Этот замок был построен женщиной-архитектором Джулией Морган, которая использовала самые передовые технологии начала XX века. В каждой его комнате звучала музыка с фонографа, установленного в подвале, а гости передвигались на лифтах и созванивались друг с другом с помощью 8о телефонных аппаратов.
Хэрст-касл (Hearst Castle) – любимое детище бизнесмена Уильяма Рэндольфа Херста, владельца целой империи СМИ. В 1919 году в империю Херста входили 28 газет, 13 журналов, восемь радиостанций, четыре киностудии и коммерческая недвижимость. На него работала 31 тысяча сотрудников.
Отец «желтой прессы»
Уильям Херст стал родоначальником жанра «желтой прессы» и добивал конкурентов гигантскими заголовками о преступлениях и катастрофах, слухах и сенсациях. Он не был тем, кто «сделал себя сам», состояние было унаследовано от матери. Та, в свою очередь, получила его от мужа – Джорджа Херста, владельца шахт, газет и обширных земельных угодий.
Уильям Херст дважды избирался в палату представителей США и безуспешно пытался стать мэром Нью-Йорка и губернатором. В молодости он придерживался прогрессивных взглядов, но с возрастом стал консервативнее. После революции в России превратился в ярого антикоммуниста, с презрением относился к Лиге Наций, недолюбливал Старый Свет и ненавидел Россию.
Популярность газет Херста достигла пика в середине 1930-х годов. В это время тиражи его газет достигли 20 миллионов.
Небольшой и уютный?
Решение построить что-нибудь на холме La Cuesta Encantada («Зачарованный холм») пришло к Херсту в 1919 году. Участок земли с холмом, которым владел Херст, находился на полпути между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско, в восьми километрах от океана.
Сначала речь шла о бунгало – одноэтажном домике с обширными верандами. Херсту было уже 56 лет, и поначалу все, что он хотел, – это дом поуютнее. «Я уже слишком стар, чтобы ночевать среди леса в палатке», – шутил он. Но постепенно идея разрослась до настоящего замка.
Для проектирования он обратился к дизайнеру Джулии Морган. Она была единственной в США независимой женщиной-архитектором и работала в Сан-Франциско, в архитектурной мастерской Джона Ховарда. Расчет Херста был сугубо меркантильным – женщине он мог меньше платить.
Сотрудничество с Херстом было сложным: строительство предполагалось в отдаленном районе, а заказчик был крайне требовательным – переписка между Херстом и Морган насчитывала 3700 писем и телеграмм. Уже через месяц Херст передумал строить бунгало и решил начать строительство чего-нибудь более масштабного. Было решено остановиться на доме в испанском колониальном стиле, но без излишних орнаментов и элементов, с использованием средиземноморского стиля и элементов Ренессанса. Фундамент решили делать из камней, добытых на холме, а стены возвести из прочного бетона с добавлением песка из залива Сан-Симеон. Кирпич и черепицу изготавливали на месте. Для внутреннего дизайна были наняты лучшие специалисты.
В результате Морган и еще одна женщина-архитектор – Джулиан Месич – спроектировали поместье Hearst Castle, с 42 спальнями. Здесь насчитывались 61 ванная комната, 19 гостиных, гостевые дома, огромный внутренний сад, два бассейна, корты, кинотеатр, зоопарк и аэродром – в общем, все, о чем только мог
мечтать богатый человек.
Однако Херст все время вмешивался в проект, стройка затягивалась и не была завершена даже в 1930 году. Понимая, что он создает для Морган дополнительные сложности, Херст однажды в письме даже просил Морган как можно быстрее завершить строительство гостевых домов, «пока я не придумал что-нибудь еще». Справедливости ради надо сказать, что со временем у Херста появились финансовые трудности, и весь комплекс так никогда и не был завершен окончательно. В последний раз Херст уехал из поместья в 1947 году, но внутренняя отделка замка так и не была окончена.
