Греческий поэт Гесиод, живший в VII веке до нашей эры, называл лигуров одним из трех древнейших народов мира (другие два были эфиопы и скифы). Эфиопы господствовали на юге, скифы – на востоке, а лигуры завоевали весь запад…
К сожалению, мы не знаем предков лигуров и вообще имеем весьма смутное представление о них самих.
Соплеменники лебедя Кикна
В Лигурии, как рассказывали греки, правил король Кикн, сын Сфенела, который прославился как отличный певец. Заслушивался пением Кикна и сын бога Гелиоса – юноша Фаэтон. И вскоре они стали любовниками. А потом случилось непоправимое. Фаэтон выпросил у отца разрешение прокатиться на его золотой солнечной колеснице, но не справился с управлением и упал с небес. Все родичи оплакивали гибель Фаэтона, но самым безутешным был Кикн. Он не мог забыть своего друга до глубокой старости. Уже его каштановые волосы стали совершенно седыми и стали похожи на птичьи перья. Тогда бог Аполлон сжалился над ним и превратил в лебедя, поскольку греки считали, что эти птицы живут только парой и хранят верность до самой смерти. По одной версии мифа, сладкоголосый лебедь Кикн взмахнул крыльями, запел скорбную песню и полетел к своему Фаэтону на небо. По другой версии, не полетел, а так и остался плавать на месте крушения золотой колесницы, и всякий раз, когда на воду падали солнечные лучи, в ужасе прятался от них в тени.
Как бы то ни было, но нам интересно продолжение легенды: царем Лигурии стал сын Кикна Купаво, который свел большую дружбу с прародителем римлян Энеем. Может быть, и свел, но лигуры с потомками Энея уже не дружили.
Да и столкнулись с лигурами первыми не римляне, а греки из Фокеи, которые решили основать на южном побережье будущей Франции колонию Массалия (будущий Марсель). Впрочем, основать – это сильно сказано. Фокейцы были ушлым торговым народом, они просто выселили лигуров из их собственного городка, загнали их в горы и осели на полюбившемся месте. Неудивительно, что фокейцы назвали побежденных «лигиенами» или «лигиями», то есть «расположенными высоко»: пришлось лигурам убраться подальше от греков, поселиться на самых вершинах, и сидели они там, как хищные птицы. Но вряд ли эти «лигии» ушли мирно, о чем напоминает более поздний этноним «лигуры», который переводится как «драчуны» или «дебоширы», и приоткрывает частицу правды, что Массалия досталась фокейцам не так чтобы легко. Современникам фокейцев – иберам – пришлось сильно потрудиться, чтобы избавиться от лигуров на Пиренеях. Таких вспыльчивых, мстительных, упертых, воинственных людей, как лигуры, нужно еще поискать. Обиженные греки вполне могли их назвать «горцами, затевающими драки». Вот вам и объяснение этнонима. Мы ведь тоже даем соседним народам не самые ласковые прозвища.
Спасибо фокейцам: с их легкой руки по географическим трактатам отправились в странствие лигуры. Но такого племени не существовало. Зато в римскую эпоху было две Лигурии: Итальянская Лигурия находилась на северо-западе Аппенин между реками По, Магра и Вар и занимала южные склоны Альп и побережье Лигурийского моря. Цизальпинская Лигурия была западнее – в Приморских Альпах и на побережье Средиземного моря. Там и жило около полусотни мелких племен, которые принято называть лигурами, хотя у них были совсем другие этнонимы.
Отвергнувшие рабство
Античные авторы описывают лигуров как худощавых, невысоких, темноглазых людей средиземноморского типа с длинными каштановыми волосами. Общественное устройство у них было очень архаичным, жили они еще родовым строем, вождей выбирали на общем сходе, не имели ни знати, ни регулярного войска, земля была в общем владении, обрабатывали ее сообща – равно как мужчины, так и женщины. Диодор Сицилийский дает характерную картинку, которая многое говорит о жизни лигуров: одна женщина «будучи беременной и работая за плату вместе с мужчинами, почувствовала предродовые схватки и молча удалилась в кусты. Родив там ребенка и укрыв его листьями, женщина спрятала его в кустах, а сама возвратилась к работающим и снова принялась вместе с ними за изнурительный труд, не сказав о случившемся ни слова.
