В европейской культуре высекать скульптуры из горных массивов первым предложил Микеланджело Буонарроти. Но только в XX веке западные скульпторы подхватили идеи Микеланджело. Титанический размах получил проект Джона Гутзона Борглума, который высек портреты четырех американских президентов из толщи горы Рашмор в Южной Дакоте. Лица Джорджа Вашингтона, Томаса Джефферсона, Авраама Линкольна и Теодора Рузвельта скульптор вместе с группой рабочих начал вырубать в 1927 году, а закончил эту работу уже сын Борглума в 1941 году.
Проекты монументальных каменных скульптур в СССР выдвигались задолго до Борглума. Еще до революции российские скульпторы начали осваивать в качестве материала естественно расположенные каменные глыбы. Например, в 1910 году каменщик Федор Давыдов высек в скале близ причерноморского селения Архипо-Осиповка первый в мире памятник Льву Толстому.
Концептуальную законченность данной идее придал скульптор Степан Эрьзя, чьи нереализованные планы по «ваянию гор» наделали много шуму. Уже весной 1918 года Эрьзя собирался ехать на Урал, чтобы делать памятники, созвучные, по его мнению, новой эпохе.
«Там много хорошего мрамора, – объяснял Эрьзя. – Там из горы можно сделать громадный памятник-голову. Можно голову Маркса или Ленина. При большевиках работать можно».
В 1920 году Эрьзя присмотрел Александровскую сопку в гряде Урал-Тау, которую он собирался превратить в портрет Ленина высотой 200 метров. Основные формы головы вождя, как считал Эрьзя, уже заложила сама природа, требовалась лишь незначительная «доработка» горы. Монумент должен был называться «Освобождение от рабства». Однако скульптор не смог найти финансирование ни для этого проекта, ни для двух аналогичных – памятника Степану Разину в Жигулевских горах и памятника Революции на Кавказе. Стоит добавить, что, узнав из газет о скульптурах Борглума, Эрьзя счел американца похитителем своих идей.
Титан в Кисловодске
Иным путем пошел ученик Степана Эрьзи, студент Азербайджанской высшей художественной школы Владимир Ингал. Вместе с товарищем Рубеном Шхияном он отошел от нарочитой гигантомании наставника. После смерти Ленина в 1924 году два скульптора приехали в район Красных Камней – так называется группа скал из красного песчаника на территории нынешнего Кисловодского национального парка. Там Ингал и Шхиян вырубили в скале горельеф в память об умершем председателе СНК.
«Молодой рабочий-скульптор у г. Кисловодска в скале “Красные камни” выдолбил голову Ленина в два человеческих роста», – писал журнал «Огонек» (№35 за 1924 год).
Кисловодский Ленин получился как бы выглядывающим из пещеры, а черты его лица, судя по сохранившимся фотографиям, были весьма грубыми и далекими от позднего советского «канона». На открытие памятника приехали Надежда Крупская и сестра Ленина Мария Ульянова. Памятник находился недалеко от Дома отдыха ЦИК СССР, так что высокопоставленные курортники частенько совершали к нему «паломничество». Но особенности материала сыграли со скульптурой злую шутку. Под воздействием дождей и ветров от песчаника отслаивались куски, и Ленин становился все меньше похож на себя. Довершило разрушение портрета землетрясение. В 1926 году остатки работы Ингала и Шхияна скололи. Вместо этого в скале продолбили нишу в форме пятиконечной звезды, в центре которой установили барельеф, отлитый из бронзы скульптором Вячеславом Андреевым. В таком виде памятник существует и по сей день.
Амазарский Сталин
Монументальные памятники оказались востребованы и в 1930-х годах, только место вождя мирового пролетариата прочно занял усатый «отец народов». А на смену студентам-энтузиастам пришли скульпторы-невольники.
