У Ивана Борецкого (Иов – его церковное имя), в 2008 году канонизированного Украинской православной церковью, имеется множество заслуг. Именно при нем произошло восстановление Киевской православной митрополии, ставшей центром консолидации и подъема духовных сил на украинско-белорусских землях…
По своему происхождению Борецкий был выходцем из мелкой шляхты. Он родился примерно в 1560 году в селе Борче (ныне Бирче, Львовская область, Галичина). Иван получил хорошее образование: вначале учился в школе Львовского братства, а затем и в знаменитой Острожской академии.
Соратник Сагайдачного
В начале XVII столетия Борецкий преподавал греческий и латинский языки во Львовской братской школе, а в 1604 году стал ее ректором.
Примерно в 1610-1611 годах Иван вместе с женой Никифорой Чехович, братом Андреем, сестрой и племянницей переехал в Киев. Он жил на Подоле рядом с Воскресенской церковью, в которой служил священником.
В Киеве он решил открыть школу высшего типа по примеру той, которой руководил во Львове. Для реализации этой задачи требовались умные, образованные люди. Иван принадлежал к ближайшему окружению гетмана Петра Сагайдачного и при его содействии в 1615-м стал первым ректором Киево-братской школы (впоследствии Киевской академии.)
Вскоре Борецкий вошел в круг образованных людей Киева, которые были связаны с культурно-просветительским кружком Киево-Печерской лавры. Руководил ими архимандрит Елисей Плетенецкий, который собрал богатейшую библиотеку. По его ходатайству в 1615 году в лавре открыли типографию, которую возглавил Памва Берында – печатник, лингвист, писатель, переводчик. Уровень Киевской братской школы считался очень высоким. В те годы там творили Мелетий Смотрицкий, Захария Копыстенский, Тарасий Земка.
В братской школе Борецкого, как и во всех православных школах, учились дети разных сословий. В то непростое время братство, рядовое духовенство, часть православной шляхты, некоторые аристократы, например князь Константин-Василий Острожский, выступали против Брестской унии. Особенно яростно боролся с ней известный монах и аскет Иван Вышенский. Борецкий был яростным противником унии, но старался вести с католиками конструктивный диалог, потому что прекрасно понимал всю необходимость освоения достижений западной культуры и проведения глубоких преобразований в жизни православной церкви.
В 1618-м митрополит Борецкий передал руководство братской школой Мелентию Смотрицкому, а сам принял схиму под именем Иов, стал игуменом киевского Михайловского Златоверхого монастыря. Спустя год он основал женскую обитель. Его жена Никифора также приняла постриг, став игуменьей, а монахинями стали его дочь и племянница.
Тайное посвящение
В августе 1620 года в Киево-Печерской лавре состоялось тайное совещание представителей православных общин и монастырей Польско-Литовского государства, на котором решили просить патриарха рукоположить Иова Борецкого в сан православного митрополита Киевского. В октябре того же года патриарх Феофан III при участии еще двух высоких иерархов восточной церкви – митрополита Софийского Неофита и епископа Страгонского Авраамия – рукоположил Борецкого в сан митрополита Киевского и Галицкого. Возрождение православной Киевской митрополии повысило значение Киева как центра всего украинско-белорусского православия. Именно в это время сформировалась традиция величать Киев «вторым Иерусалимом».
Одним из первых так стал называть город в своих посланиях Иов Борецкий. И в это тяжелое время вместе с киевским митрополитом за легализацию возобновления православной иерархии упорно боролись гетман Петр Сагайдачный и запорожское войско. Католики и униаты при всем их негодовании не могли никак воспрепятствовать восстановлению православной митрополии. И хоть папа обратился напрямую к королю с просьбой наказать нового митрополита и епископов, польские власти боялись массового выступления казачества. Над польским королем нависла угроза широкомасштабной войны с Турцией. Такая тяжелая ситуация могла поставить на карту само существование Речи Посполитой. И уже в июне 1621 года казаки на своем совете с участием Иова Борецкого приняли решение выступить на помощь польскому войску против огромной турецкой армии, при условии официального признания Польско-Литовским государством восстановленной православной церкви.
Вскоре 40-тысячное украинское войско во главе с гетманом Сагайдачным, объединившись с польским войском, в сентябре 1621-го остановило турецкое наступление под Хотином. Но эта победа стоила Сагайдачному жизни. И Киевская митрополия таким образом лишилась влиятельного заступника и покровителя.
Вскоре начались гонения и на самого митрополита. Еще в марте 1621 года королевским универсалом его признали шпионом, а униатские епископы начали распространять о нем ложные слухи. В таких непростых условиях православные украинско-белорусских земель, а особенно Киева, тесно сплотились вокруг возглавляемой Борецким митрополии.
Отпор нападкам
Борецкий всю свою жизнь боролся против униатско-католической пропаганды, занимался печатанием православных книг, развитием прямых связей с христианскими центрами Востока. И в условиях ожесточенной травли он прибег к помощи своего литературного дара. Вместе с еще двумя епископами было написано публицистически-историческое произведение под названием «Протестация и благочестивая юстификация». В нем православные деятели обосновывал законность и правомерность восстановления православной иерархии, говоря прямо:
«С Москвой у нас одна вера и богослужение, одно происхождение, язык и обычай». Митрополит Иов с достоинством руководил западнорусской епархией Православной церкви. Он был другом и наставником будущего митрополита Петра Могилы. При его содействии тот принял монашество и согласно завещанию объединил Лаврскую школу с братством Богоявленским, положив, таким образом, начало знаменитой Киевской академии.
В своей борьбе с притеснениями со стороны католиков и униатов православные силы Украины рассчитывали на помощь Московского государства. Между митрополитом Киевским и Кремлем были установлены регулярные контакты и переписка. В 1625 году митрополит Иов обратился к Москве с просьбой о защите, но Русское государство еще не оправилось от потрясений смутных времен, поэтому и не представило необходимой помощи.
Весной 1630 года Борецкий через доверенных послов снова поднял вопрос о переходе сечевого войска под московский протекторат. Однако эти переговоры так и не принесли положительных результатов.
Умер митрополит Иов Борецкий в марте 1631 года. Хотя польское правительство не признало его возведение в сан митрополита, Борецкого похоронили со всеми полагающимися почестями в соборе Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.