Лейб-гвардии Егерский полк был создан указом императора Павла I и к моменту своего расформирования в 1917 году стал одной из героических частей гвардейского корпуса России.
ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ
«Лейб» означает «состоящий при монархе», соответственно лейб-гвардия — это почетное наименование отборных воинских частей, предназначенных для охраны монарха и его местопребывания. Но даже среди них особо выделялись егерские полки (егерь в переводе с немецкого означает «охотник, стрелок»).
В отличие от солдат других гвардейских полков, егеря выполняли особые задачи. Они умели воевать рассыпным строем, действовать мелкими группами в ближнем тылу противника, их часто отправляли в разведку… Даже из гладкоствольного оружия егеря вели прицельный снайперский огонь, были обучены маскировке, а еще мастерски владели всеми видами холодного оружия.
Считается, что императорские егеря были одними из родоначальников армейского спецназа. И совсем не просто так А. С. Пушкин в своей повести «Дубровский» сделал главного героя офицером именно Егерского гвардейского полка. Обладая необходимыми навыками, тот сформировал из своих бывших крепостных партизанский отряд и долго успешно «гулял» по лесам родной губернии, совершая налеты на помещичьи усадьбы и почтовые кареты. Говоря партизанским языком, «действовал на коммуникациях противника».
Как и все полки Гвардейского корпуса, егеря имели в Петербурге свою полковую церковь и маршировали на парадах под свой, особый полковой марш.
ПО ВЫСОЧАЙШЕМУ ПОВЕЛЕНИЮ
Полку благоволил сам император Николай I. Этому способствовало то, что егеря отличались верноподданническим воспитанием и либеральные идеи почти не имели распространения в его офицерской среде.
Именно Николай повелел построить в Петербурге между казармами у места слияния Обводного и Введенского каналов полковой храм для егерей. Строительство церкви лейб-гвардии Егерского полка было поручено придворному архитектору К. А. Тону. 15 марта 1849 года проект утвердили. На новый храм предписано было использовать все церковные средства полка. Но набралось всего 6 098 рублей, чего было явно недостаточно: согласно смете, требовалось 150 000 рублей. Недостающая сумма (96% от необходимой) по высочайшему повелению была получена из кабинета Высочайшего Двора.
Первоначально храм носил имя апостола Павла, но в 1870 году получил имя святого Мирония — в честь победы в битве с Наполеоном, произошедшей именно в день празднования этого святого. К сожалению, полковой храм егерей, как и многие подобные, взорвали в Ленинграде весной 1934 года.
РУССКОЕ «УРА»
Духовником всех энтузиастов, принимающих участие в восстановлении храма гвардейских егерей, сегодня служит отец Вячеслав (Харинов). Помимо духовного образования, священник имеет еще и музыкальное, работал научным сотрудником музея музыкальных инструментов. Он-то и рассказал еще об одной особенности в истории полка — о двух полковых маршах.
В начале XVIII века русская пехота наступала колоннами, а при необходимости, перестроившись в каре, отбивала атаки. В сражении с наполеоновской армией при Кульме, случившемся 17 августа 1813 года, атаку егерей поддерживали музыканты полкового оркестра — они задавали ритм движения, звонкой мелодией перекрывая грохот боя. В честь своих союзников в борьбе с Бонапартом немецкий композитор Генрих Хоманн сочинил для них в 1813-м марш, получивший название «Марш вольных егерей Шестой коалиции», ибо именно Шестой коалицией называют заграничные походы Русской армии 1813-1814 годов. По ритму этот марш мало чем отличался от подобных полковых композиций, однако при его исполнении дважды гремело русское «Ура!». Почему? Потому что в битве при Кульме два французских ядра попали в каре музыкантов. Половина оркестра пала убитыми и ранеными, но музыка продолжала греметь, призывая егерей в атаку.
Именно после этого лейб-гвардии Егерский полк стал маршировать на парадах под свой «фирменный» марш.
«Второй «Егерский марш», известный нам по современным парадам, появился уже во второй половине XIX века, — поясняет протоиерей Вячеслав. — Он быстрее всего на один такт, но по ритму звучания именно это более соответствовало темпу марша пехоты XX века. Егеря передвигались рассыпным строем — цепью, а в парадном строю маршировали чуть быстрее колонн обычной пехоты времен Наполеоновских войн. И потому второй «Егерский марш» остался в современном строю воинской музыки, в отличие от маршей прошлой эпохи».
ГЕНЕРАЛ ДЕТЕКТИВНОГО ЖАНРА
По дореволюционным православным традициям на территории воинских храмов хоронили офицеров полка. В 1891 году погост церкви Святого Мирония стал последним приютом неординарной и незаслуженно забытой сегодня личности.
1 марта 1891 года в Петербурге скончался подпоручик армейского Егерского полка, ветеран обороны Севастополя и «генерал» детективной русской литературы Петр Степанов. Однокашник Михаила Лермонтова по учебе в пансионе Московского университета, он был незаслуженно лишен дворянства и всех чинов по необоснованному обвинению в растрате казенных средств. Грянула оборона Севастополя, и бывший дворянин уехал в Крым, где определился охотником (так тогда называли добровольцев, уехавших на войну) в армейский Егерский полк. Был ранен, за храбрость награжден солдатским Георгиевским крестом и за отличия произведен в прапорщики с восстановлением потомственного дворянства. Прапорщик Петр Степанов всю оборону Севастополя воевал адъютантом одного из героев осады — генерала Хрулева. Выйдя в отставку подпоручиком Егерского полка, Петр Степанов взялся за перо.
Его мемуары об обороне черноморской твердыни ныне забыты. А вот современники считали, что они ничем не уступали широко известным «Севастопольским рассказам» другого ветерана кампании — артиллериста графа Льва Толстого.
Но оставил Степанов после себя не только военные мемуары: он широко прославился детективными романами и пьесами, которые ставили в русских театрах. И этому было объяснение: выйдя в отставку, бывший подпоручик служил в столичной Судебной палате, сумел до-служиться в Министерстве юстиции до чина, равному чину генерал-лейтенанта, поэтому хорошо знал «фактуру». Его и при жизни да и после никто не называл русским Конан Дойлем, но все признавали «генералом русского детектива»…