Вообще-то, «сфинкс» – слово греческое и в переводе означает «душитель». Такое название соответствует мифам Древней Эллады, где данный персонаж действительно представлен в крайне зловещем ореоле. Но нас интересует Большой сфинкс, чья громадная фигура словно охраняет величественные гробницы фараонов. Хотя по возрасту он, возможно, и старше, чем сами пирамиды.
Самая древняя пирамида Джосера была построена в XXVII веке до нашей эры, то есть когда Древний Египет, можно сказать, только сформировался как государство. Самая же высокая из пирамид (138 метров) – усыпальница фараона Хеопса (Хуфу) – была возведена немногим позже, около 2600 года до нашей эры. Даже по этой официальной хронологии получается, что «охранника»-сфинкса создали, когда охранять ему было особенно нечего. Ведь после Хеопса недолго правил его сын Джедефра, а потом другой сын Хефрен (Хафра), чья пирамида всего на два метра ниже отцовской и при котором, как считается, возвели сфинкса.
Кто его изваял?
Получается, что за какие-то 30-40 лет, когда на египетском престоле сидели сначала отец, а затем двое его сыновей, египтяне возвели две рекордные пирамиды и одну относительно маленькую (Джедефры), а также сфинкса – древнейшую в мире монументальную статую высотой 20 и длиной 73 метра. Такое напряжение должно было привести экономику страны к полному коллапсу, если, конечно, исключить использование древними египтянами каких-либо космических технологий. А если в область фантастики не вдаваться, то логичнее предложить другую версию. Сначала был Большой сфинкс, а потом – пирамиды.
Такая версия основывается на данных, полученных с помощью новейших технологий. В 1990 году профессор Бостонского университета Роберт Шох начал проводить геологические исследования территории, на которой находится изваяние сфинкса, и пришел к неожиданным выводам.
Оказывается, основание статуи подверглось сильной эрозии, которая могла возникнуть только вследствие длительного воздействия мощных потоков воды. При этом следов аналогичной эрозии на голове сфинкса не выявлено.
Проведенные на основе полученных данных исследования показали, что туловище чудища долгое время находилось под водой, в то время как его голова возвышалась над водной поверхностью. Последний природный катаклизм, при котором могла наблюдаться такая картина, датируется примерно XXXVI веком до нашей эры. То есть получается, что на тот момент сфинкс уже существовал и был создан представителями некой цивилизации, предшествовавшей египетской. Однако возраст изваяния можно удлинить еще чуть ли не в два раза.
Дело в том, что по своим пропорциям голова сфинкса не соответствует его телу, и скорее всего, лицо у чудища было другим. Исходя из этого, была высказана гипотеза, что вода покрывала гигантскую статую целиком. Но подобный уровень воды наблюдался в здешних местах лишь во времена так называемого раннего плейстоцена, когда началось таяние великого ледника и его постепенное отступление на север (примерно VIII тысячелетие до нашей эры). Связанные с этим катаклизмы, возможно, легли в основу мифа о библейском Всемирном потопе, хотя большинство исследователей сходятся на том, что Всемирный потоп был намного позже.
Когда вода отступила, фигуру сфинкса занесло песком. И отрыли ее только во времена Хеопса. Об этом, кстати, прямо говорит надпись на древнеегипетской стеле, датируемой временами, предшествующими персидскому завоеванию (VI век до нашей эры).
Приверженцы классической версии отвергают отнесение возраста сфинкса к четвертому, а тем паче к восьмому тысячелетию до нашей эры. Что же касается надписи на стеле, из которой следует, что во времена Хеопса статуя уже существовала, то, по их мнению, надпись содержит заведомо фальшивую информацию. Хотя понять, с какой стати представители Позднего царства стали бы вдруг просто так «пиарить» жившего полтора-два тысячелетия назад предшественника, очень сложно.
Более того, даже увязывать появление сфинкса с правлением Хеопса сторонники классической версии не хотят и настаивают именно на времени царствования Хефрена, хотя «цена вопроса» всего лет 30-40. Сущая мелочь, когда речь идет о тысячелетиях.
При этом обычно указывают на «художественные особенности», которые при таких узких временных рамках почти неразличимы. И еще на лицо сфинкса, которое вроде бы имеет портретное сходство именно с лицом Хефрена.
