Военная наука с течением времени улучшает не только средства нападения, но и средства защиты. Некоторые из них переходят из первой категории во вторую. Так, наши далекие предки, собираясь на войну, раскрашивали себя краской, создавая угрожающий вид. Современные армии, напротив, предпочитают, чтобы их обмундирование защищало, маскируя под окружающий пейзаж.
Ученые утверждают, что изобретение огнестрельного оружия отправило на свалку истории всю прежнюю многовековую науку войны. Именно благодаря появлению возможности поразить противника на большом расстоянии и появился камуфляж.
Вместо галунов и эполет
Еще в Средневековье военные конфликты между сторонами проходили в прямом единоборстве. Армии сближались друг с другом, и начинались рубка на мечах и топтание противника конями. При таком способе ведения войны очень важно было заранее надломить боевой дух противника, поразить его волю к сопротивлению и заставить бежать. Отсюда все эти украшения на шлемах рыцарей, собачьи головы и яркие одежды. И даже после появления мушкетов и пушек полководцы европейских государств предпочитали, чтобы их воины выглядели как можно величественнее. Говорить о том, что это было удобно, не приходилось. О том, что эта форма может защищать, – тем более. Просто армии богатых стран имели более элегантную форму, которая давала военным психологическое чувство превосходства. Только и всего.
Со временем оружие совершенствовалось, как и тактика и стратегия ведения войн. Атака парадным шагом на порядки противника, который мог одним пушечным выстрелом отправить к праотцам сотню солдат, была признана неэффективной. Поэтому во второй половине XIX века стратегия ведения и войн, и сражений терпит изменения. Военная форма становится менее помпезной, но более комфортной. На кар-тинах русского художника-баталиста Василия Верещагина можно видеть русских солдат в Азии, облаченных в огромные холщевые рубахи песчано-белого цвета и необычных головных уборах со спускающимися занавесями. Такая форма помогала защищать солдат от жары, а светлый цвет сливал их с окружающим песчаным пейзажем.
Такими же соображениями – комфорт и маскировка – руководствовались и англичане, когда в XIX веке ввели для колониальных войск в Индии форму цвета хаки. Последний термин в переводе с персидского означает «цвет пыли». Британские вояки настолько полюбили эту форму, что она перекочевала и в части, сражавшиеся в Англо-бурской войне 1899-1902 годов. Помимо комфорта, новая форма помогала солдатам оставаться незамеченными противником. Нововведение по достоинству оценили, и уже к началу Первой мировой войны в отдельных странах ввели подобную форму. Правда, использовать ее предполагалось в южных широтах.
Но еще до этого, в 1898 году, американский художник Эббот Хэндерсон Тейер совместно с художником Джорджем Брашем запатентовал принцип маскировочной окраски кораблей. Позднее англичанин Норман Уилкинсон разработал для военно-морских судов ослепляющий камуфляж. Он не прятал судно, а искажал его очертания, затрудняя оценку расстояния до него, его скорости и курса, определяемые человеческим глазом. Однако с развитием радиолокации и приборостроения камуфляж судов исчерпал себя, ибо визуальное наблюдение за судами противника осталось в прошлом. Немецкий «узор»
Уже упомянутый художник из США Тейер в 1909 году выпустил книгу «Маскировочная окраска в животном мире», где описал принципы мимикрии рыб, животных и насекомых в природе. На этих принципах он составил описание военной формы, способной маскировать ее обладателя. Позднее появилось и название такой формы – камуфляж, от французского camouflage – «маскировка».
В 1930-х годах нацистская Германия стала самой передовой страной в сфере военного дела. Немцы брали самое лучшее и адаптировали под свою армию. Не обошли они и военную форму. Если обычная форма для вермахта, ВВС, гестапо и прочих военизированных структур олицетворяла достоинства немецкой армии, то для диверсионно-разведывательных групп форма нужна была иная. Первой в 1931 году стала форма Splittermuster, или «осколочный камуфляж», позднее – в 1943 году, появилась форма Erbsenmuster – «гороховый узор». Перед нападением на СССР в вермахте появились белые маскхалаты, надеваемые поверх обычной шинели.
