Какие современные города могут похвастаться историей в несколько тысячелетий? Рим, скажете вы – и будете совершенно правы. Афины – и вряд ли кто посмеет вам возразить. Но знаете ли вы, что самой древней, непрерывно заселенной людьми территорией считается швейцарский город банкиров – Цюрих?
Сам город Цюрих в долине реки Лиммат на северной оконечности Цюрихского озера появился, разумеется, в раннем Средневековье. Но не на пустом месте. Эту долину с очень удобным холмом Линденхоф люди облюбовали еще в эпоху неолита в V тысячелетии до нашей эры. И не случайно.
Уютное местечко
Горные кряжи защищали жителей от набегов враждебных соседей, в лесах всегда было изобилие животных, на которых они охотились, буквально под ногами находились залежи металлов, которые они научились выплавлять, а об источниках воды можно было вообще не думать. Воды было более чем достаточно – целое озеро и вытекающая из него река. Весной она выходила из берегов и заливала все вокруг, приходилось даже строить дома на специальных подпорках – сваях.
Из 111 свайных построек Европы 56 находятся именно в Швейцарии, а 11 свайных поселений – как раз вокруг Цюрихского озера. На месте будущего Цюриха археологи нашли свайные комплексы Альпенквай, Кляйнер Хафнер и Гроссер Хафнер. Причем открытие было сделано совершенно случайно во время работ по рекультивации Цюрихского озера в конце XIX века. Рабочие неожиданно наткнулись на дубовые сваи, которые находились на глубине от четырех до семи метров. Сначала даже решили, что древние люди строили прямо на озере и жили в домиках над водой. И только в наши дни, изучив изменение климата и границ озера, пришли к выводу, что озеро было меньше и мельче, а дома возводились на берегу. В середине 1960-х годов начались полноценные подводные исследования свайных жилищ. Было обнаружено множество артефактов – керамические сосуды разного назначения, изделия из кости и рога, каменные топоры, ожерелья из зубов животных, бусы из минералов и даже остатки тканей; находки датировались неолитом. Но самое интересное, что стоянки продолжали существовать и в бронзовом веке, о чем свидетельствовали найденные учеными бронзовые топоры, ножи, рыболовные крючки и, конечно, украшения.
О жизни людей той эпохи удалось много узнать, поскольку вода отлично «законсервировала» находки. Сохранились не только сами сваи и остовы домов, но и очаги в домах, прялки, кости домашнего скота – овец, коз, свиней, коров, и кости животных, на которых люди охотились – зубров, оленей, косуль, кабанов, зайцев, лошадей, медведей; кости рыб, которых они ловили – щук, сигов, сомов, окуней. В рацион этих свайных жителей входили также пшеница, ячмень, горох, мак, дикие яблоки, ежевика, малина, клубника и фундук.
Эпоха античности
В античные времена территория будущей Швейцарии была заселена гельветами – одним из многочисленных кельтских племен. Во время раскопок на Линденхофе и Реннвеге в 1989, 1997, 2004 и 2007 годах археологи нашли руины кельтского оппидума, укрепления I века до нашей эры.
Происхождение названия Турикум не совсем ясно, считается, что оно связано с кельтским именем Турос. Была найдена надгробная плита с таким именем, правда, на ней изображен маленький мальчик и датируется она II веком уже нашей эры.
От римской эпохи времен правления императора Адриана на островке Хафнер сохранились руины круглого деревянного храма. Дендрологический анализ показал, что он был построен в 122 году и стоял на дубовых сваях. Диаметр ротонды был семь метров, и она была расположена в полукилометре от викуса Турикум. Строение использовалось по назначению вплоть до V века, о чем свидетельствует 90 найденных во время подводных работ монет. В самом Турикуме стоял римский гарнизон и постоянно жило около 300 человек. Но после систематических набегов германских племен пришлось Турикум значительно укрепить, и в IV веке здесь появилась крепость. Правда, римлянам это не помогло. В 401 году они оставили укрепления, а крепость заняли алеманы.