Когда же младенец стал плакать и произошедшее обнаружилось, распорядитель никак не мог убедить мать прекратить работу: она продолжала выполнять тяжкий труд до тех пор, пока наниматель не сжалился и, отдав плату, не освободил ее от работы». Обратите внимание: работала за плату и наравне с мужчинами. Владеть рабами в этом обществе считалось предосудительным. Захваченных на войне пленников убивали, продавали или приносили в жертву богам.
Племена, которые селились на равнине в долине реки По, строили свайные жилища, возводили дамбы и занимались примитивным земледелием. Племена, которые жили в горах, занимались скотоводством, охотой и добычей и обработкой металлов. В последнем они преуспели и продавали металлы или оружие из них тем, кто живет на равнине. Оппидумы, то есть укрепления, они строили на границе с другими племенами или в стратегически важных местах, на скалах, на вершинах, окружали валами или примитивными стенами, нагромождая один огромный камень на другой и без скрепляющего раствора. Горные деревни были совсем крохотные, в несколько домов, и очень бедные.
Римляне относились к этим лигурам с предубеждением: бедность была для них синонимом варварства. Тем не менее с этими нищебродами приходилось считаться: их оппидумы перекрывали торговые пути на севере, и что очень неприятно – засев в своих «гнездах», лигуры занимались грабежами.
Гораздо лучше шли дела у племен, закрепившихся на средиземноморских берегах. У них имелись достаточно крупные города, где селились купцы и ремесленники. В бронзовом веке лигуром Сидно были основаны Брешиа и Барро, торговой базой на Лигурийском море был город Генуя. Конечно, Лигурийской Генуе было далеко до процветающей средневековой республики генуэзцев, но и в античные времена город был богатым и вел обширную торговлю. А еще у него был свой флот – небольшой, но невероятно верткий. Лигуры и сами не брезговали морским разбоем.
Биться до самой смерти
Лигуры много и часто воевали, они участвовали во всех крупных международных потасовках и держали в страхе все Средиземноморье. Спасаясь от нищеты, они служили наемниками чуть не во всех армиях того времени. Бились против греков, финикийцев, этрусков, римлян и германцев. Воины они были превосходные. «Совершенно чуждые изнеженному бездействию, они легки и подвижны и славятся отвагой в ратных делах», – писал о них Диодор Сицилийский.
Бились они чаще всего в пешем строю, вооруженные копьем, мечом, луком или пращой. Тяжелого доспеха у них не было – простой медный или бронзовый шлем и овальный многослойный щит. Сомкнув ряды и прикрывшись щитами, они атаковали врага копьями, а потом наносили колющие удары мечом, в то время как стоявшие позади пращники метко били по целям. Камни летели с такой силой, что дробили черепа и застревали в щитах.
Лигуры почти никогда не сдавались, не отступали, предпочитая смерть в бою бегству с поля боя. Античные авторы считали, что отважными воинами и моряками их вынудила стать сама жизнь: «Суровость местности, лесистой или засушливой и каменистой, сделала мужчин физически сильными и упорными в работе, качества, которые необходимы также и в бою».
Лигуры уничтожили фокейцев, помогли Риму победить этрусков, но слишком поздно поняли, что сами оказались в ловушке. С севера Европы их вытеснили кельты, с запада – кельтиберы, в их руках осталась территория от Прованса до Лигурийского моря, которая все уменьшалась, и итальянские Альпы. Рим два века делал попытки расширить свои земли, посылал из Пизы на север легионы, но лигуры ускользали как тени. Они были превосходно обучены тактике партизанской войны и сходились на поле брани только по крайней необходимости. Римляне прокладывали дороги, возводили укрепления, оставляли гарнизоны. Лигуры их уничтожали. Полвека шла изматывающая, чуть ли не ежегодная война. Только в 155 году до нашей эры были завоеваны цизальпинские племена, в 49 году до нашей эры их земли вошли в провинцию Цизальпинская Галлия. В 15 году до нашей эры сдались трансальпийские лигуры.
Цизальпинская Галлия была расформирована в 50-х годах до нашей эры, и одним из новых регионов стала просто Лигурия со столицей в Генуе. Но и после этого они то и дело восставали. Пока полностью не растворились среди других народов.