Здесь, кстати, ситуация еще более темная. Напомним, что первоначально лицо у сфинкса могло быть совершенно иным. И не обязательно человеческим. Древние египтяне называли сфинкса «шепсе санх», что переводится как «живой образ». Вот только происхождение этого «живого образа» остается совершенно неясным. Как и откуда возник подобный персонаж в египетской мифологии, тоже не ясно.
На других изображениях сфинксов на неизменном теле льва может находиться голова сокола или барана. Но и практика, когда египетские сфинксы имеют лица фараонов, тоже была распространенной. Примером тому служат сфинксы, привезенные из Египта и установленные на Университетской набережной в Петербурге. У них лица фараона Аменхотепа III, из поминального святилища которого их изъяли. Но этот властитель правил уже в XIV веке до на-шей эры, когда после долгого забвения в Египте, можно сказать, возродилась любовь к подобным мифическим персонажам.
Лицо на Большом сфинксе имеет явно выраженные негроидные черты и не очень похоже на другие сохранившиеся изображения Хефрена, а также его родственников, включая царственных отца и брата. Но даже если перед нами Хефрен, возможность того, что в лицо фараона превратили чей-то другой лик, вовсе не исключается. И, во всяком случае, все вышесказанное не перечеркивает гипотезу о возможности создания сфинкса во времена, когда Древнего Египта вообще не было.
Чья голова на львином теле?
Создавая свою цивилизацию и столкнувшись с доставшейся им по наследству гигантской статуей, египтяне попытались вписать ее в систему своих мифологических представлений.
Сначала они считали сфинкса воплощением бога солнца Ра, но получалось как-то не очень гармонично. Потом решили ассоциировать его с богом неба и царской власти Хором. Здесь уже вышло складнее: ведь сфинкс имеет тело льва, а лев – царь зверей, всегда и везде априори символ монархической власти.
Однако в XXI веке до нашей эры Древнее царство рухнуло. В Египте начался так называемый Первый переходный период с распадом государства. Ситуация стабилизировалась в период Среднего царства, но оно было разрушено нашествием кочевых племен гиксосов. Все утряслось только во второй половине XVI века до нашей эры при фараоне Яхмосе I, фактически и основавшем Новое царство, с которым Древний Египет обычно и ассоциируется. Однако таких пирамид, как раньше, тогда уже не строили.
Флегматичный сфинкс, разумеется, пережил все потрясения, но был сильно занесен песком, так что его пришлось фактически отрывать заново, а заодно и заново вводить в систему божественной иерархии.
В обновленном виде сфинкс имел головной убор, такой же, какой носили фараоны, и такую же накладную бороду, изготовлявшиеся из более легких материалов, нежели известняк, из которого высекли саму статую (возможно, из дерева). Иначе с такими массивными украшениями голова могла просто отвалиться от тела. И здесь, кстати, мы имеем еще одного косвенное доказательство того, что изначальная голова имела другие пропорции, размер, форму, а значит, и другие черты лица. По ходу позднейшей «пластической операции» пропорции нарушились, и пришлось прибегать к манипуляциям с заменой отдельных элементов.
О первоначальном облике сфинкса можно только догадываться, особенно если речь идет о временах доегипетских. Изображал ли он божество каких-нибудь древних атлантов или вообще являлся артефактом некоей внеземной цивилизации, обладавшей несравненно более высоким уровнем материальной и технической культуры? Вопросов много…
Портал между мирами?
Современные египтяне называют Большого сфинкса «отцом ужаса», хотя черты лица у него довольно миролюбивы. Величественный, но не устрашающий вид портит только отсутствие носа (шириной 1,5 метра), отломанного при обстоятельствах не совсем ясных.
Популярная легенда гласит, что его сбило французское ядро в 1798 году во время сражения Наполеона против мамлюков. Однако, как выяснилось, и на сделанных в середине XVIII века европейскими египтологами изображениях нос у сфинкса тоже отсутствует.
Пожалуй, более убедительным выглядит другое предание, согласно которому в 1378 году нос отбил некий мусульманский проповедник. Его возмутило, что местные феллахи приносят «идолу» жертвы в ожидании богатого урожая. Толпа проповедника растерзала.
