В США в 2003 г. стартовала программа FCS (Future Combat Systems – Боевые системы будущего). Ее основная черта – сетецентрические боевые действия, в которых все подразделения и даже отдельные боевые единицы (солдат, робот, танк и т.д.) используют общее информационное пространство. Это повышает общий уровень осведомленности о происходящем, позволяет лучше координировать действия на разных участках и быстрее передавать команды, что должно дать преимущество над противником, использующим «традиционный» информационный обмен. Подобная концепция существовала в СССР еще в 1980-е гг., но тогда ее невозможно было реализовать – не было нужных информационных технологий.
В рамках программы FCS планировалось создать новые образцы техники, действующие как элементы общей системы. Проектировались и испытывались летающие и наземные аппараты без экипажей, управляемые дистанционно или бортовым «искусственным интеллектом», системы датчиков, информирующих о местоположении и перемещении противника, и восемь типов бронированных машин (с экипажами) на едином шасси. Но в 2009 г. программа FCS была закрыта – выяснилось, что при чрезвычайной дороговизне она обещает не слишком высокую эффективность.
Идея единого боевого информационного пространства верна и будет развиваться и совершенствоваться. Но ошибочен подход некоторых стран, стремящихся минимизировать свои потери за счет максимально возможной роботизации армии и ведения «безлюдных» и «дистанционных» боевых действий. Поле боя слишком сложная система, чтобы поручить управление ею современным возможностям информационных технологий. Главным действующим лицом арены боевых действий был и остается человек – солдат и офицер. И сейчас главная задача оружейников, разработчиков снаряжения, создателей боевой техники и специалистов информационных технологий – облегчить и обезопасить ратный труд.