В древности по соседству с Израилем располагалось три царства, с которыми израильтяне постоянно воевали: на севере Аммон с богатым столичным городом Равва, чуть южнее, на восточном берегу Мертвого моря, Моав, а на самом юге – Эдом, или Идумея. С аммонитянами у Израиля, судя по всему, были свои счеты…
Сам бог иудеев, что называется, простер на аммонитян руку. «…Я, – сказал бог, обращаясь к Аммону, – отдам тебя в наследие сынам востока, и построят у тебя овчарни свои, и поставят у тебя шатры свои, и будут есть плоды твои и пить молоко твое. Я сделаю Равву стойлом для верблюдов, и сынов Аммоновых – пастухами овец, и узнаете, что Я Господь».
От лица бога говорил, разумеется, иудейский пророк Иезекииль, человек строгих моральных правил. Само происхождение моавитян и аммонитян вызывало у него отвращение. Хотя по мужской линии оба народа были очень тесно связаны с жителями Израиля: они вели род от дочерей праведника Лота. А праведник Лот был племянником Авраама.
Неправедные дети Лота
Лот считался сподвижником Авраама, поскольку из родичей только он присоединился к дяде во время переселения в Ханаан. Однако далее пути их разделились, так решил Авраам. Когда дошли они до Вефиля, дядя пошел в Ханаан, где и обосновался, а Лот – в долину Сиддим, в Содоме, который тогда был наряду с Гоморрой одним из процветающих городов. Однако жители Содома и Гоморры вели отнюдь не праведный образ жизни и, когда Содом посетили ангелы в виде прекрасных юношей, решили их «познать», то есть изнасиловать. Лот не позволил и даже предложил адекватную замену – собственных дочерей.
Горожане мужского пола были гомосексуалистами и хотели получить посланцев неба, за что и были покараны богом – Содом и Гоморра были уничтожены, спастись разрешили только Лоту со всем семейством, хотя во время бегства жена Лота обернулась, чтобы в последний раз кинуть взгляд на глобальную катастрофу и тут же превратилась в соляной столб. А Лот с дочерьми укрылся в пещере. Тут-то дочери, не познавшие мужской любви, решили опоить отца и вступить с ним в кровосмесительную связь, от которой у старшей родился сын Моав, а у младшей – прародитель аммонитян Бен-Амми.
Так что и моавитяне, и аммонитяне были потомками праотца Лота. И моральные устои у обоих семитских народов были весьма расплывчатые, хотя жили они бок о бок с евреями, исповедующими уже единобожие. И поклонялись они обычным для тех мест языческим богам. Главным божеством аммонитян считался Милхом, или Молох. Израильтяне до введения монотеизма тоже ему поклонялись, более того – и после заключения завета с Яхве продолжали это делать. Разумеется, правоверные иудеи с такой скверной боролись. Образ врага, то есть погрязших в смертных грехах аммонитян, очень для столь благого дела подходил. Потому-то еврейский бог и простер на Равву и Аммон свою карающую руку.
Общая история
Аммонитяне, близкие родичи иудеев, жили на севере Трансиорданского плато со II тысячелетия до нашей эры. Прежде, если верить Библии, к востоку от Иордана были земли рефаимов, потомков сыновей неба и земных женщин. Рефаимы были великанами, но аммонитянам удалось их почти полностью истребить. Они обосновались между реками Яббок на севере и Арнон на юге и от Иордана до пустыни с запада на восток.
Ближайшими их соседями и родственниками были моавитяне, которые почти ничем от аммонитян не отличались. До нашествия амореев их царства имели общую границу. Однако амореи захватили практически всю Трансиорданию и вытеснили аммонитян из плодородных иорданских долин на восток, а горы. Там-то и столкнулись с ними возвращавшиеся из Египта иудеи под предводительством Моисея. Аммонитяне настолько боялись, что их изгонят теперь и вовсе в бесплодную пустыню, что они отказались пропустить через свою территорию еврейских родственников. И этого израильтяне им не забыли.
