Живопись, скульптура, анатомия, инженерные науки… Пожалуй, не было ни одной сферы жизни, где бы не применил свой талант великий Леонардо да Винчи. Где же он находил столько времени?
Известно, что гениальный изобретатель родился в далеком 1452 году в городке Винчи недалеко от Флоренции. Название малой родины стало для Леонардо фамилией: «да» означает «из» – Леонардо да (из) Винчи.
Мастер на все руки
Юный Леонардо оказался очень одаренным человеком. Он интересовался буквально всем, что видел вокруг. По приглашению правящего герцога переехал в Милан, где возводил скульптуры. Изучал растения, животных, тела умерших людей, чтобы понять, как устроен человеческий организм, как соединяются мышцы и кости.
Особым «хобби» у Леонардо да Винчи было конструирование всяческих механизмов. Глядя на старинные зарисовки, остается только удивляться полету и размаху мысли изобретателя. В его голове нашлось место пушке (которую заряжали мелкими камешками), аппаратам с крыльями и ножными педалями, парашюту и даже танку! Воистину этот человек намного опередил свое время!
Всегда занятой Леонардо да Винчи своеобразно подходил к распорядку дня. «Сон – младший брат смерти» – гласит известная поговорка. Леонардо отводил на сон от двух до четырех часов в сутки, причем спал по 15 минут, а затем четыре часа работал. Так и чередовал сон и бодрствование. Мыслитель считал головной мозг наиболее активным в первые часы после пробуждения, а раз так, то чем больше пробуждений, тем больше и активности! Разумное зерно в этих рассуждениях есть, но врачи бы точно признали такой режим стрессом для организма, ведь во время сна головной мозг отдыхает, расслабляется, «перезагружается», восстанавливаются силы. Недаром почти треть нашей жизни проходит во сне. Леонардо да Винчи, как многие гениальные люди, был с этим, похоже, категорически не согласен.
Чтобы рано вставать и все успевать, Леонардо изобрел свою модификацию будильника. То было коромысло со стоящими на нем двумя чашами, соединенными трубкой. Одну из чаш наполняли водой, вода по трубочке перетекала в другую чашу. Когда, наконец, соседняя чаша заполнялась водой, под ее весом сдвигался рычаг и подбрасывал ноги спящего человека. Вот такая экзекуция! Но ничто не идеально в нашем мире. Такой «будильник» имел свои недостатки: ноги «подопытного» спящего приходилось соединять с рычагом часов петлями. Да и под весом человека рычаг запросто ломался.
Изобретение да Винчи можно отнести к разновидностям часов-клепсидр. Это такие часы, главным «действующим веществом» которых является вода, она вытекает по капельке из отверстия в сосуде с нанесенными делениями. Деления определяли временной промежуток. Недаром «клепсидра» по-гречески означает «похитительница воды». Звучит будто имя греческой богини. Такие часы широко применялись мудрецами Древней Греции, Египта, Вавилона. По клепсидрам отсчитывали время речи ораторов в суде, сверяли момент смены караула. Отсюда и пошло выражение «Сколько же воды утекло с тех пор!», что описывает быстротечность времени.
Тайны в наследство
Больше всего Леонардо да Винчи известен миру как живописец. Он и в области искусства пошел своим путем и изобрел особый состав красок, смешав масла, смолу, экстракты растений, оксид марганца, медь, материалы глазури. Причем наносил краски очень тонкими слоями, сопоставимыми с возможностями современной техники! Некоторые картины да Винчи (например, «Тайная вечеря»), к сожалению, плохо сохранились как раз из-за одного экспериментального состава красок, которые быстро потускнели. Самое известное произведение мастера – «Мона Лиза». Полотно написано в интересной манере: в какой бы части зала ни находился посетитель выставки, кажется, что глаза девушки с картины смотрят всегда именно на него. Во время создания «Моны Лизы» да Винчи использовал специально разработанную им художественную технику. Она получила название «сфумато» Благодаря ей создавался эффект воздуха, окутывающего предметы и людей, изображенных на картине.
Впрочем, невзирая на изощренную технику, которую мастер применил при работе над этим полотном, главный секрет успеха все же заключался в его поразительной работоспособности. Он доводил свои работы до совершенства, постоянно к ним возвращаясь. Так, «Мону Лизу» да Винчи возил за собой до конца жизни, постоянно добавляя что-то к портрету. В общей сложности он рисовал ее 16 лет.