Проблемы и решения
От офиса Морган до округа Сан-Луис-Обиспо было около 200 миль, и дорога на поезде занимала до восьми часов. Затем Морган приходилось ехать на машине еще 50 километров. Никаких селений поблизости не было, и второй проблемой стала доставка к холму рабочих строителей и стройматериалов. Их привозили сначала морем до причала 8 заливе Сан-Симеон, а потом по специально построенной железной дороге везли на холм.
Третьей серьезной проблемой стала нехватка воды для фонтанов и бассейнов: ее на «Зачарованном холме» не было, а ближайшие полноводные источники находились в 11 километрах от него, на пике Пайн-Маунтин – горе высотой в 1100 метров. Морган пришлось решить эту проблему, построив три водохранилища и проложив водопровод, работающий от перепада высот. Четвертой проблемой стало обеспечение замка электричеством – ее удалось решить в 1924 году, когда обеспечение поместья энергией взяла на себя компания San Joaquin Light and Power Corporation. Пятой проблемой являлись сильные штормы и зимние бури, которые приходили с западного побережья. Однажды Херст пошутил, что дома в замке можно называть Дом пневмонии, Дом дифтерии и Бунгало гриппа. А сам замок он предлагал переименовать в Главную клинику. «Прежде чем строить что-то еще, – писал он Морган, – давайте сделаем то, что есть, практичным, удобным и красивым. А пока я сбегаю отсюда; мы промерзли до костей».
Роскошный черновик
Известно, что гонорары Морган за 20 с лишним лет непрерывной работы оказались равны всего 70 755 долларов. Большая часть этой суммы была потрачена на разъезды. Всего же Херст вложил в замок не менее 10 миллионов долларов. Общая сумма с трудом поддается учету, так как Херст часто выводил деньги из своих компаний без всякой отчетности.
К началу 1940-х годов его долги составили 87 миллионов долларов. Херсту пришлось расстаться с земельными наделами и распродать коллекцию антиквариата и картин, чтобы его империя осталась на плаву.
Но строительство того стоило. На «Зачарованном холме» один за другим появились три гостевых домика Casa del Маг, Casa del Monle, Casa del Sol. Центральный дом получил название Casa Grande. Его площадь составила 68 500 квадратных футов (один квадратный фут является эквивалентом 0,09290304 квадратных метров). Фасад здания окружали колокольни, спроектированные по образцу башен в церкви Санта-Мария-ла-Майор.
Ко входу ведет белоснежная лестница. На террасе находится пруд со статуей Галатеи на дельфине.
Одной из самых лучших комнат Casa Grande стала главная приемная, интерьер в которой был признан самым роскошным в Сан-Симеоне. Площадь этого помещения составляла 2500 квадратных футов, потолок оформлен в стиле итальянского палаццо и украшен гобеленами. Трапезная создавалась в готическом стиле, с хорами и свисающими с потолка шелковыми флагами. Мебель для столовой была привезена из итальянского монастыря, а серебряная посуда вызвала у гостей восторг.
Над залом собраний, оформленным в византийском стиле, находилась не менее шикарная библиотека, в которой было собрано 5 тысяч книг и хранилась коллекция греческих ваз.
В замке практически отсутствуют лестницы. Его обитатели передвигались на лифтах, а на крайний случай были предусмотрены узкие лестницы в угловых башнях замка. Даже в зал приемов Херст мог попасть на лифте – его неожиданное появление часто производило впечатление на гостей.
В Casa Grande была установлена система, позволявшая его обитателям наслаждаться звучанием фонографа, установленного в подвале. Звук распространялся по трубам через систему динамиков. В поместье было установлено 80 телефонных аппаратов, которые круглосуточно соединялись через коммутатор. Площадь подвала составила 9 тысяч квадратных футов. В нем находились винный погреб, котельная, кладовые и парикмахерская.
Разумеется, отделка замка шла начиная с нижних этажей и заканчивая верхними, поэтому многие комнаты так и не были оформлены, когда Херст скончался в возрасте 88 лет в 1951 году. В 1957 году его корпорация была вынуждена передать замок штату Калифорния – ведь на содержание требовались немалые средства. Сейчас в замке музей, а члены семьи Херст до сих пор сохранили право жить и останавливаться в поместье.