Янычары – пехотинцы Османской империи. Именно им многие правители из правящей династии были обязаны победами на поле боя. Однако со временем янычары перестали быть послушными, превратились в реальную политическую силу – и их корпус пришлось ликвидировать.
К концу XIV столетия Османская империя представляла собой бурно растущее в территориальном смысле государство. Ведущая непрерывные войны страна,и которая желала расширить свое влияние на самых разных направлениях, нуждалась в создании крупной и дисциплинированной армии. Именно поэтому в 1365 году по инициативе Кара Халил-паши, великого визиря Османского бейлика при Мураде I, появилась регулярная пехота. Она получила название «Нового войска» – так на русский язык переводится с турецкого слово «янычары».
Принудительный отбор
Набор в «Новое войско» производился при помощи девширме – принудительного набора юношей из немусульманских, обычно христианских семей. Молодые призывники становились личными невольниками султана. Официально рекруты считались капыкулу – рабами монарха. Основной причиной появления девширме было желание султана уравновесить собственную власть незнатными людьми, не связанными кланово-родственными отношениями. Согласно правилам рекрутского призыва, в ряды янычар из немусульманских семей брали каждого пятого мальчика в возрасте от 8 до 16 лет, однако бывали и исключения. Невольников обращали в ислам и отвозили в Стамбул.
В городе дальнейшая судьба призывников решалась в зависимости от их навыков и физического состояния молодых людей. Бывали случаи, когда интеллектуально одаренные мальчики становились высокопоставленными чиновниками. Наименее талантливые, напротив, отправлялись на тяжелые неквалифицированные работы. Большая часть призванных отправлялась к янычарам.
Но и насильственное распределение по специальностям не ставило крест на судьбе человека – люди могли все изменить. Яркое тому подтверждение – судьба османского мастера Синана, который начал карьеру янычара, позже стал главным архитектором Каира, а после добился и звания главного архитектора Османской империи.
Также нужно отметить, что «аджеми-огланы» – чужеземные юноши, прибывшие в Стамбул, – могли продаваться. К примеру, крупный землевладелец мог за деньги нанять себе работника из числа аджеми. Деньги при этом поступали в султанскую казну. Юноша же получал за свой труд базовые вещи – одежду, еду, кров.
Чиновники Османской империи были обязаны следить за содержанием аджеми. После нескольких лет черной работы где-либо молодые люди возвращались в Стамбул. Там они также были задействованы в определенных местах, однако за свой труд начинали получать деньги. Сроков поступления или перевода в янычары не существовало. Все решал стамбульский ага – османский военачальник. Именно по его усмотрению людей брали в ряды янычар.
Национальные предпочтения
Можно подумать, что подобный насильственный забор детей был негуманной мерой. Однако для выходцев из небогатых семей это был реальный шанс изменить свою судьбу. Все же практика девширме открывала некоторые социальные лифты перед людьми. Доходило до того, что не самые знатные мусульмане, в том числе османцы, подкупали христианские семьи, чтобы те усыновили их мальчиков. Таким образом, сын крестьянина из традиционной османской семьи мог попасть на военную службу или даже стать султанским чиновником. Однако в 1683 году необходимость в подобных уловках пропала – в ряды янычар стали принимать и детей из мусульманских семей, причем добровольно.
Освобождение от янычарского набора могло получить население определенной области. Это была награда людям за исполнение какой-то государственной повинности. Например, сельские жители империи, охранявшие дороги, получали освобождение от девширме.
Были и другие способы найти людей, которые отправлялись в ряды османских пехотинцев. До конца XV столетия удж-беи – военачальники пограничных районов империи – поставляли султанам рабов, захваченных на христианских землях. Этих невольников также делали янычарами. Изначально захваченные в плен мальчики передавались в Стамбул в качестве налога на добычу. После османский монарх выкупал живую добычу. За одного захваченного христианского молодого человека можно было получить около 300 серебряных акче.
