В 1898 году американский фермер Олаф Оман нашел в Кенсингтоне, штат Миннесота, странный камень с выбитой на нем полустертой надписью. Специалисты определили, что это скандинавские руны. На камне была указана и дата — 1362 год. Находка вызвала ажиотаж в научном мире, поскольку такой письменностью жители Скандинавии пользовались только до XIV века, а Америка была открыта Колумбом лишь 130 лет спустя, в 1492 году!
СЕНСАЦИЯ!
Каким образом этот артефакт появился в Новом Свете задолго до Колумба? Маловероятно, что его потом случайно завезли в те места как строительный материал — там и своих камней предостаточно.
Камень размером 80 на 40 сантиметров был найден фермером на берегу озера Верхнее. В расшифрованной надписи говорилось, что 30 норманнов, как тогда называли в Европе выходцев из Скандинавии, прибыли сюда из Винланда. Десять человек остались на берегу охранять корабль, а остальные отправились на разведку. Вернувшись, они обнаружили, что все их товарищи убиты. Тогда-то они и высекли на камне надпись в надежде на то, что ее прочитают соотечественники.
Сенсационная находка вызвала сразу несколько вопросов: является ли артефакт подлинным или это подделка; что такое Винланд и где он находится; как в глубине материка, в 1,5 тысячи километров от Атлантического побережья и задолго до Колумба, оказался отряд из 30 норманнов и что он там делал?
Уже первый вопрос разделил ученый мир на два больших лагеря: сторонников и противников подлинности Кенсингтонского камня. На рубеже XIX-XX веков утверждения о плавании норманнов в Северную Америку задолго до официальной даты ее открытия подвергались жесточайшей критике. Тем не менее один из знатоков скандинавской истории, Хьялмар Холанд, убежденный в способности своих далеких предков пересекать Атлантику, решил во что бы то ни стало доказать подлинность надписи. Он привлек к изучению этого вопроса крупнейших специалистов из разных стран и получил среди них серьезную поддержку. И в 1948 году, после многих проверок и споров, Кенсингтонский камень — как выдающийся артефакт доколумбовой истории Америки — стал одним из знаковых экспонатов Национального музея в Вашингтоне. Справедливости ради заметим, что до сих пор среди ученых нет единого мнения о подлинности этого артефакта.
ВИНЛАНД
На вопрос о Винланде и его местонахождении дают ответ исландские саги, в частности «Рассказ о гренландцах» и «Сага об Эйрике Рыжем». Археологи подтверждают достоверность событий, описываемых в них, — это были времена открытия Гренландии и основания там колонии. На месте даже были найдены жилища некоторых героев этих повествований: дом Эйрика Рыжего, усадьба Торфинна Карлсефни, резиденция епископа, остатки двух крупных поселений — Западного и Восточного.
Итак, в 985 году исландские переселенцы под предводительством Эйрика Рыжего основали в Гренландии первую колонию. Среди них был некто Херьюлф, сын которого Бьярни находился в то время при дворе короля Норвегии. Вернувшись домой, он узнал, что его семья отплыла в новую колонию. Выяснив все, что на тот момент было известно о новых землях, он отправился на поиски. Однако сведениями о точном маршруте он, видимо, не располагал, потому что после долгого плавания оказался у незнакомых холмистых берегов, поросших лесом. Это было явно не то, что нужно, так как новая колония, судя по описанию исландских соседей, должна была находиться у подножия ледников. Бьярни повернул на северо-восток и через трое суток оказался наконец у берегов Гренландии, где воссоединился со своей семьей.
Прошло 15 лет, но рассказ о неведомых землях, обнаруженных им на западе, не забылся, и колонисты все чаще возвращались к этой теме. Не давала она покоя и сыну Эйрика Рыжего, Лейфу — двоюродному брату Бьярни. Пользуясь его доверием, Лейф выпросил у кузена судно и в 1000 году вместе с 35 спутниками ступил на берег страны, поросшей лесом и диким виноградом. Так она получила название Винланд, то есть «Виноградная земля».
Правда, закрепиться на новых землях ни ему, ни его братьям, побывавшим здесь позднее, так и не удалось: их намерениям препятствовали коренные жители, которых норманны прозвали скрелингами. От стрелы аборигена погиб Торвальд Эйриксон, под напором племен был вынужден отступить и Карлсефни, которому в течение 3 лет так и не удалось наладить мирные отношения с местным населением.
После этого, насколько известно, других серьезных попыток норманнской колонизации Северной Америки не предпринималось. Хотя не исключено, что жители Гренландии, испытывая нужду в стройматериалах, могли совершать морские походы в Винланд за древесиной.
ТАЙНА ИСЧЕЗНУВШЕЙ
А что же авторы надписи на Кенсингтонском камне? Что заставило их, потомственных мореходов, проникнуть далеко вглубь чужой, неизведанной и враждебной им территории? Отношения с коренным населением со времен Карлсефни, судя по надписи, ничуть не улучшились; свидетельств, даже косвенных, о постоянных колониях в Винланде не имеется, а крохотная горстка норманнов тем не менее настойчиво следовала к какой-то своей цели по бескрайним пространствам еще неведомого европейцам континента.
Остается только поражаться их мужеству или безрассудству, которому трудно найти разумное объяснение, и возможный ответ на поставленные вопросы дает версия уже упомянутого исследователя Хьялмара Холанда.
Речь идет о гренландской колонии, основанной еще Эйриком Рыжим. В начале XIV века жизнь колонистов сильно осложнилась: наступило резкое похолодание, лето стало совсем коротким. Значительно усилился натиск эскимосов, стремившихся расширить свои охотничьи угодья и угрожавших поселению норманнов.