Одним из символов ГУЛАГа можно считать бюст-барельеф Иосифа Сталина, высеченный из скалы над железнодорожным полотном 7031-го километра Транссиба. Памятник находился между станцией Амазар и полустанком Германовским (ныне Могочинский район Забайкальского края). Гигантский плоский Сталин «вырос» над рельсами в 1935 году, когда в этих местах прокладывали вторую ветку Транссиба. Строго говоря, скальным монументом его можно считать лишь частично – природный материал авторы оставили в шестиметровом основании памятника. Лицо же Сталина было выполнено из камней, кирпичей, бетона и железной арматуры. Чтобы добиться эффекта целостности, поверхность бюста отбелили известкой.
Есть две основные версии появления «амазарского Сталина». Согласно первой из них (поэтической), скульптуру изваял неизвестный заключенный-энтузиаст, тайком залезая на гору по ночам. Согласно второй (более вероятной) – зек-скульптор с двумя товарищами выполнял работы по договоренности с лагерным начальством, надеясь досрочно выйти на свободу. Чтобы скульптура была похожа на оригинал, зеков консультировали заезжие профессионалы. Работы велись на большой высоте с нарушением правил техники безопасности, из-за чего один рабочий сорвался вниз и погиб.
В течение двух десятилетий памятник использовался для политической пропаганды. О приближении к скульптуре начальник поезда объявлял пассажирам по громкоговорителю. Как рассказывается в книге Владимира Суханова «Прощай, Дебора», скорость движения на данном участке дороги замедлялась до пяти километров в час, чтобы все могли разглядеть скульптуру. А в день похорон Сталина в 1953 году пассажиров высадили возле памятника для торжественного митинга. После разоблачения культа личности «амазарский Сталин» стал неудобен для властей. Поэтому «неожиданно» обнаружилась «опасность обрушения скалы», и 20 сентября 1956 года железнодорожники взорвали монумент «от греха подальше».
Ленинский Иконостас
После событий XX съезда советские скульпторы уже не спешили вырубать в скалах лица правящих вождей. Вся тяжелая работа могла пойти насмарку из-за очередного крутого поворота «генеральной линии партии». Да и Хрущев с Брежневым казались не столь внушительными фигурами, как основатели Советского государства. Тем не менее в поздний советский период по-прежнему были востребованы портреты классиков марксизма-ленинизма.
Один из самых уникальных «скальных монументов» можно увидеть на горе Иконостас под селом Удаловка в Турочакском районе Республики Алтай. Здесь на 45-метровой высоте высечен барельеф Ленина диаметром 1,9 метра. Портрет вождя изваял в 1957-1958 годах местный житель Иван Сычев, бывший первый секретарь Турочакского райкома комсомола. По одной версии, узнав о своей тяжелой болезни, он решил оставить о себе добрую память в народе. По другой версии, враги Сычева распространили слухи о его сумасшествии, и он взялся за трудное дело, чтобы показать окружающим свой здравый ум.
Иван Сычев не был профессиональным скульптором, но имел опыт работы горноспасателем. Он спустился с вершины горы по веревочной лестнице, закрепил на плоском откосе деревянную люльку и приступил к работе. Барельеф Сычев высекал с помощью зубила с победитовым наконечником. Он работал несколько недель, местами глубина скола камня достигает 30 сантиметров. Около портрета Сычев сделал надпись: «Имя Ленина, его дело, его труд и учение будут жить вечно».
В довершение темы стоит упомянуть о феномене советской «наскальной живописи». Большой популярностью у туристов пользуются написанные красками в горах портрет Ленина работы Николая Шуклина в Пятигорске, портреты Сталина в Куртатинском и Цейском ущельях Северной Осетии.
Грандиозное живописное «полотно» украшает скалу Трех Вождей в отдаленном районе Башкирии, над рекой Белой. Рисунок выполнил в 1979-1980 годах художник-альпинист из города Мелеуз Булат Рахимов, которому помогали жена Татьяна и ее брат. На скале нарисованы Маркс, Энгельс и Ленин, размеры группового портрета составляют 50 метров в высоту и 70 метров в длину.