В список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО от Боснии и Герцеговины включены два моста и уникальные средневековые надгробия, которые кроме балканских стран не имеют аналогов в мире. Относятся они к XII-XVI столетию, а их назначение вызывает споры.
Разного рода скопления обработанных камней в археологии не редкость. На раннем этапе развития общества люди по всему свету ставили менгиры, кромлехи и дольмены. Для чего эти сооружения, иногда весившие десятки тонн, были предназначены – точно неизвестно. Совсем другое дело – христианские времена в Европе. Здесь отдельно стоящие и отдельно лежащие обтесанные камни носят только один – погребальный характер. Но и тут не все так просто.
Голые мертвецы
Средневековые надгробия в европейских странах прошли несколько этапов развития – от простой плиты с грубо высеченным на ней крестом и (или) вертикально поставленного каменного креста до композиций со скульптурным изображением усопшего. Такие надгробия в большом количестве сохранились в семейных склепах, церквях и монастырях. Некоторые из них, транзи, выглядят зловеще и пугающе, поскольку показывают тела погребенных на стадии
разложения.
Появились транзи в XIV веке, когда по миру прокатились эпидемии чумы. Служили они одной цели – напоминать о бренности бытия. И вот вместо роскошно одетых дам и господ, которых прежде изображали будто бы спящими, скульпторы начали высекать голых мертвецов с торчащими ребрами и провалившимися щеками. А наиболее именитые покойники и вовсе выставлялись в двух ипостасях на двухъярусном ложе: сверху – «спящий» покойник, снабженный символами власти и роскошно одетый, снизу – он же, но уже как голый разлагающийся труп, чтобы помнили все, что богатство и власть не вечны, а смерть уравнивает всех.
Балканские надгробия не таковы. Реалистичного изображения мертвецов на них нет. Но и на привычные нам кладбищенские памятники они тоже не похожи. Хотя первые балканские надгробия датируются XII веком, современники в упор их не замечали. Первое упоминание о стечках, или стеччи, как звучит название этих погребальных плит у боснийцев, сербов и хорватов, относится к 1530 году, когда о них упомянул словенский дипломат Бенедикт Курипешич. Век спустя на них обратил внимание турецкий путешественник Эвлия Челеби, который включил описание странных камней в свой путеводитель по Османской империи. Еще спустя век ими заинтересовался уроженец Хорватии Андрия Качич-Миошич – известный поэт и монах. Но наибольший резонанс имело описание надгробий в «Путешествии в Далмацию» венецианского ученого, писателя и картографа Альберто Фортиса. Романтически на-строенный человек немедленно заявил, что эти странные каменные плиты лежат и стоят над могилами гигантов! Вот тогда-то европейская публика и проявила к ним интерес.
Каменное разнообразие
На протяжении всего XIX века то один, то другой путешественник и натуралист не забывал упомянуть могильные стечки. О происхождении этих камней яростно спорили, выдвигали теории и, в зависимости от национальной принадлежности, пытались «привязать» эти надгробия то к боснийской, то к хорватской, то к сербской истории. Самое интересное, однако, что многочисленные стечки, разбросанные по всем балканским странам, нельзя было свести к единому стандарту. В каждой местности они выглядели по-разному. Для систематизации ученым даже пришлось ввести семь типов надгробий: плита, сундук, плита с постаментом, высокий сундук или фронтон, высокий сундук (фронтон) с постаментом, колонна, крест. Правда, все эти формы можно условно свести к двум типам: стечки горизонтальные (лежачие) и стечки вертикальные (стоячие). Наибольшее количество памятников находится в Боснии и Герцеговине – свыше 60 000, причем наиболее популярной моделью были сундуки и плиты (40 000 и 13 000 соответственно). Первыми, как считается, появились стечки в виде горизонтально уложенных плит, а сундуки начали возводить в середине XIV века, вертикальные столпы и кресты – еще спустя век. Причем ученые видят в появлении вертикальных конструкций прямое влияние турецкого обычая устанавливать на могилах высокие каменные блоки. Именно в это время Македония и Сербия попали под власть турок.
