В 1856 году всю Америку облетела сенсация: в штате Аризона появилась девушка, налицо которой была нанесена странная синяя татуировка. Позже выяснилось, что в детстве она потеряла родителей, после чего несколько лет провела в плену у индейцев. Имя этой девушки – Олив Оатман.
Героиня этой истории родилась в 1837 году в штате Иллинойс. Ее родители – Ройс и Мэри Анн Оатман принадлежали к общине мормонов, в которой произошел раскол, в результате чего в 1850 году несколько семей решили отделиться и перебраться в Калифорнию. В их числе были и Оатманы, у которых было всего семеро детей от одного года до 17. Но, к сожалению, этим планам не суждено было осуществиться.
Оатманская резня
В 90 милях от города Юмы повозка Оатманов отстала от остального каравана и двигалась отдельно. Неожиданно ей преградило путь некое враждебно настроенное племя индейцев, которые стали требовать у переселенцев табак, еду и оружие, на что глава семьи, должно быть, ответил категорическим отказом. Тогда краснокожие напали на них и жестоко расправились со всем семейством, а Олив и ее младшую сестру Мэри Энн увели в плен. Олив на тот момент было 14 лет, а ее сестре всего семь.
Позже выяснилось, что уцелел еще их 15-летний брат Лоренцо, которого сочли мертвым и бросили истекать кровью. Очнувшись, подросток обнаружил только шесть тел убитых родных вместо восьми: двух сестер нигде не было. Лоренцо удалось добраться до ближайшего американского поселения, жители которого помогли мальчику похоронить погибшую семью. Поскольку земля была слишком твердой, тела пришлось просто обложить камнями, соорудив над ними печальную пирамиду.
В это самое время Олив и Мэри Энн, со связанными руками, в течение нескольких дней шли по бесконечной прерии в сопровождении своих похитителей, то и дело подгоняемые тычками острых копий в спину. Стоило пленницам взмолиться о воде или отдыхе, как их криками и ударами заставляли идти дальше.
По всей видимости, маленькие американки попали в племя индейцев явапаев, которые превратили белых девочек в рабынь и заставили делать всякую черную работу: ходить за водой, собирать хворост для костра и готовить еду, при этом индейские дети то и дело норовили прижечь их тлеющими ветками. За малейшую ошибку или непонимание, чего от них хотят, девочек ждали побои, и Олив была уверена, что скоро их тоже убьют.
Однако время шло, а жестокие явапаи не торопились с ними расправляться. Они держали несчастных девочек в рабстве уже целый год и, вероятно, продолжили бы держать и дальше, но однажды к ним пришли представители соседнего племени – мохаве, с которым явапаи вели торговлю. Увидев белых американок, соседи выменяли их у явапаев и забрали с собой.
Возвращение к своим
По иронии судьбы, селение племени мохаве лежало на пересечении рек Хила и Колорадо, что в Калифорнии, то есть там, куда ехала семья Оатманов. Мохаве были гораздо миролюбивее, чем явапаи. Измученных пленниц принял в свою семью вождь племени Эспанесай, поручив их заботам своей жены Аэспанео и дочери Топеке.
Девочки больше не были рабынями, а стали равноправными членами племени, и в знак того, что они теперь – мохаве, на подбородке и предплечьях им были сделаны татуировки из сока кактуса, как у всех женщин их рода. Мохаве верили, что по этим символам люди их племени смогут узнать друг друга после смерти.
Интересно, что в этом дружелюбном племени довольно часто останавливались белые переселенцы, но девочки ни разу не попросили их о помощи. Скорее всего, они вели себя так потому, что считали брата Лоренцо погибшим и были уверены, что возвращаться им попросту некуда. А потому племя стало для них новой семьей.
Но через несколько лет беда настигла их и здесь. В 1855 году погиб весь урожай, в племени начался голод, из-за чего многие мохаве отправились в страну мертвых. К несчастью, среди них оказалась и Мэри Энн. Как позже призналась Олив, сама она выжила только благодаря тому, что ее приемная мать Аэспанео подкармливала ее втайне от всех.
Когда Олив было уже 19лет, в селении мохаве появился гонец из форта Юма в Аризоне, который сообщил, что американцам стало известно, что среди индейцев живет белая девушка, и командир форта приказал немедленно вернуть ее.
