Все, кто заезжает в Западную Европу, обращают внимание на старые соборы с высокими шпилями, цветными витражами и различными украшениями. Они выполнены, пожалуй, в самом узнаваемом стиле в архитектуре – готике.
Стиль оказал огромное влияние на восприятие мира людей Средневековья и продолжает восхищать до сих пор. А поскольку в готике создавались в основном католические соборы, то и ассоциации она вызывает именно религиозные. Какие же тайны хранит в себе этот стиль? И при чем тут тамплиеры?
Каркасное строительство
Готический стиль – это открытка эпохи Средневековья. Его невозможно перепутать с чем-то еще, поскольку он меньше всего вобрал в себя античные архитектурные традиции Греции и Рима. При этом само название «готика» появилось позже, во времена итальянского Возрождения. Это было своего рода насмешкой над «варварством» Средневековья, которое за тысячу лет набило оскомину и которое хотели поскорее забыть. К племенам готов, которые делали набеги на Римскую империю, стиль готика не имеет отношения, они ничего в нем не создавали. Просто так решили называть все неантичное, «варварское» искусство.
Можно заметить, что своими острыми шпилями, заостренными сводами и стрельчатыми арками готика как бы устремляется ввысь, к небу, выражая таким образом религиозное самосознание своей эпохи. Такой внешний вид должен был подчеркнуть незримое присутствие высших сил на земле. Религия была центром жизни средневекового человека, определяла его повседневный уклад. Так что растущие ввысь и вширь готические соборы имели вполне практическое предназначение – впечатлять неискушенную публику. К тому же увеличивавшееся население Европы требовало создания более вместительных соборов, которые могли бы принять больше прихожан, чем храмы романского стиля.
Развитие и распространение готического архитектурного направления историки относят к XII-XVI векам. Родиной стиля считается север Франции, откуда он постепенно распространялся по всей Западной Европе, от Англии до Италии. В Туманном Альбионе эта архитектура пришлась особенно по душе и в измененном виде продолжает воплощаться там до сих пор. Одним из самых выдающихся произведений искусства, созданных в готическом стиле в Англии, является собор в городе Солсбери с самым высоким в стране шпилем. А в стиле «неоготика» позже был построен Вестминстерский дворец, где заседает британский парламент и отбивает время колокол Биг-Бен.
В качестве основного материала для строительства, как правило, использовался тщательно обтесанный горный камень. А в Северной и Восточной Германии нередко строили из обожженного кирпича. Сама конструкция готического собора – это прорыв своего времени. Благодаря технологии равномерного распределения веса на каркас сооружения храмы стали вместительней и светлей – нагрузка ушла со стен на скелет здания, что позволило делать большие окна, заодно значительно продвинув вперед витражное искусство – разноцветные стекла потрясали людей не менее самих построек. Это разительно отличалось от романского стиля, поскольку выполненные в нем соборы имели толстенные стены и внутренние колонны – основная несущая нагрузка шла на них. Из-за этого окна приходилось делать маленькими, так что в романских соборах было меньше света.
Горгульи на страже
Особенно бросаются в глаза украшательные элементы готических соборов – различные орнаменты, кружева и, конечно, скульптурные композиции. Но если внутри храмов установлены понятные глазу статуи христианских святых или королей, то снаружи зачастую можно увидеть страшных монстров – горгулий и химер. Эти мифические существа с разными выражениями лиц стали своеобразной визитной карточкой стиля. Как и сама готика, горгульи появились во Франции. Впервые они упоминаются в VII веке в легенде о святом Романе из города Руана. По преданию, возле реки Сены поселилось чудовище, напоминавшее большую змею или дракона. Существо нападало на людей и корабли, плывшие по реке, доставляя всем большие неудобства. В народе его прозвали Гаргулья – в примерном переводе с французского «булькающий». Однако святой Роман силой молитвы усмирил монстра, после чего покорную Гаргулью сожгли на костре. Но в огне уцелела голова чудища, которую велено было повесить на стену Руанского собора в назидание прочей нечисти.
