В 1970 году на экраны выходит фильм Эриха фон Дэникена «Воспоминания о будущем». И если до того о перуанском плато Наска широкая публика не знала ничего, то после премьеры фильма исчезнувшая с лица земли культура индейцев Наска начала волновать всех. Ведь Дэникен утверждал, что геометрические фигуры и рисунки на пустынном плато не что иное, как взлетно-посадочные полосы древнего космодрома…
Ажиотаж вокруг загадочных геоглифов Наски можно понять. Не прошло и десяти лет, как первый землянин облетел планету на космическом корабле, пяти – как первый землянин вышел в открытый космос, и меньше года с того момента, как первый землянин прогулялся по Луне. За прилунением «Аполлон-11» следили телезрители во всем мире. Так что момент для объявления плато Наска древним космодромом был выбран очень удачно.
Линии, невидимые с земли
Если земляне смогли посадить свой космолет на Луне, почему бы иные цивилизации в далеком прошлом не могли послать свой звездный десант на Землю? Рисунки на плато Наска, казалось бы, говорили сами за себя: рассмотреть их можно было только с большой высоты.
Однако Эрих фон Дэникен вовсе не был первооткрывателем таинственных картинок. Первым человеком, увидевшим изображения на плато, был конкистадор Педро де Сьеса де Леон, сообщивший об их существовании еще в 1553 году. Описывая «большую и прекрасную» дорогу инков в «Хронике Перу», он сообщал, что на всем ее протяжении посреди песков сделаны знаки, указывающие правильное направление. Разумеется, рассмотреть Педро Сьеса де Леон мог только небольшие «картинки». Широкие полосы и линии выглядели как «большие и прекрасные» дороги.
Но только в 1920-е годы стало понятно, что «улицы» или «дороги» образуют огромную сеть рисунков, которыми покрыто все плато Наска на протяжении многих километров. О рисунках докладывали властям перуанские летчики, а в 1927 году их заметил с гор археолог Торибио Мехиа Ксеспе. Через 12 лет на археологической конференции в Лиме он даже сделал о них доклад. Но первым из ученых, кто всерьез занялся изучением линий Наски, был американский археолог Пол Косок. Во время аэрофотосъемки древних ирригационных сооружений, которые он изучал, Косок с удивлением увидел внизу изображение птицы. А в другой раз ему посчастливилось разглядеть, что во время зимнего солнцестояния некоторые линии Наски сходятся на горизонте. С этих наблюдений все и началось. Совместно с археологами Ричардом Шеделем и Марией Райхе Косок стал выяснять, кто мог создать рисунки, которые можно разглядеть лишь с высоты, и каково может быть их назначение. Конечно, ни о каких инопланетянах речь не шла. Косок, Шедель и Райхе искали создателей картинок среди землян. Мария Райхе посвятила исследованию этих изображений всю свою жизнь.
Будучи родом из Германии, она даже поселилась на плато, чтобы быть поближе к загадочным линиям Наски. Именно она привлекла к ним внимание научной общественности, занимаясь защитой этих геоглифов, и добилась, чтобы они были внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В научной среде Марию Райхе так и называли – «Повелительница линий». Райхе считала, что фигуры выполнены с огромной математической точностью и представляют своего рода карту звездного неба, какой ее себе представляли древние перуанцы. Она выделила 18 изображений птиц и животных, которые соответствуют тем или иным созвездиям.
Светлое на красном
Линии Наски создавались очень простым способом: люди снимали верхний слой красно-коричневой пустынной гальки, и обнажался нижний – более светлый, желто-белесый – слой глины с высоким содержанием извести. Влажный утренний воздух, контактируя с расчищенной «траншеей», мгновенно делал ее твердой и прочной. Рисунок сохранялся на века. И благодарить тут нужно особый климат плато Наска, где практически нет ветра, дожди – огромная редкость, а температура круглый год держится на уровне 25 градусов. И особенности почвы: на гальке практически не остается следов, даже от машин. В то же время поверхностный слой почвы на плато мягкий и легко снимается. Работа не требует больших физических усилий.
