Многие почему-то полагают, что основным головным убором индийца является тюрбан. Это не так: тюрбаны в Индии носят в основном сикхи. А их численность среди 1,5 миллиарда человек населения этой страны составляет всего лишь 2%…
До XV века в Индии господствующими религиями были индуизм и ислам. Пока духовные учителя – гуру – не объединили разрозненные учения в сикхизм. Считается, что родиной этого учения является современный штат Пенджаб. Сикхизм происходит от слова «сикх», означающего «ученик». Стать сикхом можно только благодаря неукоснительному следованию канонам учителя-гуру. Сегодня сикхов можно повстречать практически везде, начиная с Индии, улиц Европы и Америки и заканчивая Россией. Их легко можно узнать по ярким тюрбанам на голове. На сегодняшний день, число последователей сикхизма превышает 25 миллионов человек. Почти все они – пенджабцы.
Нанак – первый гуру
Первым гуру сикхов был Нанак, который жил в XV веке. Он родился в пакистанском селении Талванди. Сегодня это селение стало святыней сикхов и носит его имя – Нанкана-Сахиб.
О его детских годах известно не так много. Он рос в обычной индуистской семье. В возрасте пяти лет стал изучать санскрит и язык персов.
Как только Нанаку исполнилось 30 лет, он неожиданно для всех исчез. Однако вернувшись спустя три дня, рассказал близким, что виделся с Богом. Господь, по словам Нанака сообщил, что религиозные течения на полуострове Индостан не являются истинной верой. Путь к ней лежит через неукоснительное следование канонам и обязательному совершению паломничества. С тех пор Нанак стал называть себя Нанак Дас, что означает «раб Божий».
В течение следующих 20 лет Нанак странствовал и посещал ключевые святые места в Индии, Афганистане, Шри-Ланке, Ираке, Мекке и Медине. Везде, куда бы он ни попадал, Нанак проповедовал свое учение.
В конце концов, гуру нашел пристанище и поселился в Картарпуре, окружив себя своими последователями-учениками. Со временем община превратилась в своего рода государство в государстве, со своей идеологией, законами и вождями.
Проповедуя новое религиозное учение, Нанак всячески опровергал правильность других вер – ислама и индуизма. Особый акцент гуру делал на женщинах, считая их источником жизни на земле. Он говорил, что именно женщине обязаны своим существованием даже самые величайшие люди в мире. Отметим, что в других вероучениях, таких как ислам и индуизм, женщина является духовно низшим созданием по сравнению с мужчиной.
Сикхизм относится к монотеистической религии (вера в одного Бога). Его учение гласит: «…В каждом человеке есть Бог. Каждый способен расти и развиваться духовно». Сикхи путем медитации должны услышать голос Бога. Можно сказать, что три постулата – любовь, вера, свобода выбора – выступают основой сикхизма. «Будь свободен в собственном выборе, отстаивай выбор, но не навязывай свое мнение другим!»
Из главных постулатов сикхов можно выделить следующие.
– Монотеизм. Однако Бог для сикхов находится в двух ипостасях. Первая – это абсолютный Бог Ниргун, а вторая – личностный Саргун.
– Сикхи полагают, что все сотворено Богом и должно ему подчиняться. Это касается различных божеств и духов. Любое поклонение, кроме как Богу, сикхи считают неприемлемым.
– Сикхи считают, что нет никакого смысла исполнять различные ритуалы без веры в Бога. Если человек будет поклоняться Богу без корыстных личных побуждений, тогда Бог начнет благословлять этого человека.
– Человек полностью свободен в своем выборе, но добрые поступки позволяют ему приблизиться к Богу.
– Сикхи считают всех людей своими братьями. Они не разделяют их по расам, половым признакам или религиозным убеждениям.
– Манипулирование людьми поклонники сикхизма считают грехом, личная свобода для них значит очень много.
Каждый сикх по заветам Нанака должен обладать оптимистичным мышлением и проявлять любовь ко всем людям. Что касается загробной жизни, то согласно писанию после смерти человек возвращается к Богу. Ада и рая в данном учении нет.
