85 лет назад, 6 сентября 1936 года, было учреждено почетное звание «Народный артист СССР». Но нужны ли актерам чины да почести? Быть может, это всего лишь тоталитарные игрушки, которых следует стыдиться, пагубная страсть к иерархии, к военному порядку, неуместным в царстве Аполлона? Как сказать. Ведь и сейчас, через 30 лет после распада Союза, мы с нежностью и почтением примечаем это звание в театральных программках. А когда конферансье объявляет: «Народный артист СССР!» — аплодируем вдвойне усерднее. Вероятно, потому, что много раз убеждались: не все талантливые артисты становились «народными СССР», но все «народные СССР» — талантливы! Это как именное клеймо мастера.
ИМПРОВИЗАЦИЯ УДАЛАСЬ
Впервые звание «Народный артист Республики» (СССР тогда и в помине не было) появилось спустя год после прихода к власти большевиков. Артистам, разделившим с народом горечь Гражданской войны, требовалась поддержка — и не только финансовая. Нарком просвещения Анатолий Луначарский, почетный гражданин кулис, считал, что государству рабочих и крестьян необходим театр, а к лицедейским талантам следует относиться с уважением. Но как приветить служителей Мельпомены? Прежние актерские звания были связаны с придворными царскими милостями, а потому требовалось приспособить регалии к новому порядку, в котором, согласно революционным лозунгам, власть в свои натруженные руки взял «его величество народ».
19 октября 1918 года в Мариинском театре давали «Севильского цирюльника». Дона Базилио пел сам Федор Шаляпин. В зале — красные командиры. Луначарский вышел со вступительным словом. Вкратце рассказав о демократических тенденциях в драматургии Бомарше, он принялся воспевать искусство Шаляпина. Певца срочно вызвали на сцену. Тут-то Луначарский и объявил о присвоении ему нового звания — «Народный артист Республики».
Нарком попал в десятку: знаменитый волжский бас дрогнул от волнения. «Я сказал, что я много раз в моей артистической жизни получал подарки при разных обстоятельствах от разных правителей, но этот подарок — звание народного артиста — мне всех подарков дороже, потому что он гораздо ближе к моему сердцу человека из народа», — вспоминал Шаляпин много лет спустя в эмиграции. Это была гениальная импровизация Луначарского!
Правда, потом ему еще пришлось убеждать товарищей в необходимости такого шага. Лишь 13 ноября 1918 года вышло официальное постановление: «В ознаменование заслуг перед русским искусством высокодаровитому выходцу из народа, артисту государственной оперы в Петрограде Федору Ивановичу Шаляпину даровать звание народного артиста. Звание народного артиста считать впредь высшим отличием для художников всех родов искусства».
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ОКЛАД
Второй в списке народных артистов государства рабочих и крестьян стала Мария Ермолова. Выдающаяся драматическая актриса не покинула голодную страну, хотя ее муж, бывший депутат Государственной думы, не столковался с советской властью и эмигрировал в Константинополь. Для Ермоловой же важнее комфорта оказались верность Малому театру, Москве и своему зрителю.
2 марта 1920 года на чествовании актрисы Луначарский зачитал приветствие: «Мария Николаевна, рабоче-крестьянская Россия, которая благодаря преступному социальному строю, господствовавшему до сих пор, была оторвана от вершин искусства, умеет тем не менее глубоко ценить ваши громадные художественные заслуги. Пусть в нашей недавно освободившейся стране много хаоса и страдания. И это понятно. Мы еще боремся за самое существование нашей идеи, но разве не видно уже всем, с какой жадностью потянулись мозолистые руки пролетариев и крестьян к очагу искусств, где горит пламя вдохновения».
В дополнение к почетному званию Совнарком принял такое решение: «Назначить народной артистке Ермоловой специальный оклад 250 000 рублей в месяц с тем, чтобы освободить ее от надобности добиваться побочных заработков». Правда, инфляция в те годы подпрыгивала выше колокольни Ивана Великого, и на 250 000 «шикануть» было трудно.
СБОРНАЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
В 1936 году за почетные звания взялись с государственным размахом. К тому времени в СССР проявилась полнокровная массовая культура. На городских улицах в любую погоду продавали мороженое, футболисты сражались за первенство в стране, артисты и певцы стали всенародными любимцами, а их голоса по радио звучали даже в «местах не столь отдаленных». Государство пыталось контролировать все тенденции в этой круговерти, но к «мастерам искусств» относилось бережно, ведь от них во многом зависело настроение трудящихся. Они не только развлекали, но и создавали идеологический фон — поучали и пропагандировали. Власти поддерживали академическое искусство, отмечая его воспитательную роль.
