Неподалеку от села Шмарное Старооскольского района Белгородской области когда-то располагался монастырь Таволжаная пустынь. По народным преданиям, он был основан еще до татарского нашествия. Неподалеку от него, на горе, покрытой лесом, была вырублена пещера, в которой скрывались русские люди при набегах хана Батыя…
Никто точно не знает, когда она появилась. Одни говорят, что это дело рук православных монахов, другие предполагают, что ее вырыли старообрядцы. Так или иначе, в Шмарненской пещере долгое время находился и действовал подземный монастырь.
Старый монастырь
Село Шмарное получило свое название от слова «шмара» — это ряска, еще так называли тину, цветущую воду. О монастыре в Шмарном сохранилось немного сведений.
По данным 1719 года, настоятелем монастыря служил игумен Самвоний. Было и четыре монаха — 25-летние Сергей и Макарей Денисовы (вероятно, близнецы), Феодосии и Адам Дроновы да белый дьякон Григорий Михайлович Гребенкин с женой Прасковьей. Монахи держали скотину и разводили пчел. За Таволжаной пустынью было записано 20 четвертей земли да поступной в Коростове и Песках 140 четвертей. За монастырем числилась и мельница с одним камнем и амбарами. Работали на полях обители подданные черкасы (всего 10 дворов), они же управлялись на мельнице, следили за скотом и выполняли иную работу.
Известно и название существовавшей в селе церкви: она была освящена во имя Соловецких чудотворцев, преподобных Зосимы и Савватия.
И храм, и подземные пещеры, по-видимому, были частью монастырского комплекса. После раскола Русской православной церкви в нем обитали старообрядцы, но монастырь был разрушен до основания посланным из столицы отрядом и упразднен по императорскому указу в 1721-1724 годах. И хотя его давно уже нет, в народной памяти он сохранился в названии местного урочища «Старый монастырь».
ТЕМНАЯ ИСТОРИЯ
Внутри пещерного храма — кромешная тьма, и даже в самый жаркий день температура держится около +4°С. От главного входа расходятся два коридора. Между собой они закольцованы. Специалисты уверены, что так было сделано специально для свершения крестного хода. В коридорах есть ответвления, имеются две монашеские кельи. Главный вход в подземный храм представляет собой большую трещину в породе. Видно, что когда-то он закрывался дверями — на это указывают сохранившиеся небольшие крепления. Два других входа были засыпаны, после того как в пещерах чуть было не потерялись местные ребятишки. Ходили слухи, что когда-то отсюда подземный ход вел чуть ли не в Киев.
В 1939 году это место тщательно исследовал краевед Николай Белых. Он пришел к выводу, что пещера появилась здесь еще за 200-300 лет до основания Старого Оскола, то есть примерно в XII-XIII веках. В своей книге «Частичка родины» ученый пишет и о монастыре Таволжаная пустынь, основанном еще до татарского нашествия. То были времена частых войн, набегов, разбоя и грабежей. Видимо, это и стало причиной сооружения пещерного «филиала».
Открытие Шмарненской пещеры внесло существенные изменения в представления краеведов об истории Старооскольского района. До момента обнаружения подземного храма считалось, что заселение этой местности началось лишь после строительства древней крепости Оскол в мае 1593 года, то есть с конца XVI века. Но результаты исследования Н. Белых указывают значительно более раннюю дату.
НЕОБЫЧНЫЙ СКИТ
В 1960 году Шмарненскую пещеру тщательно исследовали члены краеведческого кружка, действующего при Пролетклубе с 1923-го. Они составили план и точное описание всех проходов, общая протяженность которых составляет 94 м. Все помещения очень маленькие и низкие — здешние монахи жили крайне аскетично, и в келье может поместиться только один человек. Справа и слева от входа идут длинные коридоры, заканчивающиеся тупиками. Между ними проход, ведущий к храму — в просторное помещение с куполообразным потолком. У входа написаны слова Иисуса из Евангелия от Матфея: «Дом мой. Дом молитвы. Дом отца моего». Это помещение довольно просторное, а алтарь и иконостас отделены от центральной части колоннами.
Похоже, что сюда могли попасть только очень худые люди — проход был таким узким и низким, что по нему приходилось практически проползать. В местном краеведческом музее имеется описание пещеры, где говорится: «Оставшийся вход, представляющий собой лаз, находится на склоне лога в 25-30 м от подошвы. Через 1,5-2 м начинает постепенно увеличиваться и в конце входного рукава имеет высоту 90 см. Через 5 м входной рукав выходит в помещение размером 2 х 2 м. Из этого помещения имеется два прохода в человеческий рост, шириной 80-110 см, как и остальные рукава пещеры. Правый проход ведет к двум засыпанным выходам из пещеры. При входе в основной рукав пещеры, длина которого 24 м, на левой стене сделан геометрически правильный крестообразный врез, глубиной 15 см. Влево, по основному рукаву пещеры, можно прийти в помещение шириной 4,5 м, длиной 7 м».
Скит не оборудован для посещения, поэтому из-за кромешной темноты перемещение здесь возможно только с фонарем. Сотрудники музея категорически не рекомендуют праздным туристам посещать пещеру, ибо вход практически засыпан, неизвестно и состояние сводов — не исключен обвал. Да и в кромешной темноте легко заблудиться.
ЖИВЫЕ МОЩИ
О необычном подземном храме ходят разные слухи. Одна из местных жительниц, Л. Ковалева, поделилась семейной легендой: некогда в этой пещере жили только самые избранные монахи. Ежедневно уменьшая себе рацион, они постепенно доводили себя до крайней степени истощения. Это называлось «делать мощи»: после смерти тела старцев оставались нетленными, а сами они причислялись к святым. Говорили, что монахи эти были либо из Псково-Печерского монастыря, либо из Киево-Печерской лавры. Выдумка это или правда — неизвестно, однако, чтобы в полной мере посвятить себя служению Богу и вымолить прощение за все свои грехи, местные монахи, действительно, добровольно обрекали себя на нелегкую долю, проводя время в постоянном труде и молитвах. При этом молебны и богослужения здесь проводились по всем правилам, как и в обычных храмах. Устраивались и крестные ходы. В общем, шла обычная монастырская жизнь.
ПОСЛЕДНИЙ СЛУЖИТЕЛЬ
Шмарненская пещера имеет много общего с другими подобными храмами. Например, с Дивногорским монастырем (Воронежская область), Холковскими пещерами или с комплексом храма Игнатия Богоносца в Валуйках (Белгородская область). Все эти подземные монастыри расположены в подобных местностях и имеют похожую внутреннюю планировку, Они вырублены в меловых массивах и служили либо местом уединения монахов, либо укрытием от врагов.
Последним обитателем Шмарненской пещеры был крестьянин Владимир Васильевич Костелев из хутора Долгая Поляна. В 1840-1850-х годах он превратил подземное пространство в церковь и даже самостоятельно служил в ней. До сих пор сохранились некоторые иконы и изречения, которыми он украсил меловые своды.
Сейчас Шмарненская пещера находится в запустении. Все стены и потолок закопчены, исцарапаны надписями, изрублены. В наше время за храмом стал приглядывать настоятель местной церкви, священник Василий. Он считает, что пещерный монастырь необходимо возродить, сохранить и водить сюда экскурсии. Отец Василий уверен, что в пещере жили люди глубокой веры и память о них достойна уважения.