Каждый год в 20-х числах мая в городок Сент-Мари-де-ла-Мер, расположенный между Марселем и Монпелье, стекаются цыгане-католики со всего мира. 24 мая они празднуют здесь День святой Сары, Правда, статуя святой Сары находится не в самой церкви Сент-Мари-де-ла-Мер, а в подземном склепе под храмом. Какое же отношение имеет цыганка Сара к католичеству?
На провансальском окситанском языке городок и церковь называются Lei Santei Marias de la Mar, то есть «Святые Марии с моря». Легенда, очевидно, появилась в эпоху распространения христианства. Существует она в нескольких версиях, и все они противоречат текстам Евангелий. Единственное, что их объединяет – то, что еще в I веке на месте будущей церкви была возведена часовня, посвященная Деве Марии, или, как ее именовали здесь – Нашей Даме. И построили ее тоже Марии – Мария, мать Иакова, Мария Саломея, Мария Магдалина, известные как «морские Марии».
Легенда о Мариях
На окситанский берег «морские Марии» попали из-за гонений на христиан в Палестине. По апокрифическому тексту, приверженцы иудаизма посадили в ненадежную лодчонку всех, кто мог свидетельствовать о Христе – Марию, мать Иакова, Марию Саломею и Марию Магдалину, видевших пустые пелены в гробнице Иисуса, а также Лазаря, коего тот воскресил, Марфу, сестру Лазаря, Максимина, будущего епископа Эксан-Прованса, и (в некоторых версиях) Сидония. У лодки не было ни паруса, ни весел, так что несчастные должны были погибнуть посреди Средиземного моря. Однако они благополучно достигли противоположного берега и высадились в Провансе.
Вот тут-то и появляется святая Сара. По одной версии легенды, она была служанкой Марии, матери Иакова, родом из Береники Троглодитской, которую Мария обратила в новую веру. Когда лодка достигла чужого берега, она расстелила на воде плащ, который не только не потонул, а напротив, стал чем-то вроде моста, и перевела осторожно всех путников на твердую землю. По другой версии, все было совсем не так. Девушка из цыганского племени, кочевавшего в Камарге, увидела готовую потонуть лодку и тут же бросилась на помощь: она сняла плащ, бросила его в море, а дальше случилось то же, что и в предыдущем варианте – все благополучно оказались на берегу.
Как бы то ни было, но после спасения прибывшие в Европу провозвестники новой веры разделились: Максимин отправился обращать народ в Тараскон, Лазарь и Марта – в континентальный Прованс, Мария Магдалина – в Марсель, а Мария Саломея с Марией, матерью Иакова, остались в «гроте уединения» вместе с Сарой. Все три женщины отличались благочестием, помогали местным жителям, лечили их от всяких хворей, спасали моряков, зажигая на берегу костры во время ненастий, и, разумеется, обратили в христианство немало язычников. После смерти люди похоронили их в той часовне, которую женщины возвели, и с той поры стали почитать как святых.
Все было не так
На самом деле никаких цыганских племен в I веке в Камарге не было. На месте Lei Santei Marias de la Mar находился oppidum priscum Ra, что, скорее всего, было переводом галльского слова ratis – «крепость». В 513 году, когда христианство было уже официальной религией, местечко входило в состав Арльской епархии и считалось совершенно языческим. Епископ Арля Цезарий употребил немало стараний, чтобы искоренить местные языческие культы и превратить прежние языческие святилища в церкви новой веры. Такой модификации подверглась и языческая постройка в Сент-Мари-де-ла-Мер, где поклонялись, очевидно, женским морским божествам. Епископ учредил здесь христианский храм и женский монастырь.
Первоначально деревня и монастырь назывались Сент-Мари-де-ла-Барк или Сент-Мари-де-Ратис, то есть «святые Марии из лодки» или «святые Марии из крепости». Часовня была установлена здесь не случайно: в 869 году во время набега на Камарг сарацины убили здесь архиепископа Арля Ротланда, труп его, привязанный к креслу, посадили на берегу.
