Сегодня каждый исторический фильм обязательно предваряет заставка: «Все имена и события вымышлены, любые совпадения случайны». Этот так называемый дисклеймер — отголосок громкого процесса 1934 года, когда русские эмигранты супруги князь и княгиня Юсуповы весьма серьезно пощипали Metro-Goldwyn-Mayer, крупнейшую на то время киностудию Америки.
НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ
Род свой Юсуповы ведут от бея Ногайской Орды Юсуф-мурзы, долго воевавшего с Московским царством. Но уже его сыновья перешли на службу к царю московитов. К началу XX века Юсуповы обзавелись княжеским титулом, а что касается богатств, то считалось, что тут Юсуповы уступают только Романовым, но злые языки шептали по углам, что и не уступают.
Феликс Юсупов (1887-1967), после гибели старшего брата в 1908 году единственный наследник несметного состояния семьи, в феврале 1914-го женился на Ирине Александровне Романовой, княжне императорской крови, и стал членом царствующего дома. Брак оказался удачным: супруги вместе перенесли все удары судьбы и прожили в любви и согласии более 50 лет.
Однако нам Феликс Юсупов более всего известен как один из участников убийства Григория Распутина. В ночь с 29 на 30 декабря 1916 года Феликс на машине привез Распутина в свой дом на Мойке, где угостил того пирожными с цианистым калием. Затем в старца всадили несколько пуль, разбили голову гирькой и
бросили в Малую Невку.
ЭМИГРАНТЫ
Октябрь 1917-го супруги Юсуповы встретили в Крыму. Это спасло им жизни: весной 1919 года, когда отряды Украинской Красной армии подошли к Крымскому полуострову, чтобы взять его в первый раз, Юсуповы на борту английского линкора «Мальборо» покинули Россию.
Уезжали супруги не налегке. С собой они увозили фамильные драгоценности, несколько полотен кисти Рембрандта — целое состояние по меркам среднего обывателя, но сущие копейки по меркам Юсуповых.
В эмиграции Юсуповы под свои драгоценности взяли ссуду в банке и открыли в Париже ателье IRFE, которое скоро превратилось в Дом моды с отделениями в Германии и Великобритании. Великая депрессия поставила на княжеском предприятии жирный крест: они оказались среди тех, кто не смог пережить кризис. В 1931 году Феликс и Ирина объявили о ликвидации IRFE и всех ее филиалов.
Юсуповы открыли магазин фарфора, пробовали себя в ресторанном бизнесе, и, хотя голодными спать не ложились, жить с прежним размахом, к которому они привыкли, им было уже не по карману.
ПИСЬМО ИЗ-ЗА ОКЕАНА
Весной 1933 года Ирина Юсупова получила письмо от своей американской подруги адвоката Фанни Хольцманн: «Дорогая Ирэн! Сообщаю тебе, что кинокомпания Metro-Goldwyn-Mayer выпустила фильм «Распутин и императрица», в котором среди прочих действующих лиц легко угадываются ты и Феликс, причем ты изображена в весьма неприглядном свете. Мне кажется, есть смысл обратиться в суд. Советую не торопиться: в США шансов выиграть дело практически нет, любой суд, ссылаясь на первую поправку к конституции о свободе слова, даже не примет иск. Поэтому дождитесь, пока лента дойдет до Европы, и подайте иск в один из европейских судов.
С уважением, твоя Фанни».
Супруги прислушались к совету и, как только лента пересекла океан, купили билеты в синематограф.
«РАСПУТИН И ИМПЕРАТРИЦА»
Супруги смотрели фильм, стараясь не упустить ни одной детали. Кинокартина, конечно, мало имела общего с историей. Согласно сюжету, один из главных героев, князь Павел Чегодаев, желая спасти Россию, скармливал Распутину отравленные пирожные, потом убивал того и сбрасывал тело в прорубь. Феликс не имел ничего против такой трактовки событий, но вот к образу невесты Чегодаева, княгине Наташе, у обоих супругов были большие претензии.
Актриса Дайана Уиньярд играла женщину, абсолютно раздавленную Распутиным, подчиненную его воле. В одной из сцен Наташа уступала домогательствам старца, а в другой признавалась жениху, что, потеряв честь, недостойна его. Юсуповы вышли из синематографа с твердым намерением требовать от кинокомпании извинений и денежной компенсации.
