Пропаганда – бензин для любой войны, как известно. Вспомним, как фашистско-немецкие «Геббельсы» использовали имена, возможно, самых русских литераторов в истории – Александра Пушкина, Сергея Есенина и Федора Достоевского, уверяя советское население, что те бы поддержали Гитлера, будь они живы.
Тут речь как раз про известное правило пропаганды: ложь должна быть невероятной, чтобы в нее поверили. Конечно, вовсю использовалась антисемитская тема. Естественно, германские пропагандисты, среди которых работали настоящие профессионалы своего дела, использовали в отношении простого населения Советского Союза – не важно, солдат или сугубо мирных жителей, – возбуждение ненависти и реваншистских настроений к коммунистам (большевикам) и евреям. Тем более на руководящих ролях в Совнаркоме и Чрезвычайном комитете после Октябрьской революции они в профессионально этническом смысле, по впечатлению многих, чуть ли не слились.
«Скупой рыцарь»
Конечно, общемировая (кроме США) в то время юдофобия затронула и СССР. И как раз после 1917 года она касалась именно личной жизни крестьян, которые что только не претерпели при Советах: раскулачивание, продразверстку, гонение на казачество… Однако как пропаганде Геббельса возможно было привязать к такому дискурсу Пушкина? Насчет Есенина и Достоевского все несколько понятнее. Начинаем рассказывать.
Вот, казалось бы, как приплести «наше все» – Александра Сергеевича – к немецко-фашистской пропаганде? Ведь это его из поэмы «Руслан и Людмила» (1820): «Там в облаках перед народом / Через леса, через моря / Колдун несет богатыря; / В темнице там царевна тужит, / А бурый волк ей верно служит; / Там ступа с Бабою Ягой / Идет, бредет сама собой; / Там царь Кощей над златом чахнет; / Там русский дух… там Русью пахнет!»
Так вот Пушкин – и есть русский дух! Однако «Геббельсы» как раз использовали образ «Кощея, над златом чахнущего» в образе «Скупого рыцаря» (1830). Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Борис Ковалев поясняет: «Знаете, какое произведение Пушкина наиболее активно тиражировалось нацистами?
“Скупой рыцарь”
Потому что там есть образ жида, который предлагает молодому рыцарю яд, чтобы тот убил своего отца. Немцы уверяли советский народ, считая его наивным и неграмотным, что великий русский поэт вот таким образом показывал то. чему можно научиться у представителей иудейства. Для нацистов вообще очень важно было подчеркнуть, что тот или иной герой истории был антисемитом – это первый столп их пропаганды. А в произведениях XIX века у любого автора всегда можно найти не самый позитивный образ еврея».
В итоге на советских оккупированных территориях расклеивали плакаты с «жидовскими» цитатами из «Скупого рыцаря» и портретами Пушкина.
Достоевский и евреи
А вот с Федором Михайловичем Достоевским фашистам было проще. Писатель особо и не скрывал, что имел антисемитские взгляды, правда, не более того. А еще, как известно, он много времени проводил в Баден-Бадене, то есть в Германии. Играл там в казино. Немецкая пропаганда этот факт всячески подчеркивала: «Великий русский писатель предпочитал отдыхать и работать в Великой Германии».
Что касается цитат Достоевского про евреев, то их нельзя назвать антисемитскими. Но при желании «выдернуть из контекста- всегда можно, чем и занимались «Геббельсы». Вот скажем, сокращенно, цитата из писем Федора Михайловича: «Я вовсе не враг евреев и никогда им не был (…) Но уже 40-вековое… их существование доказывает, что это племя имеет чрезвычайно сильную жизненную силу (…) Я все мои 50 лет жизни видел, что евреи, добрые и злые, даже и за стол сесть не захотят с русскими, а русский не побрезгает сесть с ними. Кто же кого ненавидит? Кто к кому нетерпим? И что за идея, что евреи – нация униженная и оскорбленная. Напротив, это русские унижены перед евреями во всем, ибо евреи, пользуясь почти полною равноправностью (выходят даже в офицеры, а в России это все), кроме того имеют и свое право, свой закон (…) Врагом же я евреев не был, у меня есть знакомые евреи, есть еврейки, приходящие и теперь ко мне за советами по разным предметам, а они читают «Дневник писателя», и хоть щекотливые, как все евреи за еврейство, но мне не враги, а, напротив, приходят..»
