История «арапа Петра Великого» хорошо известна. Но Абрам Ганнибал все же был потомком княжеского рода, поэтому его возвышение вполне объяснимо. А вот Густав Бадин, еще один африканец, для которого родным домом стал двор шведского короля, был потомком рабов. Но это не помешало ему сделать впечатляющую карьеру…
XVIII век был эпохой больших противоречий. С одной стороны, он ознаменовался становлением Европы и медленным умиранием феодализма, с другой – человеческие нравы и образ мыслей оставались, как и прежде, глубоко архаичными. Это хорошо видно на примере Луизы Ульрики Прусской, ставшей королевой Швеции в 1751 году. Хорошо образованная, увлеченная искусством и политикой монархиня была передовой дамой своего времени. Но как только ей предложили в качестве «подарка» темнокожего мальчика, привезенного в Швецию из заморских стран, поклонница французских просветителей, состоявшая в переписке с Вольтером, решила провести на заморской «диковинке» социальный эксперимент – воспитать негритенка по принципам Руссо и посмотреть, что получится. Ну а коль не получится ничего, то «черномазого», как говорится, не жалко.
В ходе эксперимента Бадин, рожденный то ли в 1747, то ли в 1750 году где-то на Виргинских островах (по другой версии, в Африке), в свое время случайно попал на борт шведского корабля – капитан судна спас мальчика, так как его селение было сожжено. Сам Бадин, ничего не знающий о своей родине, помнил только родительскую хижину, объятую огнем. Кем были его родители, в точности неизвестно, хотя большинство биографов считают, что рабами. По прибытии в Швецию капитан подарил мальчика государственному деятелю Андерсу фон Райзеру. А уже тот передарил его Луизе Ульрике. Не правда ли, очень похоже на биографию Абрама Ганнибала? Хотя в дальнейшем судьбы этих людей довольно сильно расходятся.
Так, если Ганнибалу, бывшему ординарцем и секретарем царя Петра, со временем была предоставлена относительная свобода, и он сделал самостоятельный выбор, то у Бадина такого шанса не было. Луиза Ульрика фактически усыновила мальчика, научила его читать и писать и предоставила право расти в одном кругу с ее родными детьми. Но с некоторыми особенностями: если королевские дети были жестко ограничены во многих вещах, то Бадину позволялись любые вольности. И это не было королевской блажью: Луиза Ульрика строго следовала заветам Руссо о «благородном дикаре», проповедовавшим изначальную добродетельность человека до его столкновения с цивилизацией. Поэтому Бадину ничего не навязывали: дескать, делай все, что велит твое (разумеется, благородное) сердце. Но, как свидетельствуют современники, Бадин большей частью вел себя по-дикарски, не испытывая особых позывов благородства. Он ни перед кем не испытывал пиетета, дразнил и обзывал королевских детей, дрался с ними, титулованных сановников называл на «вы», не упоминая их титула, что в те времена считалось возмутительной дерзостью. Да что там сановников: одного из герцогов за излишнюю приверженность к курению он окрестил «Герцог Табак», а самого короля в шутку называл «Негодяй». Словом, резвился как мог, всех задирал, прыгал по стульям и, что в те времена вообще выглядело преступлением, насмехался над религией. Пожалуй, менталитет и поведение этого «посланца природы» больше напоминали повадки современного подростка, чем члена королевской семьи жеманного и благопристойного XVIII века.
Родное имя мальчишки звучало как Коучи, но чаще называли Бадин, что в переводе означает «озорник» или «весельчак». В конечном итоге, это стало его фамилией, а имя ему дали вполне традиционное – Густав.