Средневековье
Первое упоминание Цюриха, как самостоятельного города, относится уже к Средним векам, точнее – к 929 году. Турикум за это время успел побывать под властью франкских королей Меровингов, войти в состав империи Карла Великого, а при ее распаде в 843 году достался внуку Карла Людовику II Немецкому, правителю Восточно-Франкского королевства. Он теперь назывался уже не Турикумом, а Цюрихом и был центром графства Цюрихгау. В 853 году Людовик II основал в Цюрихгау монастырь Фраумюнстер для своей дочери Хильдегарды, которая стала в нем аббатисой. Позже, чтобы с деньгами у монастыря не было забот, король Генрих III разрешил аббатству взимать таможенные сборы и налоги с рынков, а также назначать членов городского совета. Горожанам, разумеется, такое положение дел не нравилось. Монастырь же пытался все время расширить свои права и даже стал чеканить собственную монету. Получалось, что вся власть в Цюрихе принадлежит монастырю, а не герцогам Швабским, правителям Цюрихгау. Избавиться от монастырской опеки удалось только в XII веке, когда там обосновался Арнольд Брешианский и посмел выступить против засилья церкви. Горожанам его проповедь пришлась по душе, и они добились права избирать совет без вмешательства монастыря. Скоро избавились они и от власти герцогов. Новым хозяином города, в 1218 году, стал император Фридрих II. Он значительно расширил права горожан и способствовал росту торговли и ремесленного производства.
Правда, многие горожане все равно были недовольны, хотя Цюрих теперь выглядел почти как настоящий свободный город – с крепостными стенами, рвами, церквями, купеческими и ремесленными гильдиями, ратушей и имперским статусом. Но за аббатисой сохранилось право назначать мэра и утверждать городской устав, а в совет могли войти только богатые горожане, имеющие право гражданства – то есть дворяне, видные бюргеры, банкиры. Простые жители Цюриха никакими гражданами не считались. И прав у них тоже не было. В 1336 году они подняли мятеж, арестовали городской совет, назначили бургомистром «своего» дворянина Рудольфа Брюна и приняли «присяжную грамоту» – конституцию Цюриха. Так в городе появилось два сословия – «констафель» (дворянство и бюргерство) и 13 «цунфт» («мастер цеха»), из которых и формировалась городская власть. Эта конституция просуществовала до
XIX века.
В XIV веке Цюрих вошел в состав Швейцарского союза и участвовал в войне с австрийским герцогом Альбрехтом II. А в 1400 году император за 1000 гульденов избавил город от необходимости платить налог в имперскую казну и перестал назначать фохта – главного городского судью. Теперь все дела Цюрих решал самостоятельно. С 1425 года он стал чеканить собственную монету. А скоро власть Цюриха распространилась и на близлежащие деревни и городки. В 1467 году под этой властью было уже около 50 тысяч человек. Гражданином Цюриха мог стать любой желающий, если он прожил в городе пять лет и стал членом одного из цехов. А в 1518 году в Цюрихе и по всем кантонам Швейцарии под влиянием проповедей Ульриха Цвингли началась Реформация. Католические священники вынуждены были бежать. В Цюрихе приняли протестантство. Жители Цюриха и до этого уважали бережливость, а с новой верой сосредоточили все усилия на честном труде и отказе от праздных дел.
Оплот банкиров
На протяжении всей истории Цюрих стремился расти и богатеть. Сегодня это один из богатейших городов мира. Начало этому было положено во второй половине XIX века, когда в городе с благоприятным финансовым климатом стали обосновываться банкиры из разных стран и открылись офисы крупнейших трестов и концернов. Из довольно среднего промышленного центра Цюрих буквально за столетие превратился в финансовую столицу Европы.
О далеком прошлом в нем напоминает площадь с прекрасным панорамным обзором на холме Линденхоф, где некогда располагался римский Турикум, протестантский собор Гросмюнстер, бывшее аббатство Фраумюнстер, украшенное в XX веке витражами Марка Шагала, церковь Святого Петра, ратуша XVII века и Дом гильдии ремесленников.