Поначалу племя попыталось утаить Олив, отрицая, что она белая. Они заявили, что девушка принадлежит к другой расе людей, которые похожи на индейцев и которые будто бы живут «вдалеке от заходящего солнца».
«Они вымазали мое лицо, руки и ступни ног грязно-коричневой краской и запретили говорить с Франциско на моем родном языке», – вспоминала Олив.
Но девушка все-таки заговорила с ним на полузабытом английском, рассказала свою историю и то, что ей велели об этом молчать. Тогда Франциско в гневе заявил, что, если американцы узнают, что племя силой удерживает у себя белую девушку, они сотрут их деревню с лица земли.
Мохаве пришли в ярость. Некоторые даже считали, что Олив заслуживает смерти за то, что она пошла против племени. Однако вождь и его жена запретили причинять девушке вред. После долгих переговоров они согласились «уступить» Олив в обмен на несколько лошадей и теплых одеял.
После этого Олив покинула племя вместе с Франциско и своей приемной сестрой Топекой, которой было 17 лет и которая заменила ей погибшую Мэри Анн. Перед возвращением Олив попросила дать ей европейское платье, так как, по обычаю племени мохаве, она была одета только в короткую юбочку, прикрывавшую бедра, а все, что находилось выше талии, оставалось обнаженным.
В форте Олив встретили восторженными аплодисментами, а через несколько дней она уже обнимала брата Лоренцо. Так, через пять лет после похищения, девушке удалось вернуться к своим соотечественникам.
Странности и загадки
Казалось бы, история завершилась благополучно. Но тут-то и начинаются самые разные несостыковки и противоречия.
Например, Олив утверждала, что татуировку на лице ей сделали для того, чтобы она не смогла сбежать – якобы в цивилизованное общество ее такую никогда не примут, хотя это не соответствовало обычаям мохаве, для которых татуировка была своего рода пропуском в загробный мир.
Олив также говорила, что счастлива снова вернуться к «белым» людям, называла индейцев дикарями, однако ее брат Лоренцо стал замечать, что сестра сильно тоскует по своей жизни среди индейцев. Иногда девушка вдруг начинала горько рыдать, как будто оставила там, в племени, что-то невероятно дорогое для себя. Много лет спустя ее подруга детства Сьюзен Томсон, с которой Олив снова сблизилась после возвращения, как-то проговорилась, что в племени у нее остался муж-индеец и двое сыновей, по которым она сильно тосковала.
При этом сама Олив категорически отрицала это. Впрочем, она и не могла сказать ничего другого: в те времена даже просто заговорить с краснокожим для приличной девушки считалось непростительным позором, не говоря уже о вступлении с ним в интимную связь, которая являлась настоящим расовым преступлением. Однако, опять же по обычаям мохаве, синюю татуировку на подбородке ставили только замужним женщинам племени, получается, Олив все-таки имела в племени мужа?
В 1857 году пастор Ройал Б. Страттон издал книгу о приключениях Олив и (Иэри Энн Оатман под названием «Жизнь среди индейцев», которая тут же стала бестселлером и разошлась тиражом в 30 тысяч экземпляров. Олив сама участвовала в презентациях этой книги. Благодаря гонорарам от ее продажи Олив и Лоренцо смогли окончить Тихоокеанский университет.
Через какое-то время Олив вышла замуж за богатого скотовода Джона Фэрчайлда, после чего они удочерили девочку, назвав ее Мэри Элизабет.
Казалось бы, жизнь Олив сложилась вполне счастливо. Но соседи и знакомые отмечали, что она никогда не улыбалась, а когда выходила из дома, покрывала лицо толстым слоем пудры и белил, а также опускала вуаль, чтобы скрыть татуировку. При этом она до конца жизни сохранила привычки, приобретенные в племени. Так, на кухне у нее всегда стояла банка с лесными орехами – основной пищей мохаве.
Скончалась Олив Оатман-Фэрчайлд 20 марта 1903 года в возрасте 65 лет от сердечного приступа и была похоронена на кладбище Уэст Хилл в городе Шерман, штат Техас. И до самого конца так никто и не узнал, какую же тайну хранила она в своем сердце, в чем была причина ее смертельной тоски и кого она считала своей настоящей семьей – американского скотовода или неизвестного мужа-индейца?