Одним из связующих звеньев между Ираном и Месопотамией был Элам, который шумеры называли Ним, а аккадцы – Эламту. Эта древнейшая цивилизация и по сей день хранит свои тайны.
Древнейшее государство Элам располагалось к востоку от Шумера – от нижнего течения реки Тигр и к северо-востоку от Персидского залива. Большая ее часть находилась в юго-западной части нынешнего Иранского нагорья. Большую часть Элама занимали горы, но имелись и плодородные земли, годные для обработки. Долины с густо растущей травой, поля с наливающимися колосьями привольно раскинулись между двумя и поныне существующими реками – Керхе на западе (бывшая Хоаспа) и Карун на востоке (бывшая Эвлея).
На восточном берегу полноводной Керхе располагалась столица Элама Сузы. До сей поры неизвестно, откуда появились эламские племена. Одни историки выдвигают версию, что они являлись родственниками дравидских племен Индии. Удивительно, но многие из племен, населяющих Элам, были чернокожими. Другие историки придерживаются мнения, что название Элам явно семитское и переводится с еврейского как «возвышенная страна». Из Библии и связанных с ней памятников письменности можно узнать, что эламиты вызывали у своих соседей какой-то суеверный ужас, и те считали всех эламитов колдунами и ведьмами.
Уже в III тысячелетии до нашей эры здесь существовали процветающие города – Сузы, известные как Шушен, Адамдун, Симашки, Аншан и многие другие.
Между прочим, Элам часто упоминается в Библии. Например, однажды царь эламитов захватил Содом. Тот самый библейский Содом, хотя это случилось до того, как на содомитов пала Божья кара.
Археологические находки
Раскопки, произведенные в Сузах и несколько севернее, в Тепе-Муссиане, позволили обнаружить множество образцов орнаментированной керамики и других предметов материальной культуры. Все это свидетельствует о том, что культура здесь существовала еще со времен неолита. И хотя отдельные племена еще продолжали вести кочевой образ жизни, в долинах рек люди уже в глубокой древности перешли к оседлому земледелию.
При раскопках в Сузах были найдены серпы и зернотерки. Благодаря плодородной почве и теплому климату земледельцы Элама выращивали ячмень, лен, эммер (вид пшеницы).
Сузы – очень древний город, история его возникновения датируется примерно серединой-концом IV тысячелетия до нашей эры. То есть Сузы как минимум ровесник шумерских городов, и там, как и у шумеров, имелись признаки государственного устройства. Так что в споре о том, где появилось первое государство, Элам вполне может конкурировать с шумерами. Просто шумеры более известны, они затмили Элам, и о нем все забыли.
Кроме земледелия, вторым основным занятием населения этого государства была охота. Как и в других древневосточных странах, здесь были очень развиты искусство изготовления керамики, ткацкое дело и обработка камня.
Неплохо развивались металлургия и керамическое производство. Это подтверждают найденные сосуды, которые изготовлялись без гончарного круга, вручную. Они красивы и украшены черной геометризованной росписью, найдены также статуэтки богини плодородия. Лазурит и обсидиан, найденные в Сузах, указывают на доставку этих видов камней из других стран. Очевидно, что эламские города вели оживленную торговлю с Месопотамией, Ираном и другими странами, расположенными в северной части Передней Азии. Именно в Эламе возникла как называемая картинная письменность, которая впоследствии была заменена более усовершенствованной клинописью, заимствованной у народов Месопотамии.
А вот язык людей, населявших Элам, не имел никаких связей с другими языками земли. Более того, лингвисты так до конца и не разобрались даже, к какой из изначальных языковых макрогрупп (ностратической, сино-кавказской, аустрической) он относится. А ведь именно из этих групп произошли почти все современные языковые семьи, от индоевропейской до сино-тибетской.
Кругом враги
Уже правители Аккада и Шумера с великим трудом защищали земледельческие районы Двуречья от нашествий эламских племен и вели с ними непрерывную войну.
Первые сведения об Эламе относятся к концу XXVII – первой половины XXVI века до нашей эры. Сохранились записи о вторжениях эламитов, а позднее и о войнах с Эламом. Впрочем, эламитам и самим пришлось отражать натиск врагов. Согласно хроникам, правитель Лагаша Эаннатум «раздробил Эламу голову. Элам был отогнан в свою страну». А царь Аккада Маништушу завоевал одну из областей Элама – Аншан и наложил на покоренных бремя дани.
Около 2300 года до нашей эры Аккаду удалось покорить Элам. Но в этом состоянии Элам пребывал недолго. Аккадцы не сумели удержать власть и были вынуждены покинуть страну. Новый аккадский царь Римуш совершил множество походов на непокорных эламитов. Страна была опустошена, но Элам продолжал сопротивляться и все же сохранил независимость. Племянник Маништушу даже пошел на договор с Эламом, согласно которому эламиты были обязаны согласовывать все вопросы внешней политики с Аккадом. Хотя при этом они все равно оставались независимыми. А вскоре Аккад пал под натиском кутиев, и Элам вернул свою независимость во всех сферах. Но и кутии не оставили эламитов в покое. Под их ударами государство распалось на несколько областей. Через 100 лет страна вновь воссоединилась. К власти пришла династия Симашки. Вскоре распалось и Аванское царство кутиев. Царь III династии Ура Шульги тоже вторгся в Элам, и поход его был удачным. Он завоевал некоторые области Элама, которыми управляли шумерские чиновники.