Правда, подобную версию тоже трудно признать безукоризненной, поскольку нанести гигантской статуе столь серьезное увечье одному проповеднику вряд ли было по силам. Но показательна сама реакция феллахов, которые на шестом веке господства ислама относились к «идолу» с таким почитанием. Возможно, живя рядом с ним, они имели возможность убедиться в его сверхъестественной власти. И не является ли отголоском этого уважительно-боязливого почитания само прозвище «отец ужаса»?
Здесь мы снова подходим к изначальной цели сооружения сфинкса. Допустим, став наследниками некоей древней цивилизации, египтяне начали возводить пирамиды именно по соседству с доставшимся им от предшественников гигантским артефактом, то ли зная, то ли догадываясь, что возведен в этом месте он был отнюдь не случайно.
Исследователи из американского космического агентства NASA обратили внимание, что дважды в год – в дни весеннего и осеннего равноденствия – солнце садится прямо на плечо статуи. Очевидно, те, кто решил воздвигнуть сфинкса именно в этом месте, о таком астрономическом явлении тоже знали и придавали ему некий смысл.
Кроме того, из античных времен до нас дошло предание о так называемых «Вратах льва» или «Звездных вратах», которые открываются раз в год между миром земным и миром небесным, или же между разными временными измерениями. Открывается этот портал раз в год, в августе, когда Сириус зависает над Большим сфинксом. Но для египтян Сириус была не простой звездой, а особой, с сакральным смыслом – не случайно они назвали ее в честь супруги Осириса, олицетворявшего связь между жизнью и смертью.
Страж подземелья атлантов?
Продолжением построений об особой символике сфинкса являются и многочисленные предания о его внутреннем (в самом буквальном смысле) содержании. Традиционная трактовка о монолитной статуе, вырубленной из сплошного известняка, оспаривается легендами об имеющихся в ней тайных подземных ходах и помещениях.
Аэрофотосъемка фиксирует как минимум два находящихся на сфинксе отверстия. Первое из них – на голове – имеет изготовленный в начале XX века люк, прикрывающий, как считается, отверстие, в которое раньше крепился венчавший сфинкса головной убор. Второй люк виден на спине и закрывает восьмиметровый тоннель, пробитый в 1840 году исследователями Говардом Вайсом и Джоном Перрингом. Правда, внятный ответ на вопрос, зачем им этот тоннель понадобился, пока не озвучивался.
Невидим с воздуха, но вполне заметен с земли третий замурованный проход, в области крестца. Вроде бы его проделали расхитители гробниц, а потом замуровали. Археологи проход разобрали, изучили, но ничего интересного не обнаружили и замуровали по новой.
По очевидным причинам, ни одна из этих официальных трактовок разговоры об имеющихся внутри сфинкса пустотах не снимает, и даже официальным обследованиям, проведенным с помощью ультразвуковой аппаратуры, особо не верят. Тем более что полученные якобы отрицательные данные на самом деле не столь уж категоричны. Еще во времена Хефрена между лапами был возведен небольшой храм, и естественно, что египтяне при его строительстве могли врубиться поглубже внутрь самой статуи.
Вообще, прилегающее к сфинксу пространство и особенно участок между ним и пирамидой Хеопса изобилует пустотами и тоннелями, причем большинство подземных ходов завершаются где-то у передних лап статуи, то есть примерно там же, где находился древний храм. Красиво и образно – сверхъестественное существо, словно накрыв лапами, охраняет тайные знания. Говорят даже, что стережет он тайны самих атлантов, которые его для этой цели и построили – в те времена в Северной Африке располагалась их колония. Тогда понятно, почему его так почитали и боялись феллахи.
Правда, характер и форма хранения этих знаний очень туманны. Идет ли речь о некоем собрании древних трудов, которые удалось эвакуировать из сожженной в 48 году до нашей эры в ходе уличных боев между легионерами Цезаря и египтянами Александрийской библиотеки? Или же там хранятся еще более древние скрижали времен Раннего царства? А может, речь идет о сокровищах мудрости, унаследованных египтянами от создателей сфинкса?
Как всегда, вопросы и вопросы, на которые бесстрастный сфинкс не соизволит ответить даже улыбкой.