Эта икона — настоящая путешественница. За свою жизнь она сменила множество стран, пока не оказалась на Руси, чтобы навсегда стать покровительницей и защитницей русского народа.
ДРЕВНЯЯ КОЧЕВНИЦА
Если верить легенде, святой апостол и евангелист Лука написал эту икону еще при жизни Девы Марии. Долгое время она находилась в Иерусалиме, потом Лука послал образ вместе с текстом Евангелия и Деяний святых апостолов в дар Феофилу — правителю Антиохии (территория современной Сирии). В V веке икону перевезли в Константинополь, в знаменитый Влахернский храм, ставший хранилищем главных святынь Византии. Но и там икона не задержалась. В 1383 году, за 70 лет до падения Константинополя, образ Богоматери каким-то чудом улетучился из Царьграда и явился рыбакам над Ладожским озером. Константинопольский патриарх, выслушав свидетельства новгородских купцов и их описания образа, подтвердил, что явленная на Руси икона и есть та самая, что отбыла из Византии невозвратно -за гордость, братоненавидение и неправды народа». В конце XIV века Русь переживала не лучшие времена: только-только русские воины под предводительством благоверного князя Дмитрия Донского победили Мамая, страна находилась в разрухе. И то, что икона Божией Матери явилась на Руси, сочли особым знаком.
ЛЮБИМИЦА СИЛЬНЫХ МИРА СЕГО
Недолго думая, взялись строить для иконы храм. В тот же день срубили лес, приставили к месту строительства стражу, а сами на ночь разошлись по домам. Но стражники уснули, а утром обнаружили, что ни сруба, ни щепок, ни самой иконы не осталось. Собрались люди и стали думать, куда она могла деваться, и вдруг она нашлась на другом берегу реки Тихвинки вместе со срубом и заготовленными бревнами. Икона сама выбрала место своего пребывания!
Первая церковь простояла недолго — через 7 лет сгорела от «свещи ночию». Люди оплакивали потерю, но икона не сгинула — ее нашли в кустах можжевельника, неподалеку от пожарища, целой и невредимой. Церковь еще трижды горела и трижды ее восстанавливали, а икону всякий раз будто охраняла Высшая сила. Слава о чудесной иконе распространилась далеко за пределы края, и в 1507 году по указу великого князя Василия специально для нее заложили каменную Успенскую церковь — пятиглавую и «отвсюду же преславно всеми видемая…» — по образу Успенского собора Московского Кремля. В эти годы чудотворная икона получила свое название — Тихвинская икона Божией Матери.
Первым к образу на поклон отправился великий князь Московский Василий III. Он вообще многое сделал для прославления Тихвинской иконы, а все потому, что решил поддержать зародившуюся в русском государстве тенденцию — объединения, сплочения страны с помощью создания общерусских святынь. Так чудеса Тихвинской иконы, имевшие сугубо местный характер, стали всеобщим достоянием. Эту любовь и почитание к иконе пронесли все русские цари, заканчивая последним государем Николаем II. Но у Василия III имелись и сугубо личные мотивы. В 1525 году произошел его развод с женой Соломонией Сабуровой, которая за 20 лет брака так и не смогла родить царю наследника. Сабурову постригли в монахини и отправили в дальний монастырь под Суздалем. В январе 1526 года Василий Иванович женился на Елене Глинской. Новые надежды на рождение сына усердно подкреплялись паломничеством к знаменитым святыням, вкладами в монастыри и соборы, молениями о наследнике. По этой же причине отправился царь и на север. Пробыл Василий III на Тихвине «три дня и три ночи». Молился уже в новом каменном храме, построенном по его велению и освященном 12 августа 1515 года в честь Успения Богородицы. И спустя 2 года после моления перед Тихвинской иконой случилось чудо — у него родился сын. Так за Тихвинской иконой Божией Матери закрепилась еще и слава чадородия.
Иван Грозный впоследствии поднял почитание иконы на новую высоту. В течение всей жизни с особым благоговением он относился к ней, считая ее своей покровительницей. В 1552 году в походе на Казань во время ночлега русского войска на реке Пьянее царю во сне явилась икона Тихвинской Богоматери и укрепила его «на враги одоление». Позже Иван Васильевич основал на этом месте монастырь и подарил ему созданный в Тихвине список с чудотворного образа. За 15 дней до венчания на царство Иван Васильевич прибыл в Тихвин получить благословение на титул царя (цезаря) от великой святыни.
ПРИНОСЯЩАЯ ПОБЕДУ
Спустя некоторое время, в 1560 году, по повелению Ивана Грозного при храме возник Тихвинский Богородичный мужской монастырь. Главной его святыней стала чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, прославившаяся множеством чудес.
В 1613-1614 годах шведские войска захватили Новгород и неоднократно пытались разрушить монастырь. Когда враг собрался с силами и пошел на обитель, монахи решили бежать, взяв с собой чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Девы Марии. Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство. После чудесной победы над шведами в монастырь прибыли царские послы. Сняв список с чудотворной иконы, они отправились в деревню Столбово, в 50 верстах от Тихвина, где 10 февраля 1617 года был заключен мир со шведами. Главной порукой мира с русской стороны был принесенный список с чудотворной иконы. Впоследствии этот список был перенесен в Москву и поставлен в Успенском соборе, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе.
Фельдмаршал Б. П. Шереметев был спасен от пули образком Тихвинской иконы во время Полтавского боя. Он основал в своем имении женский монастырь, а его потомки поколение за поколением дарили иконе в Тихвине богатые подарки.
В XIX веке список Тихвинской иконы защищал тихвинских ополченцев во время Отечественной войны 1812 года. «…Ни один из членов дворянства во многократных битвах не пал: ни от ядер и пуль, ни от смертоносных болезней». После победы образ вернулся в собор.
Икона сопровождала тихвинскую дружину ополчения и в 1855-1856 годах, во время Крымской кампании, а по окончании похода вновь была возвращена в обитель Царицы Небесной.
По московскому преданию, список этой чудотворной иконы на самолете облетел вокруг Москвы, после чего начался разгром фашистов под Первопрестольной. Вскоре был освобожден и город Тихвин.
ВОЗВРАЩЕНИЕ СВЯТЫНИ
После Октябрьской революции, в 1924 году, Тихвинский Богородичный монастырь закрыли, а образ перенесли в один из храмов Тихвина. Во время Великой Отечественной, при оккупации города, икону перевезли в Псков. В 1944 году чудотворный образ приняла рижская православная община во главе с архиепископом рижским Иоанном Гарклавсом, который в 1949 году вывез образ в США. Святыня была помещена в Свято-Троицком соборе Чикаго. После смерти архиепископа Иоанна Тихвинская икона перешла на хранение его приемному сыну — протоиерею Сергею Гарклавсу. Иоанн завещал передать ее в Тихвинский Успенский монастырь при одном условии — если обитель возродится.
В январе 2004 года в ходе переговоров патриарха Алексия II с делегацией православной церкви в США было достигнуто окончательное соглашение о возвращении великой российской святыни. Икона покинула Чикаго, побывала в Риге, затем в Москве и Санкт-Петербурге, а 8 июля вернулась в Тихвинский Успенский монастырь.