А жители Аммона, насмерть перепуганные появлением еврейского войска, заключили в спешном порядке военный союз с моавитянами и попытались вернуть отнятые у них земли. Дело в том, что аморейский правитель Сигон отдал их беженцам из Египта. Теперь западными соседями Моава и Аммона были почитатели Яхве. И начались постоянные стычки на границах и войны с иудаистами. Израильским вождям систематически приходилось отражать вражеские нападения. О врагах, понятно, ничего хорошего не говорят. Однако именно опасность с востока вынудила израильские племена сплотиться и основать собственное государство под руководством Саула.
Соседи враждовали и воевали, но до поголовного уничтожения обоих народов дело не дошло. Напротив, когда у аммонитян появились враги из Месопотамии, им приходилось объединяться. Плечом к плечу сражались они при Каркаре с ассирийским царем Салманасаром III в 853 году до нашей эры. Но ассирийцам все равно удалось подчинить себе царей Аммона и превратить их в своих вассалов.
Аммонитяне платили дань и Тиглатпаласару, и Сеннахириму, и Асархаддону, но поскольку они выказывали большее повиновение, то и платили в пять раз меньше, чем евреи. Да и для ассирийцев они были понятнее израильтян – такие же язычники. Аммон даже процветал, когда Израильское царство лежало в руинах. Наследники ассирийцев вавилоняне тоже особо Аммон не трогали. Словом, западному соседу было на что обижаться.
Бесконечная вражда
Впрочем, и аммонитяне влезали буквально во все распри в Израильском царстве и использовали их себе во благо. В годы правления Давида они даже нанимали арамеев и шли воевать с Израилем. Давиду это надоело, он собрал большое войско и осадил Равву. Город просидел в осаде год, за это время были практически уничтожены все города аммонитов, потом пала и Равва.
Давид увез в Израиль все ценное, что можно было найти, а жителей, тех, что выжили, сделал почти что рабами. Впрочем, израильтяне с тем же упорством враждовали и с другими соседями, неудивительно, что при Иосафате моавитяне, аммонитяне и меунимы объединились и пошли войной на израильского царя. Ничего не изменилось и после падения Израильского царства – тогда врагом аммонитян стала Иудея. Не гнушались они и наносить удары исподтишка, обманывать, засылать шпионов и убийц. Впрочем, точно так же поступали израильтяне. Но их деяния Библия прославляла, а злодейства аммонитян осуждала.
Аммонитяне, можно сказать, считались в израильском государстве не рукопожатными. Изредка их использовали в военных целях – так, в войске Давида были и аммонитяне. Давид лучше других, наверно, понимал суть души аммонитян, ведь его матерью была женщина из этого народа. Правда, это черное пятно в биографии едва не преградило ему дорогу к трону. Но в целом к женщинам из Аммона в еврейских государствах относились снисходительно.
Соломон взял в жены аммонитянку Нааму, родившую ему наследника Ровоама, во времена Неемии жен из Аммона было столько, что правоверные иудеи приходили в ужас. Количество жен-аммонитянок особо увеличивалось после успешных .для израильтян войн. Но сыновьям от таких браков приходилось добиваться признания евреями силой: в священных текстах сказано, что аммонитяне и моавитяне да не войдут в храм Господень и не станут членами еврейской общины. Это вызывало такие раздоры и бунты, что правоверным иудеям приходилось закрывать глаза на особенности проис-хождения этих «евреев». При Иуде Маккавее на чистоту крови пришлось-таки махнуть рукой.
Правоверным аммонитянам на чистоту крови было наплевать. Они ненавидели израильтян любой крови. И, когда римляне осадили Иерусалим в 70 году нашей эры, приняли самое активное участие в его уничтожении. Впрочем, тут виновата одна из политических партий Иерусалима, решившая использовать в борьбе с Римом аммонитян. Аммонитяне немедля согласились, их военные отряды проникли в город (римляне их беспрепятственно пропустили) и устроили там настоящую резню. Только когда положение в городе стало угрожающим и для римской армии (появилась угроза эпидемий), они вошли в Иерусалим и довершили начатое аммонитянами. А аммонитяне благополучно пережили римские карательные экспедиции и существовали еще во II веке нашей эры. С III века они пропадают со страниц истории. Что случилось? А то же, что и всегда: они смешались с другими народами.
Аммонитянская кровь сохранилась, пожалуй, только в современных арабах.