В этом году исполнилось ровно до лет со дня водружения на вершину горы Корковаду в бразильском городе Рио-де-Жанейро 38-метровой статуи Христа-Искупителя, вес которой вместе с пьедесталом составляет 1145 тонн. Сегодня эту величественную скульптуру называют символом страны и новым чудом света. Но мало кто знает, что ее сооружению предшествовали весьма интересные события.
Идея создания статуи Христа-Искупителя родилась еще в середине XIX века, когда в Рио-де-Жанейро приехал молодой капеллан Педро Мария Босс. Приходом его стала небольшая церквушка, из окон которой открывался великолепный вид на гору Корковаду, которым священник мог наслаждаться часами. Однако расположенная в черте города возвышенность привлекала к себе взгляды не только бедного отца Педро.
Принцесса и священник
Известно, что прибывшие сюда в XVI столетии португальцы тоже обратили внимание на прибрежную скалу, названную ими «Искушение», что вовсе неспроста. Так, по мнению первых здешних поселенцев, она чем-то напоминала библейское место, где Христос отверг соблазны дьявола. Правда, со временем возвышенность была переименована в Корковаду (в переводе с португальского «горбун»), чему поспособствовала ее форма. И вот спустя столетия простой священник, любуясь вершиной горы, вдруг понял, что она прекрасное место для статуи Христа. Своими соображениями капеллан поделился с принцессой Изабел, наследницей императора Бразилии Педру II. Благородной даме идея отца Педро очень понравилась, вот только средств на возведение статуи в казне не было. Так минуло много лет, и в 1888 году Изабел, будучи уже регентшей государства, подписала знаменитый «Золотой закон», отменяющий рабство в Бразилии. Долгожданное распоряжение вызвало ликование по всей стране. Бывшие невольники называли принцессу «Избавительницей» и даже хотели поставить ей памятник, от чего регентша скромно отказалась. Вот тогда-то она и вспомнила о предложении священника Педро и предложила поставить статую Христа на горе Корковаду. Идею поддержали все члены правительства, но так как средств в казне за минувшие годы больше не стало, вопрос о статуе был отложен на год. Однако этот срок еще не успел истечь, когда монархия в Бразилии была свергнута, и о скульптуре Спасителя здесь на некоторое время забыли.
50 создателей
Вспомнили о ней только в 1921 году в связи с приближением памятной даты – 100-летия со дня независимости страны. Вот только денег на сооружение статуи в казне по-прежнему не было, а потому местный журнал «Крузейру» объявил сбор средств на возведение монумента. Удивительно, но по всей стране люди с энтузиазмом откликнулись на этот призыв, и буквально за считаные дни, которые впоследствии получили название «Неделя Памятника», удалось набрать 2,5 миллиона реалов (250 тысяч долларов США). Тогда же местные архитекторы приступили к разработке проекта статуи. Но первый из них был отметен сразу. Дело в том, что этот эскиз предполагал, что Христос будет держать в руках меч и земной шар. Но так как в те годы круглый предмет у простых граждан уже ассоциировался с мячом и футболом, бразильцы просто бы не отнеслись к такой статуе серьезно. А потому комиссия остановилась на проекте Карлоса Освальда: Спаситель раскинул руки в форме креста, как бы обнимая весь мир, лежащий перед ним. Однако и этот проект требовал некой доработки. Так, изначально Христос-Искупитель стоял на огромном земном шаре, символизирующем нашу планету. Но такой постамент не обладал должным запасом прочности и нужной устойчивостью, а потому его решено было поменять на обычный – прямоугольный – пьедестал.
