Преподобный Антоний Печерский сегодня пользуется огромным почитанием у православных верующих. Вот только мало кто знает, что в жизни основателя Киево-Печерской лавры было немало тяжелых моментов, одним из которых стал крупный конфликт с правителем Киева. В результате этой ссоры в Чернигове появился удивительный комплекс рукотворных пещер.
Церковное предание гласит, что в 983 году, в маленьком городке Любече, близ Чернигова, в простой семье родился мальчик, названный Антипой. С детских лет малыш стремился к уединению монашеской жизни. Уже в юности он выкопал себе в земле небольшую пещеру, где и проводил свободные от трудов часы. Когда минуло еще несколько лет, Антипа услышал о чудесных монастырях Афона, хранящих немало драгоценных реликвий, и пожелал увидеть их своими
глазами.
Путь из Афона
Достигнув Святой горы, будущий святой принял здесь постриг с именем Антоний и поселился в одной из местных обителей. Некоторое время, пребывая на Афоне, смиренный инок «преуспевал в кротости и послушании», но вскоре его жизнь изменилась. Если верить житию преподобного, Феоклист, настоятель монастыря, где подвизался Антоний, отправил инока на родину – в русские земли, сказав ему на прощание: «Пора тебе и других руководить во святой жизни. Возвратись в свою Русскую землю, да бу-дет на тебе благословение Святой Афонской горы. От тебя произойдет множество иноков».
Как известно, в то время Русь считалась «новопросвещенной» страной, совсем недавно принявшей христианство, а потому это новое послушание Антония было предопределено. Вернувшись в Киев, будущий святой увидел, что здесь уже открыто несколько монастырей, правда, руководили в них греческие игумены-миссионеры. Посчитав, что ему не подойдет жизнь в такой обители, Антоний отправился на берег Днепра, где на Берестовой горе нашел пещеру, выкопанную много лет назад неким Иларионом, ставшим впоследствии митрополитом Киева. Поселившись здесь, посланник Афона вел отшельническую жизнь, питаясь через день черным хлебом и постоянно пребывая в молитвах. Вскоре слава о его духовном подвиге разнеслась по всей округе, и к старцу стали приходить другие монахи, которые просились к нему на жительство. Когда же возле Антония собралось 12 человек, он помог им выкопать большую пещеру, ставшую церковью, обустроить кельи, поставил над братией игуменом некого Варлаама, после чего удалился из основанной им обители. Предании гласят, что на том месте, что сегодня называются «ближними» пещерами, Антоний устроил себе новый затвор, где он рассчитывал провести остаток своих дней.
Гнев Изяслава
Вот только, судя по всему, авторитет смиренного монаха был так велик, что он все же занимал заметное место в политической жизни русской столицы. Об этом говорит и то, что князь Киева Изяслав Ярославич неоднократно приезжал в монастырь на Берестовой горе, чтобы посоветоваться с мудрым старцем. Кроме того, даже сама обитель здесь была устроена по настоятельной просьбе сына Ярослава Мудрого, после чего Антоний и удалился в новый затвор. Но со временем отношения князя и старца стали портиться. Так, правителю очень не нравилось, что многие его ближние сановники, прельстившись монашеской жизнью, принимали постриг в новом монастыре, где Антоний их ласково принимал и наставлял в иночестве. Примером тому служит история любимца князя, евнуха Ефрема, после пострижения которого правитель чуть было не закрыл монастырь и не разогнал живших там монахов. Говорят, что только заступничество любимой дочери князя спасло от наказания Антония и его соратников. Также Изяслав остался недоволен предсказанным ему иноком позорным поражением в предстоящей войне с половцами, которое, увы, вскоре точно исполнилось. Но это было только начало конфликта.