6 сентября 1936 года вышло постановление ЦИК СССР № 47: «Установить для наиболее выдающихся деятелей искусства народов Союза ССР, особо отличившихся в деле развития советского театра, музыки и кино, почетное звание «Народный артист Союза ССР». Звание «Народный артист Союза ССР» присваивается постановлением Центрального исполнительного комитета Союза ССР по представлению Всесоюзного комитета по делам искусств при СНК Союза ССР». Подписали этот документ председатель ЦИК Григорий Петровский и секретарь Иван Акулов. Но стоял за этой идеей истинный руководитель государства — Иосиф Сталин.
В тот же день вышло и постановление о первых счастливцах, ставших артистами всесоюзного масштаба. Советское правительство сплошь состояло из сознательных марксистов, отвергавших суеверия: первый отряд народных артистов державы насчитывал 13 «штыков». Четыре мхатовца: Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко, Василий Качалов, Иван Москвин. Знаменитая «старуха» из ленинградской Александринки Екатерина Корчагина-Александровская и легенда Малого театра Мария Блюменталь-Тамарина. Оперная звезда Большого (с императорских времен!) Антонина Нежданова. Премьер Вахтанговского театра Борис Щукин (к тому моменту еще не блеснувший в роли Ленина). Киевская сопрано Мария Литвиненко-Вольгемут и старейшина украинского театра Панас Саксаганский. Тезки из Грузии, замечательные актеры, два Акакия — Васадзе и Хорава, а также молоденькая оперная прима из Алма-Аты Куляш Байсеитова. Кстати, все 13 — беспартийные! Многонациональная и блистательная плеяда, классики на все
времена.
ОТ БАЛЕТА ДО ЦИРКА
В 1950 году народным артистом СССР — первым из артистов балета — стал Вахтанг Чабукиани, танцовщик и хореограф, покоривший все главные сцены СССР. Через год звание присвоили двум примам Большого: Ольге Лепешинской и Галине Улановой. Одновременно, чтобы не разжигать страстей.
К легкому жанру власть во все времена относилась несколько пренебрежительно, эстрадников званиями не баловали. Первым из них до регалий дотянулся Леонид Утесов — в 1965 году. В Театре эстрады певца чествовали по случаю 70-летия. Там-то министр культуры Екатерина Фурцева и зачитала указ о присвоении предводителю «веселых ребят» высокого звания. Под гром оваций юбиляр расплакался…
Из цирковых первым высшее артистическое звание получил представитель знаменитой династии — Владимир Григорьевич Дуров, и случилось это лишь в 1967 году. А уж за ним последовали клоуны Михаил Румянцев (Карандаш), Олег Попов, Юрий Никулин, дрессировщица Ирина Бугримова, эквилибрист Евгений Милаев, создатель «Медвежьего цирка» Валентин Филатов — настоящие короли арены.
Певец Муслим Магомаев служил двум музам — эстрадной и оперной, легко и органично переходил от патетики к мягкой лирике. Его неповторимый голос быстро позволил ему шагнуть из «начинающих» в ранг мэтра. А в 31 год — в 1973-м — он стал самым молодым в истории народным артистом СССР. Этот рекорд никогда не будет побит.
Я – ПОСЛЕДНЯЯ БУКВА
Вспомнив первых народных артистов СССР, нельзя обойти вниманием и тех, кто получил это звание последним. Накануне окончательного распада страны уже терявший власть Михаил Горбачев удостоил награды наиболее популярных деятелей искусства того времени.
20 декабря 1991 года народной артисткой СССР стала Алла Пугачева — эстрадная певица, настоящая королева песни, снискавшая славу еще в середине 1970-х. Именно тогда она получила Гран-при на международных песенных конкурсах «Золотой Орфей» и «Сопот». В тот же день почетное звание было присвоено еще восьми музыкантам и актерам, в том числе всемирно известному пианисту Льву Власенко, одному из лауреатов I Международного конкурса им. П. И. Чайковского (1958).
21 декабря Горбачев подписал самый последний указ о присуждении почетного звания. В соответствии с ним народной артисткой СССР стала Софья Пилявская.
К тому моменту она уже 60 лет — еще со времен Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко — служила во МХАТе. А ее роли в спектаклях «Синяя птица», «Кремлевские куранты», «Пиквикский клуб» являлись классикой советской сцены.
Ну а закрыл список народных артистов СССР лицедей с большой буквы Я Олег Янковский, настоящий премьер своего актерского поколения. Огромную любовь зрителей ему принесли главные роли во многих спектаклях «Ленкома», а также в таких фильмах, как «Служили два товарища», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Влюблен по собственному желанию». Это было достойное завершение истории высшей актерской регалии государства, уходившего в прошлое.
Последний заслужил, это наверное единственно хорошее, что Горбачёв сделал и на том спасибо.
Пугги это певичка уровня киркорова или бори моисеева, ну куда ей такое звание?