Увы, в те годы в Бразилии еще не было должных технологий для сооружения скульптуры таких масштабов, а потому основные детали скульптуры изготавливались во Франции. Так, в Париже, в мастерской художника Поля Ландовски создавались голова и руки Христа, причем здесь не обошлось без курьеза. В то время у этого мастера стажировалась юная Маргарита Лопес де Алмейда – бразильский скульптор. Вскоре после приезда в столицу Франции она выиграла конкурс, получив звание обладательницы самых красивых рук Парижа, о чем стало известно ее учителю. Не раздумывая долго, мэтр предложил ученице позировать для статуи, заказанной ее соотечественниками, и так изящные ладони девушки стали прообразом рук символа ее государства.
Сооружение статуи длилось девять лет. Готовые ее части, в том числе и каркас из железобетона, доставлялись на вершину горы по железной дороге, сооруженной здесь еще в 80-х годах XIX века. Поистине установку величественного монумента можно назвать народным проектом, так как трудились над ним инженеры и архитекторы со всего света, и их команда насчитывала 50 человек разных национальностей. Завершающим этапом работ стала облицовка статуи мыльным камнем – талькохлоритом. Идея использовать этот материал принадлежала главному инженеру проекта Эйтору да Силва. Дело в том, что мыльный камень – красивый, податливый и стойкий к эрозии – весьма распространен в Бразилии и буквально лежит под ногами. Облицовка же монумента происходила следующим образом. Материал рабочие разрезали на ровные треугольники, которыми затем вручную обклеивали статую. Говорят, что этим процессом заинтересовались дамы из местной общественной организации. Они упросили да Силву разрешить им написать имена своих близких на заветных кусочках талькохлорита, дабы тем самым обеспечить им покровительство Спасителя.
Святое место
Открытие статуи Христа-Искупителя состоялось 12 октября 1931 года. В заветный день на вершину горы Корковаду стали съезжаться люди со всех уголков страны. Они преклоняли колени перед Спасителем и пели молитвы, ожидая начала церемонии. Показать же собравшимся статую было решено в сумерках. Когда стемнело, Христос предстал перед Своей паствой во всей красе – освещенный со всех сторон яркими прожекторами, блики света которых играли на треугольниках Его облицовки. На какое-то мгновение людям внизу показалось, что Спаситель спустился с небес и теперь парит в воздухе над раскинувшимся под Ним городом. Тогда же произошло и освящение статуи. Однако за все время своей истории Христос-Искупитель трижды (!) проходил эту процедуру. Так, в 1965 году его повторно освятил римский понтифик Павел VI, а в 1981-м – папа Иоанн Павел II.
На протяжении всех прошедших десятилетий жители Бразилии гордились своим величественным символом, и это подтверждает следующий факт. За все то время, что Христос-Искупитель возвышается над Рио-де-Жанейро, он всего лишь раз подвергся акту вандализма. Так, в 2010 году неведомые хулиганы разрисовали черной краской лицо и руки Спасителя, написав на них непристойные надписи. Однако бригада высотников быстро устранила последствия этого хулиганства, и подобные вещи здесь больше не повторялись. Но все же у статуи есть проблемы посерьезнее, чем группа подростков с ведерком краски.
Местными учеными-исследователями было замечено, что вершина Корковаду – это, по сути, мишень для молний, которые попадают сюда не менее четырех раз в год. Но, как ни странно, «небесный огонь» ни разу не нанес серьезного урона статуе. Разве что исключение составляет буря 2014 года, «отколовшая» кончики большого и среднего пальцев на правой руке Спасителя. Верующие говорят, что с момента водружения здесь статуи Христа вершина горы стала святым местом, а потому молнии не могут причинить вреда заветному монументу. Однако, как оказывается, защищают монумент от ударов стихии вовсе не молитвы верующих, а те самые треугольники мыльного камня, наклеенные на него по распоряжению Эйтора да Силвы. Дело в том, что талькохлорит является еще и мощным диэлектриком, способным гасить даже самые мощные «подарки» небес. Но все же, на всякий «пожарный» случай, в часовне, открытой у подножья статуи, хранится солидный запас природного камня, приготовленного для ремонтных работ.