По всему побережью Перу протянулась цепь высочайших гор – Анды. Здесь задолго до инков, во II тысячелетии до нашей эры появились племена, которые умели строить монументальные конструкции, выделывать ткани и изготавливать замечательной красоты посуду. Археологи называют их культурой Чавин.
Культура Чавин была обнаружена совершенно случайно в 1840 году. Местный крестьянин Тимотео Эспиноза, возделывая поле на восточном склоне гор, наткнулся на двухметровую каменную плиту. Он перетащил ее в свое жилище и приспособил в качестве стола. И украшал бы этот стол дом Эспинозы до скончания времен, если бы в 1860 году в деревню Чавин-де-Уантар не забрел граф Антонио Раймонди, перуанский путешественник и натуралист. Эспиноза усадил его как раз за этот стол во дворе. Превосходная обработка камня графа удивила, слово за слово он выяснил его происхождение, а когда по просьбе Раймонди плиту повернули, и он рассмотрел, как выглядит скрытая от глаз внутренняя поверхность «стола», – тут же пришел в восторг. Ведь повернутая к земле сторона «стола» была сплошь изрезана древним и очень сложным рельефом. И в 1874 году по инициативе графа Раймонди этот артефакт перевезли в музей Лимы, с тех пор находка известна как «стела Раймонди», а Чавин-де-Уантар стал изучаться археологами.
Сохранилась чудом
Первое описание всего археологического комплекса, а не одной только каменной плиты, дал немецкий врач, лингвист и археолог Эрнст Миддендорф, снявший планы и сделавший наброски древних руин. Что же касается самой плиты, то в музее Лимы «стела Раймонди» с успехом экспонировалась в старом Выставочном парке. В 1881 году, во время оккупации Перу чилийскими войсками, она едва не была уничтожена. Спасло национальное достояние не иначе как чудо; грабители случайно столкнули плиту с постамента, и она упала гладкой стороной вверх, то есть снова стала выглядеть как стол Эспинозы. Мародеры никакого внимания на этот камень не обратили, хотя музей основательно разграбили.
От древнего города вблизи деревушки Чавин-де-Уантар, расположенной на высоте более трех километров над уровнем моря, остались одни руины. Стела с изображением многорукого существа с посохами и головой ягуара была первым артефактом, представшим перед взорами археологов. Можно сказать, что с 1553 года, когда испанец Педро де Сиеса де Леон упомянул Чавин в своей хронике, и монахов начала XVII века, оставивших описание «Западных Индий», им больше никто и никогда не интересовался. Зато находка стелы с ягуаром и не испанское, а древнее название деревушки вблизи развалин, привлекли внимание человека, посвятившего впоследствии жизнь изучению Чавин-де-Уантара – отца перуанской археологии Хулио Сесара Тельо. Именно он вел раскопки памятника с 1919-го по 1941 год.
Сопоставив название деревушки с существующими в регионе карибскими языками, он пришел к выводу, что «чави» обозначает ягуара, того самого многорукого бога, изображенного на «стеле Раймонди». А «чавинави» – сыновей ягуара с копьями. Следовательно, когда-то название могло переводиться как «город сыновей ягуара с копьями». Чавин, как считал после археологических исследований Тельо, возник примерно в 850 году до нашей эры. По последним данным, он мог возникнуть много раньше – в 1200 году до нашей эры. И, как сегодня считается, был не обычным городом, а большим церемониальным центром с массой святилищ, где проводились религиозные обряды, на которые стекались люди со всей земли народа Чавин. А территория культуры Чавин, как мы сегодня знаем, протянулась по всему тихоокеанскому побережью Перу от границы с Эквадором до Рио-Гранде и насчитывает более 20 археологических памятников.
Освоенное место
Чавинцы не были первыми хозяевами этой земли, они пришли в уже освоенные другими племенами места. И захватили аборигенов, поскольку были народом воинственным, беспощадным, жестоким и практикующим кровавые ритуалы. В отличие от мирных земледельцев, построивших акведуки в бассейнах Мараньона и Заны, их главным занятием была война. Боги, которым они служили, были богами войны. Все города, которые они возвели, лежат в труднодоступной местности, высоко в горах, и превосходно защищены от вторжений врагов естественными преградами. Даже древнейший храм Чавина (Старый храм) построен в виде стрелы и носит название «Храм большого копья», а к нему пристроены две «крепости» с невероятно сложной системой подземных коридоров.