В 1355 году при дворе короля Швеции Магнуса II стало известно о том, что жители Западного поселения в Гренландии покинули его и уплыли в неизвестном направлении. На их поиски была направлена экспедиция во главе с приближенным короля, Паулем Кнутсоном. В Гренландии он узнал, что поселенцы, возможно, переселились в Винланд, и решил последовать за ними. Трудно сказать, имел ли он хотя бы малейшее представление о размерах той страны, где затерялись беглецы, но несомненно одно: он был убежден в необходимости найти их, потому что, по религиозным воззрениям того времени, не имея связи с христианской церковью, они могли оказаться во власти дьявола.
Но почему колонисты не вернулись обратно в Исландию или Скандинавию? По той же самой причине, которая вынуждала их предков покидать родные места: нехватка плодородной земли. Судя по всему, Кнутсону или кому-то из его подчиненных маршрут в Винланд был хорошо знаком, потому что экспедиция без особого труда достигла намеченной цели. Тщательно исследовав побережье, посланцы короля, видимо, обнаружили нечто, указавшее на то, что гренландцы отправились на запад, вглубь материка. Казалось бы, на этом следовало поставить точку, ведь они могли уйти куда угодно, однако Кнутсон почему-то выслал на сушу поисковый отряд из 30 воинов. Складывается впечатление, что норманны достаточно хорошо знали эти места, чтобы определить направление дальнейших поисков. Выходит, что Паулю Кнутсону и его современникам было известно о заселении норманнами Америки гораздо больше, чем принято считать. И, отправившись на поиски пропавших гренландцев, он и посланный им отряд, скорее всего, шли не наугад, а следовали путями, которые уже тогда были им достаточно хорошо известны.
По рекам и Великим озерам «спасатели» достигли западного берега озера Верхнее в районе современного города Дулут. Оставив на берегу 10 человек для охраны лодок, норманны отправились вглубь страны, а вернувшись, обнаружили, что охрана лагеря перебита. Как развивались события далее, неизвестно. Ясно одно: сразу же уплыть обратно норманны по каким-то причинам не могли, и им пришлось искать спасения на крохотном островке, который позднее, в конце XIX века, соединился с берегом.
«БЕЛЫЕ ИНДЕЙЦЫ» И НЕОБЫЧНЫЕ ЭСКИМОСЫ
На судьбу гренландских беглецов и, возможно, остальных участников поискового отряда некоторый свет проливают открытия последующих веков. В XVII веке европейские охотники и пионеры, побывавшие во внутренних областях Северной Америки, впервые поведали миру о странных белокожих индейцах племени манданов. По их словам, жилищем им служили не вигвамы, а прочные хижины в хорошо укрепленных поселках, окруженных глубоким рвом, валом и частоколом. Такие селения были совершенно несвойственны проживавшим в тех местах аборигенам.
Посетивший это племя французский исследователь Ла Верендри в 1738 году отмечал, что среди манданов действительно встречаются люди с белым цветом кожи, а у женщин нередки белокурые волосы и европейские черты лица. С тех пор манданы стали целью многих экспедиций.
Чтобы как-то объяснить тайну их происхождения, была выдвинута гипотеза, согласно которой этот небольшой народ со своеобразной культурой, отличающийся от других коренных народов, возник в результате смешения индейцев с северными европейцами. К тому же у самих манданов сохранилось древнее поверье, рассказывающее о том, что в незапамятные времена прародитель племени — белый человек — прибыл к ним на большом каноэ. Примечательно также, что манданы жили в тех местах, где до сих пор находят оружие с характерными признаками, указывающими на его скандинавское происхождение.
Есть и еще одно направление поисков возможных американских следов гренландских колонистов и людей Кнутсона. Дело в том, что в 1556 году английский капитан Николас Тюнс, побывавший в районе Баффиновой Земли на севере Канады, сообщил о «белых эскимосах», будто бы встречавшихся ему во время плавания. О том же в середине XVII века рассказывали китобои, промышлявшие в тех водах. А уже в наши дни канадский полярный исследователь Вильялмур Стефанссон в районе острова Виктория на севере Канады обнаружил людей, которые хотя и вели образ жизни, подобный эскимосскому, но по внешним признакам были больше похожи на представителей северных европейских народов. По этому поводу Стефанссон записал в своем дневнике: «По лицу и строению тела они напоминают загорелых скандинавов».
Как знать, не в их ли жилах течет кровь пропавших гренландских колонистов?
Пора закрывать !!!
А какая нах разница, кто её открыл?! Вот какая??? Да хоть марсиане!
Гораздо интереснее, кто её закроет!
Как правило, новые места называются именем первооткрывателя. Америку первым открыл Амир Темур (Темерлан), одлнако по скромности не стал афишировать это. После завоевания половины Европы, Темур поплыл на судне дальше на запад, и прибыл в неизвестный континент. Он нашел общий язык с местными индейцами, подружился, так как хорошо обращался с ними. Они называли его Амир ака (ака – по узбекский старший брат, обращение к с уважением к старшим). Когда Темур уплывал обратно, все индейцы на прощание кричали “Амирака, Амирака”. Он им в ответ “Ман кетдим, ман кетдим” (в переводе с узбекского – я уезжаю). После этого индейцы начали в честь Амира Темура называть страну “Америка”, а место, откуда провожали его “Манхеттен”. Вот такая история.
Джамшуд, у Вас фамилия не Андерсен случайно?
Алдар Косе,
Хи-хи-хи!!!!!!!!!!!!
Джамшуд, ты чего куришь?