Ну а поскольку настоящих голов чудовищ не напасешься, их начали делать из камня. У готических соборов горгульи, ставшие нарицательным именем, получили и практическое предназначение – они выполняли функцию водостока, отводя дождевые струи на некоторое расстояние от стен, чтобы не подмывать фундамент. И многие скульптуры успешно справлялись с этой функцией в течение нескольких веков, пока европейцы не начали делать на зданиях металлические водостоки.
Однако зачем так нужно было помещать именно монстров на христианские храмы? Существует несколько версий. Согласно самой популярной, горгульи – элемент нашего мира, одно из его чудес, о котором можно наглядно, с помощью скульптур, рассказать неграмотным людям Средневековья. Во времена, когда даже читать умели далеко не все, убранство соборов служило яркой иллюстрацией сложных вопросов религии – такое, своего рода, христианство для чайников с картинками. По другой версии, горгульи – это усмиренная нечистая сила, подобно тому чудовищу, которого обуздал святой Роман. Они встали на сторону добра и с тех пор защищают соборы и всех находящихся в них людей от своих непокорившихся собратьев.
Но с готическими сооружениями связано много мистики и помимо горгулий. Существует, например, легенда об изготовлении украшений для собора Парижской Богоматери. В столице в то время был известный кузнец Бискорне, которому заказали красивые замки и узоры для ворот. Узнав об ответственном задании для главного храма страны, мастер сильно испугался. Поэтому обратился за помощью… к дьяволу. Достоверно неизвестно, насколько князь тьмы помог Бискорне, но кузнец действительно создал великолепные изделия. Металлические кружева до сих пор восхищают публику своей тонкой работой. Правда, их создатель вскоре скончался, а когда замки врезали в ворота, то не смогли их открыть. Пришлось настоятелю окроплять их святой водой, после чего все заработало.
Рыцари-мастера
Существует также предположение, что готика не случайно возникла во Франции. Можно заметить, что стиль появился в одно время с началом Крестовых походов. Французский журналист и путешественник Луи Шарпантье в книге «Тайны Шартрского собора» предполагает, что авторы и строители Шартра овладели неким важным текстом о передовых познаниях в архитектуре. Вполне возможно, что он был доставлен из Святой земли рыцарями, вскоре ставшими называться тамплиерами (храмовниками), чья штаб-квартира находилась как раз во Франции. По другой версии, тайна добыта орденом цистерцианцев. Так или иначе, но вскоре после возвращения крестоносцев в Европе и возникли первые образцы готики. Удивительно то, что многие храмы по всему Старому Свету строились одновременно. У исследователей возникает вопрос: как одновременно возникло столько умелых мастеров и строителей? Тамплиеры менее чем за 100 лет возвели 80 соборов и 70 церквей. Не говоря о том, что они еще строили дороги и замки.
Одно из полных названий тамплиеров – орден бедных рыцарей Храма Соломона. Они неслучайно так назывались: монахи-воины очень интересовались древними знаниями, в том числе иудейскими, желая восстановить Храм в душе человека – создать обновленное философско-религиозное учение и на его основе заложить некое общество всеобщей справедливости. Так что строительство было не только практической, но и теоретической составляющей их принципов. Однако желание построить идеальное государство, а также коммерческие дела отнюдь не бедных тамплиеров не вызывали одобрения у правящих элит, которые умудрились оказаться в долгах у рыцарей. В 1307 году король Франции Филипп IV объявил их вне закона и велел арестовать. Упразднение ордена продолжалось до 1312 года по всей Европе.
Позже, в Новое время, когда авторитет Церкви ослаб, об идеях тамплиеров вновь вспомнили. В это время в Европе стали появляться масонские ложи – общества вольных каменщиков, которые позаимствовали у рыцарей многие символические элементы. Они тоже стали рассуждать о построении идеального общества с опорой не только на мистику и древние труды, но и на своих современников-просветителей.