Пришли эти воины, поклоняющиеся ягуару, анаконде и кайману, скорее всего, из Амазонии, поскольку ни одно из этих животных в Андах не встречается. Ни одному жителю высокогорья не пришло бы в голову молиться богам равнины. Но в то же время жители Амазонки не обрабатывали многотонные каменные блоки и не строили столь грандиозных сооружений. Так что, вполне возможно, мы имеем вариант слияния двух культур – воинов Амазонки и строителей мегалитов. Иными словами, культура Чавин – это итог подчинения высокогорных каменщиков и земледельцев воинственными племенами равнины.
Государство Чавин было теократическим, власть в нем принадлежала жрецам. В период расцвета оно занимало внушительную территорию – около 40 гектаров, и в нем проживало не менее 3 тысяч жителей. Главный храм Чавина, так называемый Новый храм, был посвящен Ягуару и построен в виде пирамиды со срезанной верхушкой из белого гранита и черного известняка, причем материал для строительства они добывали в отдаленных каменоломнях. Под храмом проложено множество водоводов, которые в период дождей переполнялись водой и издавали чудовищный рев, напоминающий людям, вероятно, о рыке ягуара. В нем множество лестниц и скрытых проходов, которые позволяли жрецам внезапно появляться перед верующими. Круговая площадь перед Старым храмом служила для церемоний под открытым небом, она была обнесена тесаным камнем и замощена желтым диатомитом. Прямоугольная площадь размещалась перед Новым храмом. Первая могла вместить до 600 верующих, последняя – до 5200 человек. Церемонии проводились не только в самих храмах, но и в подземных галереях. Интересно, что в одной из них были найдены скелеты мужчин, лежавших лицом вниз и засыпанных камнями – вероятнее всего, ритуальные жертвы.
Говорящие с небом
Стены храмового комплекса были богато украшены каменной резьбой с глубоким рельефом или выступающими далеко за их пределы ликами божеств – ягуаров, хищных птиц и людей с широкими носами. Боги чавинцев имели странный сплав антропоморфных и зооморфных черт. Самая знаменитая статуя чавинского бога – Лансон, сделана в форме пятиметрового бивня и сплошь покрыта рельефом, изображающим человека, но с головой ягуара, на руках его когти, вместо бровей и волос – змеи. На обелиске Телло вырезаны божество с чертами мужчины и женщины и с головой кошки, сплетенные аллигаторы, птица с кошачьей пастью, крылатый ягуар, сразу же получивший имя «дракон-кошка». Изначально Чавин не предназначался для людей – это был город для богов.
Весь декор сакральных сооружений был рассчитан на достижение сильного визуального и слухового эффекта. Боги чавинов были воистину живыми – он являлись в грохоте и сверкании, исходящем от множества золотых предметов, которые украшали храмовые помещения. Боги говорили со своим народом, и народ повиновался. Строил для них жилища, устанавливал для них стелы, резал камни, изготавливал ритуальные сосуды, ткал им одежды. В сакральных местах археологи находят обломки керамики, изделий из обсидиана, зеркал из гагата, кварца и лазурита, крупные раковины, кости животных. Ученые считают, что в Чавине практиковали массовые шествия, проводили церемонии с использованием огня, паломники оставляли в дар раковины, издававшие глубокий трубный глас, на других шествиях массово разбивали горшки и т.п. Известно, что в ритуалах использовалась музыка, для путешествия в мир богов проглатывали измельченный табак и пили сок галлюциногенного кактуса. Множество сосудов с изображениями ягуаров и кактусов найдены во время раскопок.
Чавин просуществовал с 1200 до 200 года до нашей эры, то есть тысячу лет. Но с 500 года до нашей эры он стал приходить в упадок. Вокруг площади для церемоний появилась вдруг деревня, жители угасающего Чавина стали растаскивать священные камни для строительства домов. Храмы рушились и зарастали травой. Пришли новые люди, которые принесли новую культуру.