Понятно, что хотя бы из этого письма можно повыдергивать нечто антисемитское. Хотя великий русский писатель и соблюдал все формы толерантности. Но пропаганда и не работает через призму объективности. Главное – результат. И у фашистов был весьма дифференцированный подход на советских территориях: украинская часть СССР и юг РСФСР, пострадавшие в 1930-е годы от голода и продразверстки, – им внушали, какие же сволочи эти «комиссары в пыльных шлемах». Интеллигенции же внушалось другое: во всем «виноваты жиды», захватившие власть, уничтожившие «исконно русскую культуру, заменив ее на советскую, неопределенную», а потому Достоевский, как символ защиты русского самосознания, пришелся для пропагандистов весьма кстати. А что уж говорить про Есенина!
«Фашист» Есенин
Вот он точно не скрывал, что недолюбливает иудеев, которые через Октябрьскую революцию дорвались до власти. При этом не сказать, что Сергей Александрович был каким-то оголтелым антисемитом, ведь он прекрасно общался с тем же Львом Троцким, к примеру. Однако переживал, что насильствен-но уничтожается русская посконная деревня, а с ней и дух народа.
Но, конечно, «Геббельсы» использовали все выражения Есенина о евреях, зачастую просто высказанные в большом подпитии, в своих интересах. Конечно, его поэма «Страна негодяев», где слово «жид» повторялось несколько раз, да еще применительно к красным комиссарам, была немцами растиражирована. Также, во время посещения с Айседорой Дункан США, поэт не раз публично позволял себе антиеврейские выпады.
Однако это был пьяный поэт. Как говорится в Одессе, пьяный и трезвый Есенин – две большие разницы. К при меру, он громко и публично обзывал «жидом» в Америке коллегу по ремеслу Брагинского (Мани Лейба) прямо у него дома. А потом писал ему такие покаянные строки: «Дорогой мой Монилейб! Ради бога простите меня и не думайте обо мне, что я хотел что-нибудь сделать плохое или оскорбить кого нибудь.. Это у меня та самая болезнь, которая была у Эдгара По, у Мюссе… Эдгар По в припадках разбивал целые дома».
Российский сериал про Есенина (2005), конечно, вульгарен, но кое-что правдивое в нем есть. Например, о дружбе с другим поэтом Алексеем Ганиным. Сохранились и их совместные фотографии 1916 года. Ганин, по версии ГПУ, состоял в так называемом «Ордене русских фашистов». Конечно, немецкая пропаганда не могла не использовать этот факт – если у тебя друг фашист, значит, и ты фашист, ну хотя бы в душе. А Ганин был арестован в 1924 году, через год расстрелян, но реабилитирован в 1966-м.
Сейчас бытует мнение, в том числе у известных историков, что этот «фашистский орден» был полностью придуман и инспирирован чекистами. А если так, то и Есенин вряд ли был фашистом. А вот русским националистом, конечно, был. Патриот родной земли. А «фашистом» Есенина, кстати, задолго до немцев назвал и Николай Бухарин, в те годы кандидат в члены Политбюро ЦК РКП(б). Впрочем, и определение это в 1920-е годы было еще не таким оскорбительным и сакральным, как после Второй мировой войны.
Как видим, «Геббельсы» пытались в случае с Пушкиным, Достоевским, Есениным разыграть «русскую национальную карту». Расчет был довольно верным, потому что большое количество русских людей не приняло «интернационализм», приход к власти иноверцев и так далее. Однако вскоре после начала войны включилась уже сталинская пропаганда, которая сделала ставку опять-таки на русский народ вернув ему церковь, гвардейские звания и погоны, царские ордена, казачество, уважение и достоинство. Наконец, славную историю. Так и победили.