Внешние атрибуты казачьего воина известны всем: шашка (сабля), кубанка, штаны с лампасами и, конечно же, нагайка. В советское время этот казачий аксессуар вызывал чувство неприязни у большевиков, ибо именно ею казаки разгоняли демонстрации.
При этом глупо считать, что нагайка – предшественница резиновой палки полисменов, ибо ее рождение произошло задолго до всяких революций. Несведущие люди думают, что нагайка – это небольшой кнут. С таким же успехом можно считать, что паровоз – это тоже автомобиль, ибо оба передвигаются на колесах. Разберемся в деталях.
Кавказский бич
Словарь русского языка поясняет, что нагайка – средство управления лошадью, представляющее собой короткую ременную плеть, сплетенную или сшитую из нескольких ремешков. Обычно на конце нагайки делают шлепок – кожаную плоскую нашивку. Она служит для того, чтобы не травмировать шкуру лошади тонким кончиком плети при ударе. Иногда вместо шлепка мастер расплетает кончик плети на несколько тонких шнурков, и все для того же – рассеять энергию удара, что-бы не травмировать лошадь. В таких случаях удар больше пугает животное, нежели приносит ему боль. Но лошадь начинает слушаться хозяина. Впрочем, те же мастера знали, как сделать нагайку куда более грозным оружием.
Существует несколько версий появления нагайки, но обычно они не включают в себя самую древнюю – скифскую. Этот народ жил на берегах Дона еще в V веке до нашей эры. Античный историк Геродот описал сражение скифов с помощью нагайки. Когда воины ушли в боевой поход, он затянулся более чем на 10 лет. За это время их сыновья сами стали воинами. Однако перед возвращением отцов среди них прошел слух, что те решат наказать их матерей за неверность. Ибо многие мальчики родились в отсутствие отцов. Юные воины решили защитить матерей от позора. Но отцов предупредили о том, что юнцы их уже ждут. В таких обстоятельствах каждый шаг был губительным. Отступить перед домом и сыновьями было невозможно, убивать свое потомство – тоже. Выход был найден. Опытные воины решили побить неразумных отпрысков с помощью нагаек. Так и вышло, скифы побили юнцов, но те остались в живых и позднее поняли свою ошибку.
Другие версии происхождения нагайки более распространенные. По одной из них, нагайка произошла от племени хана Нагая, кочевавшего в составе Большой и Малой Орды по предгорьям Кавказа. Согласно третьей версии, эту плеть для удобства носили за голенищем сапога. Так как плеть находилась рядом с ногой, ее постепенно начали называть ногайкой, или нагайкой.
Несмотря на то что нагайка в России считается казачьим аксессуаром, первыми ее стали применять кочевые народы Азии и Кавказа. Вот что пишет об этом царский офицер Федор Торнау: «…Шпор черкесы не знают и погоняют лошадь тоненькою плетью, имеющею на конце кусок кожи в виде лопаточки, для того чтобы не делать боли лошади, а пугать ее хлопаньем, так как, по мнению черкесов, боль, причиняемая лошади шпорами и тяжелой нагайкой, употребляемыми калмыками и донскими казаками, утомляет ее совершенно без нужды…»
Убойная сила
Не секрет, что для большинства людей нагайка прочно ассоциируется с русским казачеством. «Был и я среди донцов, Гнал и я османов шайку; В память битвы и шатров Я домой привез нагайку», – писал в своем стихотворении Александр Пушкин.
У казаков имелись походные и боевые нагайки. Различие между ними заключалось в том, что находилось на конце плети, то есть в навершии. Походная нагайка, предназначенная для подгонки коня, имела шлепок в виде уже упомянутой толстой кожаной нашивки. Казаки такие часто называли мухобойкой.
Иное дело боевая нагайка – грозное и жесткое оружие. В ее шлепок вшивался утяжелитель – кусок меди или свинца. Бывало, что и ружейная пуля. В итоге, получался некий симбиоз обычной плети и классического русского кистеня. Правда, в отличие от последнего, такое оружие имело куда лучшие управляемость и маневренность. Все потому, что у кистеня непросто контролировать полет гирьки на конце. А вот у нагайки боевая часть легче и вплетена в упругую, жесткую косу из кожи. Она всегда летит туда, куда надо, и бьет жестко, даже жестоко. В умелых руках боевая нагайка легко пробивает доску толщиной в палец.