Единственная сложность была в создании больших рисунков. Но и для этого, как опытным путем в начале нашего века выяснил разоблачитель сверхъестественного Джо Никелл, не требуется ни инопланетян, ни высоких технологий. Достаточно уметь обращаться с координатной сеткой и иметь при себе деревянный колышек и веревку. Остатки таких колышков археологи находят по всему плато. И относятся они к археологической культуре Наска, существовавшей в Перу со II века до нашей эры до VI века нашей эры, а то и к предшествовавшей ей культуре Паракас, существовавшей с VIII по II век до нашей эры. Для создания крупных рисунков делался первоначальный эскиз, на который накладывалась координатная сетка, а потом местность разбивалась на квадраты, и в каждом квадрате линии переносились с плана на местность. Оказалось, что для воспроизведения «эскизов» довольно небольшой группы людей. Даже самые крупные изображения могли быть созданы всего за пару дней.
Линии рисунков были неглубокие – всего 10-15 сантиметров, редко 25-50, неширокие – 30-33 сантиметров, редко 1,5-1,8 метра. Но самые крупные геоглифы Наски впечатляют размерами: изображение дрозда достигает 93 метров, рисунок кондора – 134 метров, длина обезьяны – 93 метра, ее ширина – 58 метров, паук занимает 47 метров, а некоторые геометрические фигуры достигают 370 метров. Впечатляет и масштаб работ: рисунки Наски занимают 450 квадратных километров. На сегодняшний день археологами открыто более 13 тысяч отдельных линий и полос, не образующих рисунка, 700 геометрических фигур – в основном треугольников, трапеций и спиралей, и около 30 изображений флоры и фауны – дрозд, паук, кондор, ящерица, обезьяна, собака, кит, дерево, цветы, цыпленок, цапля. Есть среди рисунков и схематичное изображение человека. Условно все линии Наски можно разбить на рисунки и полосы. Наиболее древние изображения – фигурные, и относятся они по времени к культуре Паракас. Последние линии сделаны не позднее VI века, и это уже полосы.
Рисунки для богов
Индейцы культуры Паракас, жившие в долинах Ика и Рио-Гранде-де-Наска, оставили не только геоглифы, но и древнюю обсерваторию недалеко от города Чинча-Альта. Они были искусными ткачами и умели выделывать одежду из пуха летучих мышей. Их ткани славились орнаментом, насыщенностью цвета и необычайной устойчивостью красок. Погребальные саваны мумий Паракаса, найденные в многочисленных подземных гробницах, сохранили яркость тканей до наших дней. Еще одной особенностью этих индейцев было пристрастие к деформации черепов.
Индейцы культуры Наска унаследовали достижения своих предшественников. Они занимались земледелием и орошали свои поля с помощью ирригационных сооружений и каналов, возделывали бобовые культуры, картофель, маниоку, тыкву, перец, маис, авокадо, арахис, плели из тростника и камыша циновки, изготавливали ткани из хлопка и шерсти ламы, умели делать расписные тонкостенные глиняные сосуды, в том числе и сложной зооморфной формы. Рисунки на некоторых сосудах очень напоминают геоглифы на плато Наска.
Большинство ученых связывают эти геоглифы с какими-то религиозными ритуалами, связанными с положением солнца и созвездий на небе. С помощью «небесной магии» индейцы пытались повлиять на наличие достаточного количества воды, необходимой для полива полей. В условиях засушливого пустынного климата вода, разумеется, была вопросом жизни и смерти. Не случайно жители плато освоили строительство подземных каналов и акведуков. Некоторые из акведуков имеют форму спирали – вот и связь со спиралевидными геоглифами. Другие фигурные изображения на плато, очевидно, представляют местных богов, о которых мы ничего не знаем. По одной из версий, индейцы почитали каждое из этих божественных существ, совершая ритуальное шествие прямо по линиям их тел и затем принося им жертвы. Размеры рисунков тоже объясняются просто: их делали для тех, кто живет на небе. С неба ведь не рассмотреть маленькую картинку. Индейцы Наска это понимали и рисковать не хотели. Не угодить богам означало умереть.
Впрочем, от гибели цивилизацию Наска такая преданность богам не спасла. В погоне за увеличением посевных площадей индейцы безжалостно вырубали рожковые деревья, что не в последнюю очередь привело к изменениям климата. К 750 году от процветающей культуры Наска остались одни воспоминания. И – рисунки в пустыне.