Интересен и вопрос национальных предпочтений при наборе молодых людей в пехоту. В написанной неизвестным автором в начале XVII столетия «Истории происхождения законов янычарского корпуса» говорится о том, что в янычары не брали курдов и лазов. Представители этих народов, согласно документу, отличались свободолюбием и плохо подчинялись приказам. Не рекомендовали использовать практику девширме в Хорватии, Центральной Венгрии и Белграде. Жители этих территорий были склонны к побегам и не предавали свою веру – они «никогда не становились настоящими мусульманами». Негативная характеристика досталась и жителям области Трабзон, «порочность которых превосходит все мыслимые и немыслимые пределы». Примечательно, что в Боснии набор производился и среди мусульманских, и среди христианских семей изначально, с момента завоевания региона султаном Мехмедом II. Боснийцев хвалили за искреннюю преданность вере, в которую они переходили добровольно.
Существовали и другие ограничения, касавшиеся пополнения османской пехоты. В янычары нельзя было брать женатых юношей. Так поступали не из-за желания проявить гуманность. По мнению османской знати, у молодых людей, познавших женщин, отсутствовала стыдливость, которая считалась залогом успешного обучения и добросовестной службы. По этой причине, кстати, от набора в армию освобождались жители Стамбула – города, считавшегося местом средоточия всех пороков.
Во второй половине XVI века из-за инфляции финансовое благополучие Османской империи пошатнулось. Также экономические силы государства истощали непрекращающиеся войны.
В связи с этим политические элиты Османской империи были вынуждены пойти на уступки янычарам, которым государство больше не могло компенсировать жалованье в полном объеме. В этот период янычарам разрешили заниматься не только государственной службой. Отныне пехотинцы в мирное время могли свободно зарабатывать.
Позже янычарам позволили жениться. Сначала послабления коснулись калек, которые из-за состояния своего здоровья уже не могли служить империи. Позже все янычары стали обзаводиться семьями. Часто сыновья янычар шли по стопам отцов. Так появилось понятие «потомственный янычар» – кулоглу (кулугли).
Закат войска
«Семейная» и «экономическая» уступки сыграли свою роль в деградации янычар как верного султану класса. Если до середины XVI столетия янычары не знали ничего, кроме службы монарху, и стремились быть доблестными, то к XVII веку основной задачей бойцов было добиться достатка ради семьи. С этого периода янычары начали уклоняться от участия в боевых действиях. Дополнительной причиной нежелания янычар идти в бой стало развитие оружия – пехотинцы не хотели драться против армий, снабженных пушками и ружьями.
Нежелание отправляться на фронт стало причиной роста коррупции. За взятку сильный янычар мог обеспечить себе должность охранника и не покидать мирный город, где спокойно шла его служба. Коррупция коснулась пехоты и в другом аспекте: активно распространилась практика ускоренного производства в янычары, без многолетних работ и стараний. Янычары фактически превратились в проблему империи. Поэтому в 1622 году Осман II попытался заменить их другими военными формированиями. В итоге янычары, подстрекаемые Давут-пашой, устроили восстание, закончившееся убийством султана.
Участие янычар в политике Османской империи, проявлявшееся в бунтах, усугубило проблему существования данного корпуса в стране. Помня о судьбе Османа II, султаны империи либо закрывали глаза на деградацию янычар, либо, когда пехотинцы выражали свое недовольство чем-либо, шли им на уступки.
Последний мятеж янычар случился во время правления Махмуда II. В 1826 году пехотинцы решили выразить свое недовольство армейской реформой – султан начал активно модернизировать армию, нанимая европейцев, часто артиллеристов. Верные султану части во время бунта заставили янычар занять оборону в казармах, которые были расстреляны из пушек. Многие воины, оставшиеся после обстрелов в живых, были приговорены к смертной казни. На смену корпусу янычар пришла «Победоносная армия Мухаммеда». Так бесславно закончилась история первой османской пехоты.