Есть на свете загадки, не раскрытые и спустя сотни лет. Одна из них – могила проклятой дочери в Перми, на Егошихинском кладбище. Она представляет собой плоский канализационный люк, на котором схематически изображено человеческое лицо: вместо глаз круглые дырки, вместо носа треугольник, а рот – просто круг. Вокруг этого «лица» свернулась змея, кусающая себя за хвост.
Тот, кто установил вровень с землей могилу, видимо, предполагал изначально, что по ней будут ходить люди и топтать ее. Но эта могила находится на православном кладбище! Как она могла там оказаться?
«Проклятая дочь» Гайдара
Загадка могилы проклятой дочери волновала многих людей, видевших ее. О ней писали также многие пермские журналисты и писатели. А в 1926 году Аркадий Гайдар, который работал в это время в пермской газете «Звезда», написал короткий рассказ «Проклятая дочь»:
«Втиснутая краями вровень с землей, лежала в траве заржавленная чугунная плита; и шершавая, грубо высеченная змея, мертвым кольцом охватывая плиту, кусала себя за хвост, а с плиты глядели вверх провалы круглых глаз, треугольного носа и оскаленные зубы страшной рожи. Я содрогнулся. Я не мог понять: над кем это на христианском кладбище мог быть поставлен такой издевающийся, странный памятник? С трудом разобрал полустертые буквы: “1812 год. Анастасия, – проклятая дочь пермского исправника”.
Писатель дальше говорит о том, что к нему подошел какой-то человек, сказал, что не знает, как точно было дело. Но вроде бы дочь исправника полюбила кого-то, у нее невенчанной родилась девочка. Отец проклял свою дочь, и она умерла.
Хотя в ту пору Гайдар был журналистом, то есть, получается, документалистом, но то ли времени у него не было разбираться с этой загадочной могилой, то ли желания. Как бы то ни было, он ограничился коротким, ничего не объясняющим, кто все же покоится в загадочной могиле, рассказом. Даже имя похороненной изменил зачем-то и год ее смерти. На самом деле там значится такая надпись: «Пермского исправника Девеллия дочь Таисия от роду 6 лет 11 месяцев скончалась в январе 1807 года». То есть она никак не могла полюбить кого-то и невенчанной выйти замуж, за что бы ее проклял отец.
Страсти бульварного романа
Говорят, что изначально на Егошихинском кладбище было две могилы. На первой якобы были высечены слова: «Здесь покоятся муж с женой, брат с сестрой и отец с дочерью». А на второй могиле сохранилась надпись: «Пусть змея подавится своим грехом». В 60-70-е годы прошлого века первая могила была якобы утрачена.
Но откуда же взялись эти живучие, спустя более двух веков, легенды? Возможно, все дело в том, что 100 лет назад в России был опубликован бульварный роман неизвестного автора «Тайна одной могилы». Действие его будто бы происходило в Перми. Речь шла о том, что мать соблазнила своего взрослого сына. А у него тогда была невеста, кузина, или двоюродная сестра. Случайно в потемках увидев своего жениха с другой, она покончила с собой. Мать между тем родила от сына девочку и тоже умерла. Сиротку взяла на воспитание соседка. Когда безутешный жених вновь вернулся в родные края, то увидел незнакомую красивую девушку и влюбился в нее, они стали мужем и женой. Увы, родив дочку, его жена (дочь и сестра, по сути) умерла. Спустя несколько лет исправник узнал, кем доводится ему рожденная девочка, возненавидел ее и выгнал из дома. Вскоре она умерла от воспаления легких в возрасте шести лет.
Когда исправник пришел в себя, он дал указание похоронить девочку прямо на дороге, чтобы все топтали ее могилу. И будто бы при всех проклял свою дочь, сказав, что змея, кусающая свой хвост, должна будет охранять вечность этого проклятия. А когда ноги людей сотрут надгробие, то проклятие спадет
А потом покончил с собой, приказав похоронить его в одной могиле с женой и выбить надпись: «Здесь покоятся муж с женой, брат с сестрой, отец с дочерью».
Исправник был масоном?
В архиве Пермского края сохранилось немного сведений об Александре Девеллии. В них, в частности, говорится о том, что до того, как возглавить полицию Перми, он занимал должность стряпчего и коллежского асессора. В народе почему-то упорно ходил слух, что его жена Таисия, изменившая мужу, умерла при родах. Что дочку будто бы, тоже носившую это имя, проклял отец, и она скончалась в шестилетнем возрасте, в 1807 году.
Тем не менее удалось установить, что старшая Таисия умерла в 1835 году, на 55-м году жизни. Глава же семейства, пермский исправник, а в прошлом стряпчий, коллежский асессор Александр Иванович Девеллий, также дожил до зрелого, возраста и скончался на три года позже жены, дожив до 76 лет. О их маленькой дочке Таисии говорится, что она умерла от воспаления легких. Кстати, предком Александра Девеллия, как удалось установить, был французский художник, приехавший в Петербург, по имени Жан де Велье. Его фамилия потом превратилась в Девеллий.
Как предположил в свое время пермский краевед и писатель Михаил Осоргин, пермский исправник Девеллий, возможно, был масоном, отсюда, может быть, в надгробии и появились такие символы, как змея и череп. С другой стороны, змея в кольце – это древний символ вечности. Так что, возможно, и не было никакого проклятия и все это домыслы и легенды? Однако для чего было устраивать такую могилу в виде канализационного колодца, чтобы по ней топтались люди?
Возможно, все дело в том, что маленькую, ни в чем не повинную Таисию похоронили вначале на почетном месте у старой церкви, а спустя полвека, когда там начали строительство новой, уже каменной церкви, то могила девочки оказалось на дорожке, проложенной к ней. Что касается змеи, кусающей себя за хвост, иначе говоря, Уробороса, и изображения головы на надгробии: возможно, безутешные родители, изображая на могилке любимой дочери змею, кусающую свой хвост, видели в этом прежде всего знак вечности, а в Адамовой голове, принятой людьми за страшную маску, – символ спасения и искупления первородного греха?
То есть в этом мемориале они хотели красноречиво выразить свою бесконечную любовь и скорбь утраты. А мы, грешные, выходит, и спустя два века не даем покоя честным людям, потерявшим свою малолетнюю дочь? Потому что легенды нам кажутся красивее настоящей жизни?
С другой стороны, зачем родители высекли эту надпись на плите: «Пусть змея подавится своим грехом»? Неужели она просто относит нас к Евиному проклятию? Когда она прельстилась плодом из змеиной пасти? На эти вопросы ответа нет.
Уже в 90-е годы прошлого века, когда старинный некрополь вознамерились снести городские власти, надгробие со змеей забрал себе краеведческий музей. С одной стороны, музейщики хотели спасти от уничтожения эту реликвию, с другой, это было незаконно: ведь захоронение касается конкретных людей. Хотя и овеянное легендами.