Впервые о святых мощах Марий и Сары заговорили лишь в XV веке. Святыми мощами Марии, матери Иакова, и Марии Саломеи назвал найденные здесь старые кости герцог Рене Анжуйский в 1448 году. Они были торжественно перенесены в неф. В церкви, носившей их имя, стояли трогательные деревянные скульптуры этих Марий – обе со светлыми лицами и в положенном по иконографии одеянии. В лодочке, на которой они сюда приплыли. Ни о какой Саре Рене и не упоминал. Правда, спустя три века Жан де Лабрюн добавил к мощам Марий и мощи Сары – к тому времени в Сент-Мари-де-ла-Мер ее уже почитали – и даже объяснил почему ее кости лежат в подземной крипте в простом деревянном ящике: она была не настолько благочестива, как обе ее хозяйки. Церковь не
признала Сару святой.
Единственная и неповторимая
В XVI веке в Камарге появились цыгане. Это были многочисленные беженцы из Испании, где свирепствовала инквизиция. С собой они принесли легенду о Саре ла Кали – цыганской богине удачи. И, хотя к XIX веку они стали благочестивыми католиками, эта легенда вполне ужилась с христианской традицией. Тем более, что события конца XVIII века этому способствовали: началась Великая французская революция. Борцы с религией разграбили церковь в Сент-Мари-де-ла-Мер, вытрясли из ковчежцев мощи и разбросали по полу. Верующие тайно собрали святые реликвии и до конца этого кошмара сберегали в своих домах. Церковь восстановили для богослужений только в последней трети XIX века. Мощи вернули на место: обеих Марий в неф, ящик с безымянными останками, которые теперь именовались прахом Сары, – в подземную крипту. Кости Сары считались чудодейственными: в 1720 году они остановили эпидемию чумы и с тех пор безотказно излечивали хвори. А вскоре культ Сары заработал на полную мощь – в деревню стали стекаться толпы верующих цыган. По традиции праздник, посвященный Мариям, отмечали 25 мая, праздник Сары стали отмечать 24 мая. Это был сугубо цыганский праздник. До 1912 года в крипту Сары пускали только цыган!
Кто же такая цыганская Сара? Сами они называют ее Сара ла Кали, что можно перевести и как Сара Черная, и как Сара Цыганская. Статуя Сары в церкви Сент-Мари-де-ла-Мер, действительно, отличается от обеих Марий цветом лица – оно явно темное. На голове Сары золотая корона, в ушах серьги, на шее монисто, на руках браслеты, на туловище несколько слоев ярких платьев. Цыгане-католики очень стараются, чтобы их Сара выглядела пышно и богато. 24 мая городок заполняют толпы цыган, после утренней мессы они торжественно выносят свою Сару из подземного обиталища и несут на руках к берегу – по легенде там она стояла, ожидая, когда появится лодка с изгоями из Палестины. Вечером процессия идет к морю и Сару трижды окунают в воду, что символизирует обряд крещения. На следующий день проходит католический церковный праздник, посвященный «морским Мариям». Марий со всей торжественностью несут на помосте-лодочке к морю, где уже стоит украшенная цветами и лентами рыбацкая лодка. Полвека назад эту лодку спускали на воду, а епископ аккуратно окунал статуи в морскую воду. Но с тех пор, как один из иерархов свалился за борт, их просто заносят в воду на руках и осторожно погружают по пояс. По окончании праздника статуи Марий возвращают в нишу над алтарем, а Сару – в подземную крипту. Это действо с 1937 года собирает множество верующих и туристов. Больше всего среди них цыган.
Сару они считают своей небесной защитницей, ведь она всегда передаст цыганские молитвы Богородице и обеим святым Мариям. Они верят, что Сара когда-то побиралась и питалась объедками в Иудее, а добрая Мария, мать Иакова, взяла ее в свой дом служанкой. Сару называли египтянкой, поскольку вместе со своими соплеменниками она пришла в Иудею из Египта. Но на самом деле она была, конечно, цыганкой. Потому у их Сары можно попросить то, чего не попросишь у других католических святых – хоть удачи в воровстве. Недаром свою святую цыгане Камарга изображали на предметах домашнего обихода и на оружии. Ее именем называют детей, ее портрет носят на груди. Поклониться Саре и принести ей подарок за покровительство и защиту – это святая обязанность каждого верующего цыгана. Так что дважды в году – 24 мая и в конце октября – они показывают ей всю свою любовь.