В Красной армии маскхалаты появились тоже в начале 1930-х годов. А незадолго до войны появилась и летняя камуфляжная форма, но для особых подразделений: пограничников, снайперов, саперов, разведчиков и диверсантов. Это были маскировочные костюмы с большими неровными пятнами (в форме амебы) коричневого или черного цвета на фоне цвета хаки или зеленом. В 1944 году у советских воинов появились камуфляжные костюмы светло-зеленого цвета с грязно-серым рисунком, имитирующим листья, либо с рисунком, напоминающим нынешний «цифровой» камуфляж. Увы, но после войны в СССР решили отказаться от камуфляжной формы.
А вот наши «заклятые друзья» из США уже в 1950-х годах осознали необходимость применения камуфляжной формы и ввели в войсках, воевавших в Корее, 43 маскировочных комплекта. Среди них: «пустыня», «лес», «джунгли», «зима» и прочие. Хотя во время Второй мировой войны камуфляж «Дакхантер», используемый 2-й бронетанковой дивизией США при операции «Кобра», сыграл с ним злую шутку. Не раз фиксировались случаи, когда союзники принимали янки в такой форме за немцев и открывали по ним огонь. По этой же причине американские солдаты во Вьетнаме не носили камуфляж, а использовали светло-зеленую однотонную форму. Однако позднее Пентагон пересмотрел свои взгляды. В 1984 году был создан «цифровой» камуфляж, рисунок которого схож с конфигурацией пикселей на мониторе. Он не дает глазу фиксироваться на объекте, вынуждая воспринимать его как «белый шум», и мешает определить его форму и движение. В дальнейшем дорабатывались цветовые решения для разных местностей: «пустынный», «городской» и «лесной».
«Дубок», «Березка», «Пиксель»
В 1950-1960-е годы XX века в Советской армии не считали нужным разрабатывать форму с камуфлированным цветом рисунка. Исключением оставались белые маскхалаты, оставшиеся на складах со времен войны. Лишь в 1970-х годах в подразделениях ГРУ и ВДВ стали задумываться о форме для диверсионно-разведывательных подразделений. Она была сшита по принципу спортивного костюма: широкие штаны, не стеснявшие движений, и куртка-ветровка на пуговицах или молнии. Подобную форму можно наблюдать в фильме «В зоне особого внимания» (1977).
В начале 1980-х годов в СССР было разработано цветовое решение для полевой формы «Бутан». В войсках этот камуфляж был назван «Дубок». Цветная схема «Дубка» (так называемая «амеба»), предназначенная для размытия силуэта на дальних и близких дистанциях, состояла из светло-зеленого фона, на который были нанесены пятна зеленого и коричневого цвета. Но широкого применения «Дубок» в Советской армии не получил. После распада Союза камуфляж стал поступать, в основном, в части спецназа и ВДВ РФ. И только с 1994 года «Дубок» стали привозить и в другие части Российской армии. А в 1998 году на смену ему пришла ВСР-98 «Флора», или «Березка». Она была приспособлена именно под зеленый растительный, преимущественно лесной, фон местности, что не всегда было уместно. Например, в условиях Северного Кавказа такая форма часто была демаскирующей. Из-за характерных полосок «Флору» прозвали «арбузным» камуфляжем.
В начале XXI века в рамках модернизации Армии России «Флора» была заменена пиксельным камуфляжем – маскировочным рисунком «Темный». Сами военные прозвали такой камуфляж «цифровая флора», «космос», «пиксель». Несмотря на то что в официальных документах МО РФ данное обмундирование проходит под нейтральным названием «ЕМР» – единый маскировочный рисунок, и там нет-нет да и встретятся знакомые термины «цифра» или «пиксель». Данный камуфляж разрабатывался в качестве универсального рисунка и в зависимости от цветового решения мог быть приспособлен к самым различным видам местности. Интересно, что маскировочный костюм в составе комплекта боевой индивидуальной экипировки «Ратник» выполнен с тем же маскировочным рисунком «Темный». А, как известно, «Ратник» считается боевой экипировкой «солдата будущего».