Народные предания говорят о несметных сокровищах, спрятанных в окрестностях Самарской Луки. В старину этот край именовался Жигулевской вольницей, ибо селились тут новгородские пираты ушкуйники, «русские выкинги», казаки и другие вольные люди. Они грабили проходящие по Волге суда и совершали набеги на сопредельные территории.
МАГИЧЕСКИЕ КЛАДЫ
Самый большой упрятанный здесь клад — даже клады! — приписывают известному казацкому атаману Степану Разину. В 1667 году тот сходил в Персию «за зипунами» и вернулся оттуда с фантастически богатой добычей, которую и спрятал в Жигулях. Знаменитый этнограф, собиратель сказок А. Н. Афанасьев (1826-1871) из бесед с местными жителями сделал вывод: «Разинских кладов бесчисленное множество. По берегам Волги, где он некогда гулял со своей вольницей, некоторые холмы носят названия: Стол, Шапка, Бугры Стеньки Разина, а одно ущелье слывет его тюрьмою. В Разинских буграх, по народному поверью, знаменитый разбойник спрятал свое богатство в глубоких погребах, за железными дверями».
Афанасьеву вторил другой выдающийся российский этнограф и фольклорист — С. В. Максимов (1831-1901). В книге «Нечистая, неведомая и крестная сила» он писал: «Тревожная жизнь среди поисков новой добычи и преследований со стороны властей вынуждала Стеньку зарывать в землю награбленные сокровища. И все длинное побережье, от Симбирска до Астрахани, все эти лесистые Жигулевские горы и песчаные голые бугры Стеньки Разина — в народном воображении до сих пор считаются местами, где зарыты бесчисленные клады; там лодка с серебром затерта илом на песках, здесь, в Жигулях, у Разина в дупле — сундук полон платья, а сверху, как жар, горит икона…»
Обаяние несметных сокровищ, укрытых в потаенных местах, привлекает все новых и новых желающих, охваченных жаждой наживы. Да только вот клады в руки не даются. Возможно, пока. Слишком уж много тут укромных мест, пещер не счесть. Только тех, что носят имя Разина, аж пять штук! А еще имеются и рудники, и карьеры, и копи, и штольни, и подземные галереи, напоминающие лабиринты. Поди отыщи!
Тем более что на разбойничьи сокровища наложены всевозможные заклятия вроде такого: «Кто отвалит сей камень, найдет много золота, но сам он весь облысеет и род его весь переведется». К тому же, если верить народным преданиям, сам Стенька Разин жив до сих пор, сидит где-то в горах, стережет свои поклажи. А связываться с ним неохота никому, ведь известно, что атаман заключил сделку с нечистым…
«ОН СЛОВО ЗНАЛ…»
Легенда о том, что Стенька Разин заговорен, возникла еще при его жизни: «У Стеньки кроме людской и другая сила была: он себя с малых лет нечистому продал — не боялся ни пули, ни железа; на огне не горел и в воде не тонул. Бывало, сядет в кош, по Волге плывет и вдруг на воздух на нем поднимался, потому как был он чернокнижник… Его в острог не раз садили за решетки да на запоры. А он возьмет уголь, напишет на стене лодку, спросит воды испить, плеснет на стену этой водой — река станет! Сядет он в лодку, кликнет товарищей — глянь, уж на Волге Стенька!..»
В 1670 году царицынский воевода доносил царю: «Того атамана есаула Разина ни пищаль, ни сабля — ничего не берет…»
В документах XVII века обнаружено и следующее свидетельство, касающееся Разина: «В Персии воевал он два года, набрал много богатства, так что ни счесть, ни сметать невозможно было. Ворочался он мимо Астрахани, воеводы не хотели его пропустить и велели палить в нее о из ружей и из пушек, только Стенька был чернокнижник, так его нельзя было донять ничем: он такое слово знал, что ядра и пули от него отскакивали…»
Каких только способностей не приписывали атаману! Будто был он сверхъестественно силен: мол, сам Илья Муромец годился Разину только в есаулы. Умел ходить под водой. И всегда носил под ногтем спрыг-траву, способную открывать любые запоры, замки и двери. Потому Стенька и мог проникнуть, куда желал, и никакие камеры и оковы его не удерживали.
БЕСПОЛЕЗНОЕ КОЛДОВСТВО
Увы, все магические средства, если таковые и имелись у Разина, не помогли ему предотвратить предательства ближайшего окружения: 14 апреля 1671 года на Дону, в городе Кагальник, атаман вместе со своим братом Фролом был схвачен бывшим соратником — войсковым атаманом Корнеем Яковлевым. Не помогло ему колдовское умение: Степан Разин оказался в плену и был передан царским властям. При нем даже походной казны не нашли, не говоря уже о чем-то большем.
Атамана подвергли страшным пыткам. Он их выдержал без единого сто-на, чем поразил даже опытных палачей: Степан не выдал тайны своих кладов, бесстрашно приняв смерть.
А вот его родной брат Фрол в последний момент на эшафоте дрогнул, закричал: «Я знаю слово и дело государево!» Дескать, он укажет, где укрыты клады. Говорят, в этот момент уже умирающий Стенька выкрикнул: «Молчи, собака!» — после чего палач отсек ему голову.
По царскому указу в 1671 году к Жигулям отправилась разыскная экспедиция, которую Фрол целых 5 лет водил по разным местам, искал тайные подземелья, но никак не находил. Клятвенно уверял, что забыл места, спутал приметы, плел самый разный вздор, дабы предельно затянуть время… В конце концов его вернули в столицу и прилюдно обезглавили на Болотной площади в 1676 году.
ПРИЗРАК ПОД ПАРУСАМИ
После четвертования Разина слухи о нем стали распространяться с новой силой. Спустя годы после смерти атамана люди продолжали утверждать, будто бы встречались если не с ним, то с его призраком, причем в самых разных местах. Не раз видели Стеньку Разина—в его заломленной папахе — на белом бешеном коне. Он проносился так быстро, что только глазами и успевали его проводить: вот он был — и уже нет. Замечали атамана и плывущим в струге под белыми шелковыми парусами. Тот неизменно стоял на носу корабля, внимательно всматриваясь в воду, словно выискивая утопленную персидскую княжну…
А вот русские матросы, возвращавшиеся из «тюркменского плена в чужедальних басурманских сторонах», поведали историку Н. И. Костомарову, будто они видели Степана Разина в… 1858 году! Якобы из каменной расщелины на берегу Каспийского моря вылез седой-преседой старик, аж мхом поросший, и сказал: «Так знайте же, я Стенька Разин. Меня земля не приняла…»
Заговоренные клады сыграли со Стенькой злую шутку: он сам себя навечно приточил к ним. И говорят, что будет мыкаться, не зная покоя, до тех пор, пока кто-нибудь не отыщет его сокровища: «Если бы кто-нибудь достал мой клад в Шатрашанах, тогда бы я умер; тогда бы и все положенные мною клады вышли наружу, а их одних главных двадцать». Это «свидетельство» со слов одного из очевидцев, повстречавшихся с призраком Разина, записал и в 1867 году опубликовал в своей книге «Предания о кладах» Николай Аристов. Географическое общество удостоило работу Аристова серебряной медали, однако и не подумало организовывать экспедицию на поиски сокровищ атамана. А потому муки великого грешника продолжаются и будут длиться до тех пор, пока какой-нибудь смельчак и невероятный везунчик не отыщет наконец Стенькин клад…