После падения этой династии, пользуясь смутами в Месопотамии, Элам начал сам вторгаться в долину Двуречья и даже захватил ее южную часть – Ларсу. Даже знаменитый царь Вавилона Хаммурапи был вынужден вести борьбу с Эламом. Только объединив значительную часть Месопотамии под своей властью, он сумел изгнать эламитов из Шумера. Упорную борьбу с Эламом пришлось вести и ассирийским правителям. В VIII веке до нашей эры прославленный Саргон II столкнулся с объединенными силами эламитов и вавилонян.
Царь из низов
В первой половине XIX века до нашей эры к власти в Эламе пришла новая династия Суккаль-махов, основателем которой был Эпарти. По мнению большинства историков, он вышел из низов и захватил власть в результате ожесточенной борьбы. Из всех правителей этой династии известен Шильхаха. Этот правитель сумел укрепить Элам. А враги не дремали. Крупный поход против Элама совершил царь Ассирии Синаххериб, который с радостью сообщал; «34 укрепленных города вместе с маленькими селениями в их окрестностях, которым нет числа, я осадил, завоевал, разграбил, разрушил, опустошил, предал огню, и дымом их пожарищ я покрыл широкое небо, подобно урагану».
Эламский царь Кудурнахунди приказал населению страны скрыться в крепостях, а сам покинул свою резиденцию Мадакту и отступил в неприступные горные области.
Все попытки Синаххериба преследовать противника, окончились полным фиаско. Сославшись на «ужасную бурю» и «крайний холод», «снег и дождь», незадачливый завоеватель был вынужден возвратиться в Ниневию.
Синаххерибу, по-видимому, так и не удалось полностью разгромить эламитов и завоевать непокорную страну. Судя по всему, эламиты оказали упорное сопротивление ассирийцам. Завоеватели отступили. Вскоре Синаххериб совершил еще один поход, который вновь оказался неудачным. Свободолюбивые и независимые племена оказали оказывали стойкое сопротивление. В конце концов противостояние между Асссирией и Эламом закончилось в 645 году до нашей эры.
Весьма известный в истории Ашшурбанапал в тот год вторгся с огромным войском в Элам и опустошил страну. В 639 году до нашей эры ему окончательно удалось нанести поражение вековому врагу. После разгрома Ассирии Элам вновь обрел независимость, но, раздираемый внутренними политическими противоречиями, стал легкой добычей Мидии, а позднее и Персии.
Элам в течение ряда веков не только сопротивлялся шумерским, ассирийским и вавилонским царям, но даже нередко переходил в наступление. Это значительное и сильное государство уступало лишь подавляющим военным силам наиболее могущественных ассирийских царей.
Элам – это восточносемитское царство, образованное восточносемитским народом оромо из нынешнего Сомали. Основав царство Элам восточные семиты не только продолжили противостояние со своими давними оппонентами – западными семитами Абиссинии – амхарцами, тигринья и тигре (нынешних Эфиопии и Эритреи), но и с индоевропейцами – шумерами (древними ариями, мигрировавшими из Семиречья Инда – из Индской цивилизации в Месопотамию через остров Дильмун / Бахрейн). Используя национальную консолидацию, основанную на племенных/родовых связях) восточные семиты Элама разложили и разгромили индоевропейский Шумер, основав царство Исин, а затем Аккадскую империю (заимствовавшую Ведийскую традицию Семиречья Инда в трансформированном в Месопотамии шумерами виде; литургия и теологические тексты Аккада длительное время оставались на шумерском / индоевропейском языке из опасения семитов утратить теологический смысл текстов индоевропейцев при переводе). На разгром Шумера семитами индоевропейцы – кутии ответили военным противостоянием с Аккадом и Эламом. Приход западных семитов к власти в Аккадском царстве привёл к войнам Аккада с восточносемитским Эламом. В продолжение давнего конфликта западных и восточных семитов, начавшегося в далёкой древности на склонах Эфиопского нагорья, западносемитская Ассирийская империя неоднократно совершала разгромные походы на Элам, а также следуя своим животноподобным инстинктам – на индоевропейскую Индскую цивилизацию, что привело к разгрому Элами и Индской цивилизации (после последнего похода Ассирии в Эламе двести лет не велась летопись).
Причиной неразрешимых противоречий древних народов была кастовость построения их управленческой пирамиды и кастовость жрецов, выступавших её кураторами и обновляющими. Правящие наследуемые национальные касты могли оставаться на вершине власти только единолично, что и обрекало их на бесконечное противостояние друг с другом, в которое вовлекались их народы. Разрешить это противоречие можно через делегирование полномочий строителей, кураторов и обновляющих управленческой пирамиды высоким общим представителям неконкурентными равными между собой общинами каждого из народов, объединёнными наднациональным Конгрессом общин.