В XVIII веке гайдамаки сыграли серьезную роль в политическом переустройстве южных территорий России. Слово «гайдамак» в переводе с турецкого означает «грабитель», «разбойник».
Восстания и бунты
Первое упоминание гайдамаков в исторических хрониках датируется семидесятыми годами XVII века. Так называли разбойников, которые обосновались в Киевском и Брацлавском воеводствах. Они нападали на богатые обозы, грабили дома зажиточных граждан, действовали жестко и агрессивно, доставляя много хлопот местным властям. Однако в их действиях имелась и явная сопротивленческая составляющая, направленная против польского владычества.
В фундаментальном труде историка Владимира Бонифатьевича Антоновича «Исследование о гайдамачестве» описывается бунт малороссийских казаков против возвращения крепостнических веры после заключения Андрусовского мира между Россией и Речью Посполитой (объединенным польско-литовским государством).
Это событие состоялось в январе 1667 года в деревне Андрусово, ныне Смоленская область. Мирное соглашение завершило кровопролитную русско-польскую войну 1654-1667 годов, начатую из-за земель, захваченных Польшей в 1609-1611 годах.
Еще одним поводом к началу военных действий стало непризнание Польшей воссоединения Украины с Россией. Результат двухгодичных столкновений можно определить как «боевая ничья».
Со стороны России переговоры вел Афанасий Ордин-Нащокин. Согласно заключенному перемирию Речь Посполитая уступала России Смоленск и Левобережную Украину Однако правобережная Малороссия вернулась под польское владычество. И шляхтичи начали навязывать казакам католическую веру и устанавливать жесткие крепостнические порядки, что инициировало массовые восстания и бунты, охватившие Волынь, Подолье и часть Украины.
Священники и солдаты
Восставшие объединялись в гайдамацкие отряды. Их основу составляли донские казаки. К ним присоединились недовольные польским господством крестьяне, мещане, русские солдаты, обедневшие польские шляхтичи, беглые староверы.
Одной из тайных баз повстанцев стал Киев. Сюда через государственную границу между Россией и Польшей стекались со всего Правобережья православные священники, которых польские паны изгоняли из приходов, передавая их униатам. (Униаты придерживались греко-католического (униатского) вероисповедания и признавали Брестскую унию 1596 года, где говорилось о слиянии католической и православной церквей под главенством римского папы, – Прим. ред.) Лишившиеся приходов и домов священники готовы были мстить своим обидчикам. Они вступали в повстанческие отряды и отличались в боях храбростью. Участие православных священников в борьбе против поляков сразу же придало выступлениям гайдамаков характер религиозной войны.
Историк Владимир Антонович, исследователь гайдамацкото движения, отмечал: «Гайдамацкие отряды организовывались разновременно на землях всех киевских монастырей. Гайдамацкий лидер Иван Поделяка получал мощную поддержку от монахов Киево-Софийского и Михайловского монастырей. Отец Дамиян, управлявший монастырской пасекой, приютил Подоляку, помог ему собрать отряд и снабдил провиантом».
В знак благодарности гайдамаки часть награбленного при набегах на шляхту жертвовали православным монастырям.
Случалось, что и сами поляки выдавали себя за гайдамаков, расправляясь с соседями и захватывая их имущество. Так, помещики Юхновские, переодевшись гайдамаками и измазав лица сажей, напали на имение соседа своего Рудницкого, перебили его крестьян и ограбили двор. Ограбили Юхновские и дюжину шинков, «выдавая себя за отряд гайдамаков и подражая их приемам».
Необходимо также отметить, что многие шляхтичи не желали лично управлять огромными земельными наделами и предпочитали сдавать их в аренду еврейским предпринимателям. В результате православные крестьяне, на жестокой эксплуатации которых базировалась эта система, ненавидели и тех, и других.
Паны и ксендзы
Вожаки гайдамаков назначили своим главными врагами польских шляхтичей, ксендзов и евреев. Мобильные отряды безжалостно грабили богатых панов. Начались и еврейские погромы, в ходе которых гайдамаки расправлялись с хозяевами домов и забирали их имущество. Действовали нападавшие с невиданной жестокостью. Вырезали целые города.
Польские власти срочно обратились к России с просьбой выделить войска для усмирения гайдамаков. В послании поляки признавали, что сами подавить движение разбойников не в силах. Российское правительство медлило с ответом. Некоторые исторические документы говорят, что на первых порах Россия даже поддерживала гайдамаков, учитывая, что своими действиями те ослабляли давнего недруга России – Речь Посполитую.
Тем временем гайдамаки усиливали борьбу, направленную против шляхты и ксендзов. Особую нетерпимость проявляли запорожцы. Казаки Запорожской сечи ненавидели «ляхов» и совершали регулярные набеги на их усадьбы. Те отвечали жестокостью на жестокость. Пленных казаков вешали вниз головой, четвертовали или сажали на кол. Гайдамаки платили польским панам той же монетой. Вторая волна гайдамачества накрыла южные земли России во времена правления Екатерины II. К началу ее царствования Польша уже не представляла опасности для Российской империи, так как была ослаблена в ходе Северной войны.