Потому пробить череп волка или сломать ему позвоночник для опытного казака не составляло труда. Кстати, с человеком происходит то же самое. Так что на картинах советских художников, где казаки разгоняют демонстрации, революционеры получали разбитые носы и губы, но никак не проломленные черепа, что говорит об использовании походных нагаек.
О страшной силе удара боевой нагайки казаки отлично знали. Порка ею провинившегося человека означала смерть страшную и мучительную. Даже при ударах вполсилы кожа и мясо со спины бедолаги слетали клочьями. Потому приговоренных к порке обычно «исполняли» походными нагайками, для лошадей. Хотя и там все зависело от количества и качества ударов.
В самых ранних казачьих сообществах боевая нагайка называлась «шелопуга». Ее кнутовище было толстым и прочным, сплетенным из 20 косичек. На конце кос крепился металлический наконечник, глубоко рассекавший кожу врага. Только распространение огнестрельного оружия послужило причиной выхода боевой нагайки из употребления в угоду походной. Хотя и последней умелый казак мог сбросить врага с коня или выбить из его рук саблю.
В некоторых моделях боевых нагаек в рукоять вставлялся небольшой шиловидный нож. Он считался оружием последнего шанса. Из-за чего среди казачества практиковалась фланкировка с нагайкой, как с саблей. А среди уральских казаков вообще считалось, что начинать обучение фланкировке нужно именно с нагайки.
Оберег для дома
Среди казаков в ходу была поговорка: «Нагайкой владеешь – силу имеешь». Это не случайно, ибо нагайка была универсальным предметом, применявшимся не только для лошадей, но и в самообороне, быту и для воспитания провинившихся.
Обучение владению нагайкой у казаков начиналось с 8 лет. В начале учебы мальчик работал с плетью в различных плоскостях, вращая ее вокруг себя. Наставник следил, чтобы ученик работал с широко раскрытыми глазами. Это давало возможность видеть ход и движения плети и контролировать окружающую обстановку. Исполняя вращения с большой скоростью, казак должен хлопать щеками на развороте, как парус корабля, движущегося по направлению ветра. В дальнейшем обучение проводилось с оружием, утяжеленным на конце своеобразным «хлопунцом».
Его масса варьировалась в пределах 20-50 граммов. Изначально юноша должен был раскрутить нагайку, но не нанести удары по себе. После овладения приемами с одной плетью она дополнялась второй. Обычно через 4-5 лет из мальчиков получались настоящие виртуозы.
Конструктивно выделяют два типа казачьих нагаек – донской и кубанский. У первой деревянная рукоять и сами ремешки не сплетены воедино. Плеть крепится на кольце и висит свободно. Также донские нагайки имеют рукоять длиной с предплечье своего обладателя. Длина плетеной части – на 20-40% больше рукояти.
У кубанских нагаек длина рукоятки куда меньше. Примерно чуть больше ширины ладони. А сама рукоять плавно, без разделения переходит в плеть. Соотношение ее длины к длине рукояти в два раза больше. У уральских казаков имелся свой тип нагайки – чумбук. Также отличную конструкцию имели нагайки забайкальских казаков. В 1895 году приказом «О вновь вводимом казачьем конном снаряжении» был учрежден стандарт нагайки для всех казачьих войск, кроме дислоцированных на Кавказе. Такую «мухобойку» называли казенной, или уставной. Это было что-то среднее между донской и кубанской нагайкой: длиной с донскую, а по способу производства как кубанская, то есть без кольца.
Способы ношения нагайки тоже отличались в зависимости от войска: на плече, вместе с шашкой справа на поясе, без шашки слева на поясе. Она являлась обязательным атрибутом парадного мундира казака.
А еще нагайка имела не только утилитарное, но и духовное значение. Плеть, повешенная в избе на дверной косяк, считалась оберегом. При конфликте хозяин мог кинуть нагайку под ноги оппоненту. Если тот поднимал ее и отдавал обратно, это значило, что он не хочет продолжения ссоры и предлагает помириться. А если гость уходил или хуже того – перешагивал через нагайку, то наносил оскорбление хозяину. На свадьбах зять получал нагайку в подарок от тестя, ибо она могла принадлежать только женатому казаку и вешали ее в супружеской опочивальне. Поэтому личная нагайка была атрибутом полноправного взрослого строевого казака.