В свою очередь захоронения с плитами были характерны для народов западного Средиземноморья и давно уже прижились на Балканах. Форма, высота и богатство отделки зависели от умений мастеров и платежеспособности заказчиков. Поскольку основными клиентами выступали знатные семейства, то многие надгробия украшались каменной резьбой и рисунками. Со временем и у менее богатых местных жителей Балкан установилась традиция хоронить мертвецов под изукрашенными стечками.
Многословные подписи
Многие стеччи снабжены надписями – от самых коротких, с именем покойного и родом его занятий, до многословных описаний подвигов усопшего, моральных сентенций, перечисления мертвых и живых родственников. «Я родился в великой радости и умер в великой печали», «Пришел я в этот мир голым, голым из него ухожу», – сообщают мертвые с могильных камней.
Но самое интересное не надписи, а рисунки. Для систематизации их пришлось разделить на группы: символы социальные, религиозные, хоровод смерти, отдельные фигуры, орнаменты, не идентифицированные изображения. Орнаментальный ряд включает звезды, спирали, розетки, аркады, полумесяцы, лилии, виноградную лозу с плодами и без плодов. Нередко на плитах изображался человек с поднятой рукой, а также шествие коней, оленей, сцены охоты, рыцарские поединки, хороводы. Некоторые рисунки ученые предлагают трактовать символически, хотя сцены выглядят «как в жизни». Так, на одном камне изображена процессия всадников с брошенными поводьями, их руки протянуты к небу. На другом – над связанным львом парит дракон. На третьем изображен конь со змеей. На четвертом – олень с птицей.
Некоторые рисунки внешне похожи на гербы, но расположение символов на щитах отличается от геральдических. Специалисты предлагают их читать как намеки на древние дохристианские культы, бытовавшие в этой местности. Они считают, что эти рисунки напоминают изображения на артефактах япидов, иллирийского населения античной Истрии, племенным тотемом у которых были священные кони и змеи. Олени с птицей на огромных рогах или на спине, обращенные мордами на запад, по мнению ученых, тоже участвовали вовсе не в сцене охоты, а переносили душу усопшего в загробный мир.
Кто их создал?
Надгробия относятся к закату Средневековья, когда европейские народы уже приняли христианство. Но все на памятниках говорит, что люди, создавшие эти каменные рельефы, бережно хранили языческие традиции. И тут стоит сказать об особенностях боснийского христианства. В XII веке в этой местности образовалась особая местная церковь, ее так и называли – боснийской. И что православные патриархи, что католические папы считали ее еретической. Во главе этой церкви стоял дед (аналог верховного иерарха западной или восточной церкви), рангом ниже были «гости», обязанные поддерживать порядок в церкви и принимать странников, рядовая масса называлась «крестьянами», это были монахи. Все они принимали обет бедности, зависели только от собственного труда, не признавали десятину и не имели земельных владений. По сути, они стремились жить как первые христиане. Практически вся боснийская знать относилась к боснийской церкви. Вполне возможно, что часть надгробий, изображения на которых так смущают современных ученых, принадлежала верующим этой непризнанной христианской конфессии.
По другой версии, боснийские некрополи создали валахи, или влахи, которые жили в этих местах с незапамятной древности и сохранили собственную культуру. В боснийском государстве Стефана Твртко они считались военным сословием. Интересно, что регионы, куда в XV веке народ мигрировал из Боснии, совпадают с местами в Хорватии и Сербии, где появились одиночные стечки. Влахи довольно поздно приняли христианство, недаром ведь в 1372 году папе римскому пришлось посылать туда миссионеров. От проповедников веры Христовой влахам пришлось скрываться по лесам и горам. Одиночные стечки находят как раз в таких недоступных местах. А исчезновение стеччи совпадает с турецким завоеванием, а в нем-то влахи как раз приняли активное участие и охотно приняли ислам.