Кажется, нет на Земле места, столь неприспособленного для жизни человека. Старожилы Чукотки шутят: один месяц погода здесь стоит плохая, два — очень плохая, а девять — скверная. Но коренные местные жители чукчи не унывают.
ЗА ПОЛЯРНЫМ КРУГОМ
Несмотря на суровый климат, первые люди поселились на полуострове давно — около 8 тысяч лет назад. «Береговые» чукчи (есть еще «оленные» — кочевники и пастухи) испокон веков жили исключительно охотой на морского зверя: китов, нерп, моржей, лахтаков — морских зайцев… Ими питались, из их костей строили жилье (деревья здесь, действительно, не растут), из шкур шили одежду и мастерили лодки, жиром обогревали и освещали жилье…
Большая часть Чукотки находится за Полярным кругом. Соответственно, и земля здесь скована вечной мерзлотой, которая залегает повсеместно неглубоко от поверхности. Температура зимой нередко опускается ниже -60°С. Лето очень короткое, дождливое и холодное, в отдельных местах снег не успевает даже растаять. Кроме того, Чукотка — один из самых ветреных районов России. Шквалистые ветры с порывами до 80 метров в секунду и слепящая пурга — вот главные «прелести» долгой чукотской зимы,
КАЖДОМУ – ПО ДУШЕ
Понятно, что в таких буквально нечеловеческих условиях выжить можно было только в полной гармонии с окружающей природой — как живой, так и неживой. И местные обитатели стали одушевлять все вокруг. Согласно старинным представлениям чукчей, есть душа у моря, есть — у байдары (это лодка, обтянутая моржовой кожей, на ней еще и сегодня морские зверобои бесстрашно выходят в океан). Имеется душа у ветра (кстати, разновидностей у одного только северного ветра более 30, и у каждого свое название!) Что уж говорить о животных, и особенно о ките. Для чукчей это главное промысловое млекопитающее, самое опасное с точки зрения охоты на него и вместе с тем самое желанное, ведь кит — это много мяса и жира. Им может наесться сразу весь поселок, им можно запастись впрок. Но чтобы душа забитого кита не обиделась на человека, у нее требовалось просить прощения. И для этого в конце промыслового сезона — поздней осенью или в начале зимы — отмечался праздник Полья.
С УЛОВОМ
Но сначала, само собой, необходимо было поймать кита. О том, что охота прошла успешно, в поселке узнавали благодаря гонцам, которых зверобои заблаговременно отсылали на берег. Насытившись у ритуального костра, гонцы рассказывали, как прошла охота, чья байдара первой загарпунила кита. Потом весь поселок отправлялся к океану встречать китобоев.
По окончании буксировки животного мужчины с помощью особых копье-видных ножей разделывали тушу. Сырое мясо, разрезанное на тоненькие пластины, раскладывали на деревянное блюдо и подносили откушать мальчикам — будущим охотникам.
Благодарственный обряд начинался с клича «О-ок-ок». Женщины исполняли необычный сидячий танец, изображающий охоту на кита. Потом в пляс пускались мужчины — тоже сидя.
Кульминацией праздника было принесение жертв Кэрэткуну, хозяину морских зверей. Ведь именно от него, полагали чукчи, зависит успех на охоте. В яранге, где проходил праздник, вывешивали сплетенную из сухожилий оленя сеть Кэрэткуна, устанавливали вырезанные из кости и дерева фигурки зверей и птиц. Одна из деревянных скульптур изображала самого хозяина морских животных. Люди, облаченные в специальные непромокаемые плащи из моржовых кишок, просили прощения у кита. «Это не охотники убили тебя! Камни скатились с горы и убили тебя!» — пели, оправдываясь, чукчи.
Потом все направлялись к берегу и торжественно опускали в море китовые кости. В морской воде, по мнению местных, кости превращаются в новых зверей, благодаря чему на следующий год к берегам Чукотки вновь приходят киты.
ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
Увы, нынче праздник Полья уже не тот, что был в старину. Почему? «Постаралась» советская власть: долгое время охотиться на китов чукчам запрещали. И когда в середине 90-х годов XX века морской зверобойный промысел стали восстанавливать, мало кто помнил, как именно ловить кита, как отмечать торжество. Чукчи выходили в море, но на чем попало, а уж убивали животных и вовсе всем, что подворачивалось под руку. Итог печален: немало охотников навсегда осталось в морской пучине. И тогда зверобои стали возрождать старые ритуалы и обряды. К счастью, не все: среди охотничьих обычаев у чукчей был и такой: не спасать тонущих. По двум причинам. Во-первых, если охотник оказался в воде, стало быть, он попал во власть морского черта по имени Кели, с которым чукчи предпочитали не связываться. Во-вторых, занявшись спасением, можно упустить добычу, и тогда весь поселок окажется на грани вымирания. Из двух зол выбирали меньшее. За исключением этого старого правила, все прочие восстановлены по воспоминаниям стариков и исполняются неукоснительно.
ПОПРОБУЙ ДОГОНИ
Теперь чукчи выходят в море целой бригадой на пяти-шести небольших катерах со скоростными моторами и одном большом, который предназначается для буксировки добычи к берегу. Китобойная флотилия разбивается на группы по два катера и начинает поиски кита. Обнаружив его по фонтанам воды, которую он с шумом извергает, всплывая на поверхность, зверобои по рации оповещают своих товарищей. Дальше начинается сложная процедура преследования морского гиганта, напоминающая какие-то сумасшедшие гонки: катера то развивают огромную скорость, то дрейфуют в полнейшей тишине. Главное — как можно ближе подойти к месту, где в следующий раз вынырнет кит, и вонзить в него гарпун, к которому привязан ярко-оранжевый буй — пых-пых. Этот буй будет указывать местоположение жертвы. Пых-пых существует столько же, сколько и сама китовая охота. Но раньше использовались наполненные воздухом шкуры тюленей или желудки моржей, сейчас — пластмассовые шары японского производства. А вот поворотный гарпун, который чукчи метают в кита, остался таким, каким был всегда. Это древнее и весьма остроумное охотничье приспособление. Его острие крепится к древку и пых-пыху хитрой системой узлов. Когда гарпун попадает в тело кита, на его острие раскрывается жало, которое не позволяет гарпуну выскочить наружу. Пых-пых разматывает веревку, узлы развязываются, древко отскакивает от гарпуна, всплывает, и затем его хозяйственно подбирают — у чукчей к дереву отношение особое. После того как контрольный гарпун удачно попал в кита, в него вонзают еще четыре или пять. Волоча за собой пять поплавков, кит теряет скорость и не может уйти на глубину. Тут-то его и добивают. Зрелище не для слабонервных.
Многотонную тушу привязывают к катеру и медленно буксируют к поселку. Охотники прямо в море отрезают кусок плавника и с ним, в качестве доказательства удачной охоты, на своих быстроходных лодках отправляются домой.
Как и встарь, сегодня добытчикам и кормильцам не только достаются лучшие куски, но и всеобщие почет и уважение.