Золотая грамота
После смерти в 1763 году польского короля Августа III сейм, по желанию императрицы, выбрал королем Станислава Понятовского. Вскоре после восшествия его на престол развернулись события, инициированные религиозной нетерпимостью шляхты. Католическая знать начала притеснять православных.
Императрица Екатерина II обратилась в сейм с просьбой уравнять в правах представителей разных конфессий, но сейм ответил гордым отказом, и тогда русская армия вошла в Варшаву.
В 1767 году сейм все-таки принял закон об уравнивании прав католиков и православных. При этом оговаривалось, что королем Польши мог быть только католик.
Вмешательство России во внутриполитическую жизнь Польши породило создание католической шляхетской конфедерации «За веру и свободу», которая начала широкие гонения на православных. Но поляки натолкнулись на жесткое сопротивление. Предводитель крупного отряда гайдамаков Максим Железняк объявил о наличии у него «Золотой грамоты» от российской императрицы Екатерины. Неизвестно, была эта грамота подлинной или всего лишь искусной подделкой, но Максим громогласно зачитывал ее на площадях. Особо выделял фразу о том, что «императрица одобряет восстание против поляков».
Первой акцией Железняка (по его собственному признанию) было нападение под местечком Жаботин на отряд из пятидесяти шляхтичей. Казаки под руководством Максима «порубали всех до одного». Вскоре Железняку удалось собрать большое войско и занять местечки Жаботин и Лисянка, перебив там всех поляков и евреев.
Надворные казаки во главе с сотником Иваном Гонтой, посланные поляками на усмирение отряда Железняка, перешли на его сторону. При этом Гонте пришлось делать сложный выбор. Шляхтичи подарили ему село Росошки. Сотник был в дружеских отношениях с дюжиной польских панов, прекрасно говорил по-польски, но все-таки встал на сторону православных (то есть единоверцев) гайдамаков.
Пытки и казни
Отряды Железняка и Гонты подступили к Умани. Незадолго до этого польский губернатор Умани Рафаил Младанович отправил доверенных лиц в Бендеры для закупки у турецкого паши пороха и ядер, в которых ощущался недостаток. Но это не помогло уманцам отстоять свой город.
Ночной штурм завершился взятием Умани. После чего гайдамаки учинили там жестокую расправу, вырезав поляков, евреев, униатов, а также попавших под горячую руку православных.
Захваченный позже русскими войсками Железняк показал на допросе: «Поляков, жидов поколото было немалое число, а сколько, доподлинно знать не могу. Однако, если считать мужчин, женщин и младенцев, не менее двух тысяч. При этом награблено денег сто тысяч Рублев. Губернатор с его женой и все ксендзы
были также убиты!»
Украинский политолог Олесь Бузина писал в своем блоге: «Кровавые подвиги Железняка и Гонты показывают, до какого остервенения могут дойти люди в том месте, где столетиями накапливалась национальная, религиозная и социальная несправедливость, которую власть имущие упорно не хотели замечать».
Жестокая ирония состоит в том, что разгромить отряды Железняка и Гонты и пленить их самих удалось не польским шляхтичам, а русскими войскам, которые оказали помощь своему союзнику – королю Станиславу Понятовскому. Плененные гайдамаки понесли суровое наказание. Железняк был сослан в Сибирь пожизненно, но особенно жестокая участь досталась Ивану Гонте.
По велению польского короля его казнь должна была продолжаться две недели: в течение первых десяти дней ему должны были вырезать куски кожи, на одиннадцатый день отрубить ноги, на двенадцатый – руки, на тринадцатый – вырвать сердце и только на четырнадцатый – обезглавить.
Но осуществить свой замысел поляки так и не смогли. На третий день гетман Браницкий приказал отрубить истязаемому Гонте голову. Его череп многие годы «украшал» ворота города Могилева в Подолии.
Разрозненные отряды гайдамаков еще долгое время бродили по Малороссии, пробавляясь мелкими грабежами, но после вхождения ее правобережной части в состав России это движение практически сошло на нет.
очередная чушь в стиле “Адин народ. Тысячалетняяя история России”.
Все вымысел и ложь с первых строк. Слово “гайдамаки” никак не переводится с тюркских языков, происходит оно от украинского слова “гайда”, на русский переводится приблизительно как призыв: “давай, пошли” – так украинские козаки и селяне призывали своих соотечественников к вооруженному восстанию, со всеми вытекающими для своих гнобителей последствиями… Соответственно гайдаматчина- восстание украинских селян под проводом козаков.
Половина “украинского” селюкового диалекта состоит из тюркских слов (Ржунемогу)