Перед кончиной Нанак назначил своим преемником Лехну. Выбор был обусловлен тем, что тот был самым лучшим учеником Нанака. Однако получив сан, Лехна переименовал себя на Ангада. Он продолжил дело своего учителя и распространял новую веру при помощи активной просветительской деятельности. Известно, что он обучал молодежь основам пенджабской письменной речи – гурмукхи. Кстати, именно на этом языке он записал 974 гимна гуру Нанака, к которым он добавил своих 62.
Амар Дас
Огромный вклад в распространение учения внес третий гуру Амар Дас. Свою паству он разделил на 22 манджи. Примечательно, что каждая манджа стала возглавляться самыми талантливыми учениками гуру. Каждая из групп-мандж помогала учителю наставлять людей на путь истинный. Интересно, что среди проповедников были и женщины, что является революционным феноменом среди патриархально настроенного общества, где мужчина является лидером. Также при гуру Амар Дасе во время индуистских праздников сикхи стали собираться вместе два раза в год, тем самым демонстрируя свою обособленность от других учений.
Первым учителем из семьи сикхов был пятый гуру Арджан, живший с 1563 по 1606 год. Он известен как создатель «Золотого храма» в Амритсаре, ставшего святыней и местом паломничества сикхов. Отметим также, что именно эта святыня стала местом движения сепаратистов в 70-80-х годах XIX века. Гуру создал сикхские гурдвары. В 1604 году он составил первый в истории сборник священных текстов гуру «Ади Грантх». Гуру Арджан вошел в историю и тем, что он стал первым сикхом-мучеником, поскольку подвергся казни императором Моголом по обвинению в измене.
Как появились хальса
Репрессии, которым подвергли сикхов, подорвали присутствующий в учении пацифизм. Гуру Гобинд Сингх, родившийся в 1666 году, стал формировать из преданных последователей военные отряды, называемые «хальса». Именно с этого времени сикхи придумали атрибуты, отличающие их от других. Отныне их отличали по длинным волосам, что символизирует святость наставника; кинжалу, означающему духовную силу; гребню, показывающему порядок. У каждого сикха на руках были надеты стальные браслеты, олицетворяющие единство с Богом. А головным убором стал служить тюрбан, символизирующий защиту веры.
Кстати, хальса – это одно из ортодоксальных направлений, к которому привержено большинство сикхов. Другим, малочисленным направлением являются сахаджхари. Они не приемлют нововведений Гобинд Сингха и, напротив, почитают первого гуру Нанака. Интересно, что это направление имеет и свои течения, такие как «удаси», признающие лишь первых сикхских гуру, и «намдхари» с «ниранкари», верящие в преемственность живых гуру, одним из которых был, например, Дайал Сингх. Иными еще меньшими движениями являются «рамраи», «нирмала», «беди» и другие, в том числе неосикхские организации. Ортодоксальные сикхи не считают сахаджхари частью сикхизма.
Некоторые исследователи религий считают, что сикхизм – это некое видоизмененное подобие ислама. Действительно, как было упомянуто выше, сикхизм возник на основе ислама и индуизма. Но связь с исламом прослеживается лишь в ритуальных гимнах, напоминающих намаз, и том, что мужчины носят тюрбаны и бороды, покрывают голову и снимают обувь перед входом в храм.
Кроме того, с исламом сикхов связывает и арабский стиль в архитектуре. Но отличий, конечно же, гораздо больше.
Хотя Гобинд Сингх и учил, что единственным гуру в будущем будет «Ади Грантх», сегодняшние сикхи почитают и поклоняются памяти всех 10 основателей веры на ежегодных празднествах. Сегодня сикхизм – открытая религия, каждый может стать последователем этой веры. Согласно своду законов, сикх – это «любой человек, который чистосердечно верит в Единое Бессмертное Бытие, в 10 гуру и их учения, в церемонию очищения, завещанную десятью гуру».
А еще, чтобы стать последователем сикхизма, необходимо пройти обряд посвящения «Амрит». Во время ритуала новичку дают выпить святую воду из большого озера при Золотом храме. После посвящения мужчины получают отчество Сингх («лев»), а женщины – Каур («принцесса»). В целом, можно сделать вывод, что сикхизм сегодня одна из самых толерантных и дружелюбных религий.