Западные университеты – Оксфорд, Кембридж, Гарвард и другие – удостоены наивысших наград за заслуги в образовательной сфере, однако за тысячу лет до европейцев азиатские учебные центры, такие как Наланда, уже были широко известны своими научными достижениями.
Университет Наланда, основанный в 427 году, просуществовал более 700 лет. Он пережил политические волны, взлет и падение империй, религиозные войны и рождение великих интеллектуалов, до того, как в 1193 году приверженцы ислама разрушили его. Университет имел кампус с девятью миллионами книг и обширной инфраструктурой, похожей на современные университетские городки.
Все, что осталось
В записях Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии от 1917 года археолог Дэвид Спунер подробно описал открытие 24-футовой стены, 600 глиняных столов и 211 уникальных резных каменных панелей в храме времен императора Баладитьи, расположенном в современном Бихаре (штат на востоке Индии).
Артефакты, найденные на территории университета Наланда, относились к бытовым и ритуальным сферам жизни человека. Рядом с Наландой были раскопаны сотни других археологических свидетельств: глиняные печати, терракотовые украшения и металлические фигурки индуистских, джайнских и буддистских икон. Символы и панно периода династии Пала, обнаруженные доктором Спунером, хранятся в музее Наланды.
Во время раскопок также были обнаружены несколько манускриптов. Три из них включают фолианты Дхаранисамграхи (1075 год нашей эры), выставленные в Музее искусств округа Лос-Анджелес, Аштасахасрика-праджняпарамита – в центре Азиатского общества в Хьюстоне, а 139 листов и деревянных страниц доступны в музее естественных наук в Тибете.
Легенда гласит, что земля университета Наланда была куплена пятью сотнями торговцев за 10 старинных золотых монет. Они подарили эту землю Будде, который несколько лет проповедовал под Паварикамбаваной (манговая роща Паварики). По другой версии, университетский комплекс был основан Кумарагуптой I из династии Гуптов (415-455). Последующие императоры вкладывали значительные средства в религиозное и образовательное развитие университета. Во времена их правления здесь было восемь монастырей, 11 тысяч келий, три библиотеки и около 2000 учеников. Монахи и студенты университета жили в достатке и покое благодаря щедрости и милости своих правителей. Между 606-647 годами по милости многих поколений царей Палы, Наланда владел уже 200 деревнями поблизости.
В трудах китайского монаха Хиуэн Цанга отмечается, что процветать Наланда начал в V веке. Во время его учебы в кампусе присутствовало 1510 учителей и 10 тысяч монахов, которые практиковали буддийские обычаи, ритуалы и традиции. По словам другого очевидца, каждое утро они начинали с ударов в гонг, а вечером монахи собирались вокруг, чтобы совершить «чайтьявандану» – пение предписанного набора гимнов и отрывков из писаний.
Тибетский ученый Таранатха в своих путевых заметках пишет о трехэтажной библиотеке университета, где хранилось девять миллионов рукописей. Наланда вдохновлял и был священным местом познания для многих великих философов и паломников прошлого. В конце концов, вопреки привязанности университета к тантрическим доктринам и магическим ритуалам буддизма Махаяны, рядом с ним возникло и несколько конкурирующих махавихар (монашеских комплексов).
Монахи и наука
Университет Наланда принимал студентов разных национальностей, из соседних регионов, таких как Корея, Япония, Китай, Индонезия, и более отдаленных стран – Ирана, Греции, Монголии. Учебный центр предлагал сочетание курсов медицины, искусств, философии и религиоведения. Читались курсы по литературе, астрологии, психологии, праву, истории, астрономии, математике и экономике.
Можно сказать, что в древнем буддийском университете-монастыре стандарты образования были выше, чем в современных прославленных колледжах мира. Святость знания не оставляла места для коммерческого подхода. Студенты-буддисты стремились достичь нирваны (освобождения) через приобретенные познания, а студенты-небуддисты получали обширные знания по недоступным в иных центрах обучения дисциплинам.
Правила обучения предполагали, что каждый воспитанник будет следовать за своим гуру (учителем) в течение восьми и более лет. Связь между учителем и учеником была священной. Ученики были «слугами», следуя благородному делу, а учителя, по буддийскому канону, были преданы своим ученикам «с любовью отца к своему сыну».
Вступительные экзамены были весьма сложными и позволяли выбрать среди абитуриентов наиболее перспективных учеников.
По воспоминаниям китайского философа Сюаньцзана, учившегося в университете в течение двух лет, уже на стадии поступления перед соискателями ставился ряд задач. Они должны были хорошо разбираться в религиозных и философских индуистских и буддийских текстах. Полемика, беседы и уроки были неотъемлемой частью методов тестирования. Даже просто для того, чтобы войти на территорию университета, студенты должны были пройти собеседование (больше похожее на экзамен) с привратниками. Результаты подобных переговоров оценивались будущими наставниками, которые и решали – впустить кандидата в студенты или оставить его за порогом.
Женщинам образование здесь было недоступно. Патриархальное общество и религиозные устои допускали лишь кандидатов-мужчин, так как основная цель университета Наланда заключалась в том, чтобы передать своим студентам духовные и моральные ценности того времени.
Каждый монастырь и храм Наланды принадлежал либо к буддизму, либо к индуизму. Традиционная архитектура включала обязательные башни, резные панели и молитвенные ступы. Немногие сохранившиеся элементы декоративного искусства, изображающие фигуру Будды, Бодхисаттв и персонажей из мифов, относятся к временам династии Гуптов.
Нашествие варваров
С ослаблением буддийской империи Пала, сменившей государство династии Гуптов, приходил в упадок и университет. В 1193 году во время вторжения исламской армии во главе с фанатичным последователем пророка Мухаммеда – Бахтияром Халджи, комплекс Наланда был практически полностью разрушен. Прославленную библиотеку Наланда постигла участь других древнейших книгохранилищ древности – захватчики предали ее огню.
В рукописи «Табакат-и Насири» персидский историк Абу Омар Минхадж ад-Дин Осман ибн Сирадж ад-дин аль-Джузджани пишет: «Тысячи монахов были сожжены заживо и тысячи обезглавлены, когда Халджи изо всех сил пытался искоренить буддизм. Горение библиотеки продолжалось несколько месяцев, и дым от горящих рукописей висел… как темная завеса над невысокими холмами».
Тысячи монахов и учеников были вырезаны, последователей буддизма и индуизма подвергали истязаниям и сжигали заживо. Лишь малую часть манускриптов удалось спасти от религиозных варваров чудом уцелевшим монахам, которые сумели избежать смерти и пробраться в Непал и Тибет. От всего храмового комплекса сохранились лишь ограждающие стены с восточными и западными воротами.
Махипала был последним правителем, покровительствовавшим университету Наланда до того, как он была разграблен. Подъем брахманизма и упадок буддизма происходили параллельно.
В XXI веке
Законопроект о возрождении Наланда был принят парламентом Индии в 2010 году. 1 сентября 2014 года университет снова официально открыл свои двери для обучения. Партнерами нового университета стали крупнейшие университеты мира – Йельский и Пекинский, к ним присоединись Европейский консорциум политических исследований в Азии и Археологическая служба Индии.
К 2020 году планировалось открыть семь исследовательских университетов мирового уровня для аспирантов и докторантов.