В 1068 году в Киеве произошел государственный переворот, в результате которого к власти пришел полоцкий князь Всеслав Брячиславич, бывший до того пленником Изяслава. Вот только на княжеском столе узурпатор продержался всего лишь семь месяцев, после чего его сверг законный правитель, прибывший на Русь с польскими войсками. Вот тогда-то «доброжелатели» и стали нашептывать монарху, мол, Антоний весьма благожелательно отнесся к воцарению Всеслава, всячески ему угождал, давал советы, и вообще, не он ли и стал виновником великой киевской смуты? Эти слова вызвали страшный гнев князя. Удивительно, но Изяслав даже не стал разбираться, правду или нет говорят ему приближенные, поверив доносчикам на слово. Настоящим чудом можно назвать то, что несчастный старец не был сразу схвачен и казнен. Вот только оставаться в столице ему стало небезопасно. Тогда-то и пришлось Антонию спешно бежать из Киева. В 1069 году он пришел в Чернигов, где его милостиво встретил князь Святослав Ярославич – политический противник гонителя старца.
Тайна могилы
В Чернигове смиренный монах обосновался на Болдиной горе, что вовсе не случайно. Согласно преданиям, здесь, незадолго до прихода инока, находилось капище бога Перуна, которое пользовалось большим почитанием у местных жителей. На одном из покрытых дубами склонов горы Антоний выкопал очередную пещеру, которая и стала его новым пристанищем. Вскоре, как и в Киеве, рядом с затворником стали селиться монахи, что дало начало новому Богородичному монастырю (ныне упразднен). Говорят, что одним из первых учеников и последователей Антония стал некий разбойник Малей, орудовавший возле Болдиной горы. Встретившись с ним, старец поговорил со злодеем, после чего тот пересмотрел свои взгляды на жизнь и попросил старца постричь его в монахи. Причем устраивали здесь свое жилье иноки особым образом. Так, изначально они строили небольшой домик-келью, из которого шел подземный ход в гору, где была вырыта низкая пещера, в которой монах молился. Известно, что в этом помещении инок мог лишь стоять на коленях, склонив голову к животу, отчего местных отшельников называли «пуподушцами». Когда монах умирал, его хоронили в этой же пещерке.
Но, как бы там ни было, существует предание, что в Чернигове преподобный Антоний прожил всего лишь три года. Если верить легенде, Изяслав Ярославич впоследствии раскаялся, что послушал злых наговоров, и упросил старца вернуться в Киев. Житие святого гласит, что придя в Киево-Печерскую лавру, смиренный инок, зная о скорой своей смерти, удалился в пещеры, сказав братьям, чтобы те не трогали его останки и оставили их там, где он упокоится на веки. Проговорив это, старец отправился к месту затвора, и когда он отошел на приличное расстояние, подземная галерея рухнула, засыпав несчастного. Перепуганные монахи тут же бросились откапывать Антония, вот только им не удалось этого сделать. Как только они принялись отбрасывать землю, из-под нее вырвалось яркое пламя, которое не позволило им при-коснуться к погибшему. Так и пришлось братии оставить неблагодарное занятие, а потому, где находится тело инока, увы, никому неизвестно.
Некоторые исследователи считают, что все описанное выше – всего лишь красивая легенда. На самом же деле ни о каком примирении Антония с Изяславом Ярославичем не могло быть и речи. Так, по приказу правителя, жизнеописание основателя Лавры изъяли из летописей, и восстановлено оно было лишь спустя несколько лет после смерти правителя. Не исключено, что и история с обвалившейся галереей была придумана для того, чтобы хоть как-то объяснить отсутствие в Лавре тела преподобного Антония. Не исключено, что, скорее всего, старец был похоронен в Богородичном монастыре, как безвестный монах, в пещере, служившей ему затвором. Что же, наверное, к такому концу и стремился смиренный инок, избегавший всеобщего поклонения.
Память об Антонии хранят основанные им монастыри, являющиеся чтимыми православными святынями. А обитель в Чернигове сегодня является подземным пещерным комплексом и памятником архитектуры, покой которой хранит прекрасная Ильинская церковь.