Юсуповы понимали, что тяжба с безоговорочным лидером американской индустрии, каким была MGM в 1933 году, будет тяжелой, и обратились к лучшему адвокату Англии того времени Патрику Хейстингсу.
Хейстингс, прежде чем принять решение, сходил в синематограф и, как только увидел первый кадр («Этот фильм рассказывает о разрушении империи, вызванном безумными амбициями одного человека, несколько персонажей все еще живы»), мысленно возблагодарил судьбу и тут же определил сумму иска в 25 тысяч фунтов как минимум.
БИТВА С КИНОТИТАНОМ
28 февраля 1934 года в лондонском суде схлестнулись Патрик Хейстингс и нанятый MGM Уильям Джоуит, лишь немного уступавший в профессионализме Хейстингсу.
Процесс начали с просмотра фильма, после чего адвокат MGM ринулся в битву: «А с чего вы взяли, что герой фильма Чегодаев и Юсупов — одно лицо?» К вопросу Хейстингс был готов: «Вы согласны, что в фильме Чегодаев убивает Распутина?» После того как Джоуит ответил утвердительно, Хейстингс вывалил на стол пачки газет 1916 года, где убийцей Распутина открыто назывался Юсупов, и припечатал стопку книгой «Конец Распутина» 1927 года, в которой князь в подробностях описывал, как он убивал губителя Российской империи. А на самую вершину вишенкой на торте положил напечатанную в «Нью-Йорк таймс» рецензию на фильм, в которой писалось, что князь Чегодаев не кто иной, как Юсупов.
Затем были вызваны свидетели, которые заявили, что у них и сомнения не возникло, что в фильме показан Феликс Юсупов: он кормил Распутина отравленными пирожными, он его убивал, какие тут могут быть сомнения? А невеста Чегодаева, которая в конце фильма становится его женой, стало быть, и есть Ирина Юсупова, которая на самом деле ни любовницей, ни сторонницей Распутина никогда не была и более того, никогда не встречалась со старцем.
Прения длились несколько дней. На исходе последнего присяжные честно во второй раз полностью просмотрели фильм и удалились для вынесения решения.
ВСТАТЬ, СУД ИДЕТ!
Судья Эвори медленно зачитывал: «Суд, рассмотрев иск княгини Ирины Юсуповой против компании Metro-Goldwyn-Mayer о распространении не соответствующих действительности сведений и клевете, признал, что в фильме, действительно, содержатся сведения, порочащие княгиню, и постановил:
1. Обязать MGM выплатить Ирине Юсуповой в качестве компенсации морального ущерба 25 тысяч фунтов стерлингов.
2. Прокат фильм на территории Великобритании запретить».
Представитель MGM схватился за сердце и тяжело сел на скамью. Штраф — дорого, но это компания перенесет, а вот запрет проката фильма на территории Великобритании грозит куда более страшными убытками. И нет сомнения, что, в какую европейскую страну ни привезет MGM «Распутина и императрицу», всюду ее будут ждать Юсуповы с готовым иском.
ЧЕСТЬ ФАМИЛИИ ИМЕЕТ ЦЕНУ
MGM обратилась к супругам Юсуповым с просьбой снять возражения по поводу проката ленты в Европе. Юсуповы согласились, оценив свою уступчивость в 75 тысяч фунтов при условии удаления из фильма 10 минут, содержавших наиболее оскорбительные сцены, — именно в таком виде фильм можно найти сегодня в Интернете.
Фильм был показан во многих странах Европы. При бюджете в 1 миллион долларов лента собрала 1 миллион 379 тысяч долларов, однако с учетом выплаченных Юсуповым 100 тысяч фунтов стерлингов (в нынешнем исчислении около 3 миллионов долларов) и судебных издержек фильм принес киностудии одни убытки.
В MGM сделали правильный вывод из процесса, и с тех пор каждый исторический фильм киностудии стала предварять заставка, сообщавшая что «все персонажи и события вымышлены, любые совпадения случайны» — дисклеймер. Примеру MGM скоро стали следовать и все прочие студии Голливуда, привычка перебралась через океан, и сегодня многие режиссеры начинают фильм этой вставкой, страхуя себя от неприятностей, а часто просто отдавая дань традиции.