Плоды воспитания
К удивлению морализаторов и строгих педагогов, полагающих, что излишняя вольность в воспитании приводит к беде, эксперимент с Бадином завершился вполне благополучно. 11 декабря 1768 года его крестили в часовне дворца Дроттнингхольм в присутствии почти всей королевской семьи. Крестными родителями выступили король и королева. С этого момента сообразительного и ловкого молодого придворного, приемного сына королевской четы, стали допускать к государственным делам. Рамки его обязанностей не были строго определены: он был кем-то вроде дворецкого, королевского секретаря и управляющего двором. И это было то место, где он мог проявить себя наилучшим образом: он знал во дворце все входы и выходы, его хорошо знали слуги и чиновники, и любое порученное ему дело исполнялось быстро и качественно. Ему можно было поручить и серьезные дела, требующие знаний и определенных навыков. Ведь Густав был хорошо образован, знал французский, немецкий и латинский языки, прекрасно танцевал и даже числился танцором придворного театра. Он упомянут как танцор в балете в сезоне 1769-1770 годов, а в драматическом театре он исполнял главную роль в пьесе «Дикий Арлекин» в сезоне 1770/71 годов. По сюжету спектакля Бадин был «дикарем», сталкивающимся с цивилизацией. Он также умудрился сыграть в эротическом спектакле по пьесе Мариво! И еще был неплохим поэтом – Бадин помогал придворному поэту Бельману сочинять стихи по случаю, и некоторые из них были даже изданы под его собственным именем.
Со стороны кажется, что такая необыкновенная легкость во всем присуща легкомысленным вертопрахам – то, что дается без труда, не слишком ценится. Но нет – Густав Бадин был человеком рассудительным, принципиальным и очень надежным.
И эти качества однажды едва не привели его к гибели.
Где вы видели черного асессора?
Королева Луиза Прусская, помимо своей образованности и увлеченности искусством, была деятельным политиком. Ненавидя парламент, чувствуя себя униженной в рамках ограниченных прав, она несколько раз организовывала государственные заговоры, ставя себя на край гибели. Но все заговоры оказались неудачными и то, что она уцелела и прожила 61 год, можно считать чудом. Но перед смертью королева решила уничтожить свой дневник и документы, в которых было запечатлено многое из того, что она хотела, но так и не смогла совершить. Болезнь настигла ее в загородной резиденции, а документы находились в Стокгольме в одном из тайников в королевском дворце. И королева, зная верность Бадина, поручила ему это деликатное дело. Бадин, зная, что это смертельно опасно, выполнил поручение и передал документы детям королевы – принцу Фредерику Адольфу и принцессе Софии Альбертине. Улики были сожжены, но тут об этом узнал молодой король Густав III. Он был в плохих отношениях с матерью, и эти документы ему очень бы пригодились! Король пришел в ярость и призвал к себе Бадина. «Разве ты не знаешь, черный человек, что такие вещи могут стоить тебе головы?» – спросил он у дворецкого королевы. «Моя голова находится во власти вашего величества, но я не мог поступить иначе», – ответил Бадин.
Густав III сумел оценить верность слуги по достоинству. После смерти королевы, желая обеспечить Бадину финансовую независимость, он подарил ему три фермерских дома и предложил титул асессора, позволяющий причислить его к чиновникам. «Вы когда-нибудь видели черного асессора?» – сыронизировал Бадин и от титула отказался.
Верный слуга короля был дважды женат, но детей у него не было. Ходили слухи, что у него был тайный роман с принцессой Софией Альбертиной. Которая якобы втайне от всех родила дочь, и ее отцом был Бадин. Но никаких доказательств этого не нашлось. А сам Бадин, разумеется, даже под пытками не разгласил подобную тайну.
К концу жизни дворецкий королевы был вполне состоятельным и влиятельным человеком. Некоторые исследователи полагают, что все серьезные дела, задуманные и реализованные в королевском дворце с 1772-го по 1809 год, были осуществлены при его участии. Одним словом, эдакий серый кардинал. Точнее, черный…
Он последовательно служил трем шведским монархам: Густаву III, который был убит в 1792 году, Густаву IV и Карлу XIII. Служил верно, как велело его горячее африканское сердце.
Поразительно, но бывший раб к концу жизни стал обладателем одной из самых богатых библиотек страны – в ней насчитывалось около 900 томов! Ни драгоценностей, ни недвижимости, ни земельных угодий, а книг!
Этот факт, как мне кажется, наглядно доказывает, что этот «весельчак» ценил в жизни более всего.
Густав Бадин умер в 1822 году в возрасте 75 лет.