Едва большевики пришли к власти, как взялись за кардинальное переустройство России. Все прежние порядки и церемонии безжалостно изгонялись и перекраивались. В социалистическом государстве люди должны были мыслить и действовать по-новому — всегда, везде и во всем, даже… справляя свадьбу.
СМЕЛО, ТОВАРИЩИ, В НОГУ!
Одним из первых революционных декретов был декрет «О гражданском браке», который 18декабря 1917 года провозгласил: «Российская Республика впредь признает лишь гражданские браки». Церковные узы в Стране Советов объявлялись недействительными. А союз мужчины и женщины теперь в лучшем случае закрепляли так называемые «красные свадьбы», которые являлись скорее общественно-политическими событиями, нежели семейными. И проходили они в таком порядке: жениха и невесту объявляли мужем и женой, раздавались бурные аплодисменты, и гости стоя исполняли «Интернационал» и/или «Смело, товарищи, в ногу!». Помимо одеял и сукна, молодоженам дарили портрет В. И. Ленина, вождя мировой революции, вкупе с сухим пайком, пачкой папирос «Казбек», новыми галифе, сапогами и комсомольской путевкой на медовый месяц в деревню, где одновременно с погружением в семейную идиллию молодые занимались выбиванием продовольствия из остатков кулацкого зверья…
В 1926 году ВЦИК ввел в действие Кодекс законов о браке, семье и опеке, который приравнял все фактические браки к зарегистрированным. Но уже в 1932 году появились паспорта, а в них — графа о семейном положении. Однако заполнять ее пока было необязательно: регистрация брака оставалась делом добровольным еще целых 12 лет. И лишь 8 июля 1944 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР, который отныне признавал юридически действительными только официально зарегистрированные браки. И теперь жениху и невесте хочешь не хочешь, а надо было идти в ЗАГС, ведь отныне без посещения этого заведения совместное проживание под одной крышей признавалось распутством.
ДВОРЕЦ БРАКОСОЧЕТАНИЯ
Великая Отечественная война принесла много горя и страданий, о которых после Победы хотелось поскорее забыть. Людям требовались положительные эмоции. А где еще можно было отвести душу, как не на свадьбе? Только не на той казенной, что «правила бал» в 1920-1940 годах, а на настоящем празднике — с угощением, танцами, шутками и прибаутками. В кино стали мелькать пышные торжества. В 1953-м вышла знаменитая «Свадьба с приданым», где невеста появилась в белом платье и в накинутом на голову тонком шелковом шарфе, аналоге фаты, а жених — в черном костюме и в белой рубашке с галстуком.
XX съезд КПСС, проходивший с 14 по 25 февраля 1956 года, уловил настроения народа: «Надо завести нам свои хорошие свадебные обряды…»
Новые свадебные церемонии создавались практически с нуля. И в этом деле очень помогал кинематограф. В белом платье и фате предстала перед зрителями красавица Лариса, дочка председателя колхоза из фильма «Дело было в Пенькове» (1957). Под стать ей был наряжен и жених — тракторист Матвей, облаченный по случаю бракосочетания в костюм-двойку. Красавица Вероника из прославленного фильма Михаила Калатозова «Летят журавли» (I957J тоже предавалась мечтам о свадьбе, видя себя невестой — в фате и белоснежном платье.
А 1 ноября 1959 года в Ленинграде открылся первый Дворец… бракосочетания с подчеркнуто пышным интерьером, призванным привнести праздничную парадность и в само бракосочетание. Это был переломный момент, в корне изменивший подход к проведению свадебного обряда в СССР. В декабре 1960-го такой Дворец открылся в Москве, а потом аналогичные сооружения появились и во многих других городах страны.
СОВЕТ ДА ЛЮБОВЬ
Теперь для молодоженов работали фирма «Весна», «Ювелирторг», «Цветторг», управление автомобильного транспорта, фабрика фоторабот и т. д. Значительное распространение получили обряды, имитировавшие вековые народные традиции. Родители давали свое благословение. Свадебный кортеж украшался игрушечными медведями или куклами, изображавшими жениха и невесту. А комсомольские лидеры напутствовали молодых.
Начиная с 1960-х годов свадьба пополнилась целым рядом церемониальных элементов. Так, молодые обязательно должны были проехаться по памятным местам: поклониться Вечному огню, памятнику Ленина или монументу Победы. Жениху и невесте зачитывали вслух «Обет верности», который те обещали неукоснительно выполнять. В качестве гаранта крепкого брака им вручали «Ключ семейного счастья», «Летописи семьи» или медаль «Совет да любовь». А то и вовсе отправляли сажать «дерево семьи» на «Аллее молодоженов». Популярными стали свадебные путешествия в столицу или в города-герои.
В начале 1980-х в канву свадебных церемоний стали вплетаться народные элементы. За столом зазвучали величальные песни. Молодым подносили хлеб-соль на вышитом полотенце. Тогда же вспомнилась старая традиция отмечать брачные юбилеи и праздновать серебряные и золотые свадьбы.
Но, увы, уже в середине 1980-х закончилась очередная антиалкогольная правительственная программа, и свадьба буквально съехала с катушек: начался вездесущий и беспримерный разгуляй. 100, 200, 300 человек гостей на брачном пиру стали никем не обсуждаемой нормой. Ресторанов тогда было крайне мало, а потому места под свадьбу бронировались чуть ли не за три месяца. Желая выделиться, новобрачные и их родители «наворачивали» таких «кренделей», за которые потом расплачивались полжизни. И даже в самых отдаленных и маленьких населенных пунктах столы всегда ломились от яств и огромного количества алкоголя.
ЭПАТАЖ И РОСКОШЬ
В 1990-е и особенно в 2000-е годы свадьба превратилась в демонстрацию богатства брачующихся — обычные «волги-такси» заменили огромные лимузины и целая вереница роскошных автомобилей. Иногда можно было увидеть кареты, запряженные четверкой лошадей, или даже богато декорированные носилки. Свадебные платья невесты шили у знаменитых кутюрье или покупали в роскошных салонах, зачастую за границей. А вместо обычных гладких колец предпочитали носить перстни с крупными бриллиантами. Разумеется, те, кто мог себе это позволить. Они же снимали для проведения церемонии бракосочетания дорогие рестораны или отдельный зал торжеств, куда набивались до 500 человек гостей и где выступали звезды театра, кино и шоу-бизнеса первой величины. Кроме того, появился выездной формат свадебного торжества: жених и невеста соединялись узами брака на природе, на берегу моря, в замках, усадьбах и т. д.
Так, например, российский магнат Андрей Мельниченко, женившийся во Франции на сербской певице и модели Сандре Николич, разорился на 14 000 000 долларов. Особняк, где происходило бракосочетание, был задекорирован под яхту, при этом гости и невеста нарядились медузами. За угощения отвечал суперзнаменитый повар Ален Дюкасс. за культурную программу — Уитни Хьюстон, Кристина Агилера и Иглесиасы — отец и сын.
Во французском Версале за миллион долларов сыграл свою свадьбу телеведущий Андрей Малахов, а певец Стас Михайлов блеснул не менее великолепным бракосочетанием в роскошном замке XVI века, расположенном в 60 километрах от Парижа…
Что до тех, у кого нет миллиона долларов на мелкие расходы, то их, в общем-то, с этим можно даже поздравить: перед ними не стоит задачи «обскакать» всех и вся. Нынешние брачные традиции обрели небывалую гибкость. Хочешь — устраивай традиционную свадьбу с гостями, подарками и криками «горько», хочешь — расписывайся в ЗАГСе в джинсах и тапочках. Никто слова не скажет…