, якобы, он только мог выдать. Японцы, конечно, тоже могли держать более указанной отметки.
      Что же касается потерь японцев — тоже сумрак. А засекреченность данных о них с японской стороны… Не знаю, сомнительно. Как и в случае с торпедированием «Тирпица», которого не было, всё-таки, увы.

      Ответить
  3. изя:

    непонятно на кой щиты на орудиях варяга
    от разрывающихся на палубе осколочно — фугасных они никак не защищают
    отсутствие боевого опыта у команды и такие же хреновые цусимские снаряды привели к потере крейсера и вдохновили явгеев на геволюции

    Ответить
    1. Ирина:

      Щиты имелись на орудиях противоминной артиллерии.
      А то, что Вы подразумеваете под понятием «щит» (и зачем он нужен), то это несколько иное. И называлось это «иное» полубашнями, коими оснащалось подавляющее количество кораблей крейсерского ранга всего мира. Полубашни давали неплохую защиту от осколков матчасте и наводчикам, потому как остальных номеров прислуги было заменить гораздо проще. А установка башен требовала принципиально иной компоновки корабля и увеличения веса, что шло вразрез с требованиями к крейсерам такого типа. И то, на «Богатыре» уже были установлены башни в оконечностях, что здорово отличало их от прочих «одноклассников» во всём мире

      Ответить
  4. Михаил:

    То обстоятельство, что Варяг был самым знаменитым участником русско-японской войны и. волею судеб именно он стал главным символом героизма моряков Российского флота, представляется мне не справедливым. Да, он не спустил флага перед лицом превосходящих сил врага, но в конце концов он этому врагу всё же достался в виде трофея и был им использован в качестве учебного корабля. Приняв решение о затоплении крейсера на мелководном рейде, Всеволод Руднев не мог не знать о последствиях. Кроме того, в некоторых источниках высказываются сомнения, все ли ресурсы были использованы для прорыва японской блокады, учитывая тот факт, что по скорости парадного хода Варяг превосходил любой корабль эскадры Уриу. Несправедливость же видится в том, что практически безвестными к настоящему времени остались подвиги экипажей броненосного крейсера «Рюрик», бронепалубного крейсера «Светлана», броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков», чьи корабли действительно «в битве врагу не сдалися, пали за русскую честь».

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *