На русский язык японское слово «ками» обычно переводят как боги. На самом деле эти существа хотя и обладают сверхъестественными способностями, не совсем боги, а скорее – духи, которые населяют буквально все вокруг.
Известный комментатор японского эпоса «Кодзики» Мотоори Норинага именовал их существами, обладающими исключительными качествами и внушающими трепет. Слово «ками» на древнеяпонском имело несколько значений: «гром», «гроза», «гора», а также «дикий кровожадный зверь» вроде волка или тигра. Тем не менее «путь ками», или «каннагара-но мичи», звучит в переводе как «гармония с вызывающими трепет явлениями природы».
Живут повсюду
Ками олицетворяют как силы природы, так и отдельные детали ландшафта, растения, животных, знаменитых предков и даже сильные эмоции людей – гнев, трепет, радость, восхищение, страх. Японское словосочетание «яоёродзу-но ками» переводится как «восемь миллионов ками». Но на самом деле духов на Японских островах бесчисленное множество, их не сосчитать. Многие из этих ками не только безымянны, но и бесформенны. Они просто есть, и, в отличие от людей, даже самый ничтожный и жалкий ками без имени и формы наделен невероятной силой – как доброй, так и злой, ибо духи пребывают за границей добра и зла.
Из всех природных объектов ками предпочитают горы, покрытые лесами, и стволы деревьев, поскольку вытянутые предметы имеют форму эрегированного фаллоса, то есть уже обладают мощной энергией. Не меньшей силой наделены духи морей и рек, явлений природы, таких как ветра, ливней и грозы, астрономических объектов – солнца, луны, звезд. Японские ками, которых европейцы ассоциируют с богами, занимают верхний этаж мироздания – небеса. Менее могущественные расселились везде, где можно – они могут быть зверями, птицами, рептилиями, насекомыми, цветами, травой, каплями росы, туманом над водой, почитаемыми предками и даже еще живыми соплеменниками. А некоторые ками выглядят как меч, зеркало, драгоценный перстень, дощечка со священным текстом, то есть, по европейским понятиям, как совершенно неодушевленные предметы.
Ками, занимающие верхнюю ступень в иерархии, имеют личные имена. Их-то мы и воспринимаем как японских богов. Первыми в их ряду стоят Идзанаги и его жена Идзанами, которая после родов умерла и тем самым принесла в мир смерть. Идзанаги отправился, как Орфей за своей Эвридикой, в японскую страну Мрака, чтобы вернуть любимую на землю и оживить, но ужаснулся, увидев распухшее мертвое тело. Он тут же заложил вход в гробницу камнями и стал совершать ритуальное омовение, но так яростно брызгался водой, что из капель стали появляться на свет другие ками: дочь Аматэрасу, сыновья Сусаноо и Цукуёми – в нашем понимании богиня Солнца, а также боги Ветра и Луны. Между детьми Идзанаги сразу же началась вражда, которая едва не привела к гибели всех ками и людей. Однажды Сусаноо ворвался в покои Аматэрасу и так ее перепугал, что она укрылась в темной пещере и не желала выходить. Исчезло солнце – на земле наступила долгая ночь. Пришлось другим ками обманом выманивать Аматэрасу из ее укрытия. К тому времени их было уже немало.
Однако безымянных ками намного больше. Они буквально везде. В древности японцы предпочитали с ними не ссориться: ведь то, что они не видели этих духов, не означало, что их нет. Да и сегодня вырубка леса, полевые работы, строительство зданий и сооружений, даже таких как атомные станции или космодром, начинаются с приношения даров местным ками. Японцы в плане веры очень консервативны.
В помощь людям
Ками, конечно, появились задолго до синтоизма, который ведет начало с VIII века нашей эры, когда были написаны два основополагающих текста – «Кодзики» и «Нихонсёки». В первобытном обществе ками считались духами земли, помогающими охотникам и собирателям выживать в дикой природе. Когда появилось земледелие и основной культурой стал рис, важное место заняла ками Инари, а затем божества, приносящие вовремя дождь, питающие и рыхлящие почву, помогающие всходам других сельскохозяйственных культур. Постепенно выработались ритуалы, точное следование которым гарантировало благосклонность ками. Интересно, что позже они почти в точности были перенесены и на почитание первых императоров, кото-рые считались потомками Аматэрасу.
Благодарные люди стали почитать своих ками и строить для них святилища. Там для них создавались некие сакральные объекты, в которых духи могли воплотиться. Поскольку они имеют двойственную природу, их нужно хорошо кормить и оказывать им знаки внимания. Если же люди о ками не заботятся, те отвечают им хаосом и разрушениями. Они даже могут покинуть такое святилище и сбежать в более гостеприимное место. Но если ками довольны и счастливы, они отвечают своим почитателям добрыми делами и заботой. Даже такие ужасные духи, как горибы (ками умерших насильственной смертью). Для тех, кто о них заботился, они становились лучшими защитниками, а для тех, кто их не почитал – карателями, несущими смерть. Сами ками отнюдь не считались бессмертными. Они вполне могли погибнуть, как Идзанами. В этом духи были похожи на людей, которые тоже могли стать ками, поскольку были когда-то рождены этими сверхъестественными существами. Другое дело, что добродетельные и заслужившие всеобщее почитание знаменитости становились добрыми духами, а не упокоившиеся предки – духами мщения, такими же злобными, как змеи и оборотни-лисицы.
До принятия синтоизма ками воспринимались людьми в основном только как грозная сила, способная сеять смерть. Но с IX-X веков отношение к ним изменилось. Божества, конечно, могли обратить гнев против людей, относящихся к ним без пиетета, но теперь они заботились о тех, кто оказывает уважение и приносит хорошие дары. Хорошими дарами с течени-ем времени стали считаться вода, соль, рис, фрукты и саке, а не кровавые жертвоприношения. Помещенная на алтарь пища для ками не пропадает зря: после кормления духов ее с удовольствием поедают все участвующие в обряде. Кроме пищи ками получают в дар ткани или одежду определенного качества и окраса. Для них читают священные тексты – норито, а также устраивают весьма широкую развлекательную программу с плясками, выступлениями борцов сумо, театральными представлениями. Ведь всем известно, что ками очень любят повеселиться.
Храмовые ритуалы
Если радость и развлечения по традиции угодны ками, то смерть и болезнь вызывают у них полное неприятие. Недаром ведь Идзанаги, говорят японцы, так перепугался, увидев разложившееся тело любимой супруги, что тут же убежал. Поэтому в синтоистские храмы не пускают людей с кровоточащими ранами, гнойниками или калек, считается, что это не понравится ками. Не принято у японцев и хоронить в этих храмах покойников, даже знаменитых и уважаемых. Храм создан для почитания ками, которыми за тысячу лет стали многочисленные будды, бодхисатвы, святые даосы, удзигами (родовые и территориальные божества) и икигами, то есть живые ками – титул, который прежде носил только император, а теперь и самые выдающиеся граждане Японии.
Сам храм синто состоит из двух частей – хондэна, там находится алтарь и хранится священный предмет, в котором обитает ками, и хайдэна – помещения для верующих. В некоторых храмах оба зала объединены, в некоторых хайдэн расположен под от-крытым небом, а в качестве жертвенника используется камень или гора, нередко храм выглядит как прямоугольная площадка с воротами – ториями. Каннуси или его помощницы мико проводят четыре ритуала синто – символическое очищение (хараи) с омовением рта, рук и лица храмовой водой; подношение (синсэн) даров, то есть еды, каких-то дорогих дарителю вещей, священных текстов или денег; чтение ритуальных молитв (норито); ритуальный пир (наораи), на который собираются все верующие, съедают и выпивают часть подношений своим ками.
Самыми главными считаются Котоамацуками, которые не имеют ни половых различий, ни телесной формы. Остальные относятся к более низкому разряду – земным духам или же к яоёродзу ками, то есть «бесчисленному множеству» ками. Но все духи почитаются с одинаковой любовью и уважением. И не только в храмах. В традиционном японском доме обязательно имеется алтарь для подношений ками. Обычно он выглядит как полочка, на которой размещают священные предметы и совершают ежедневные подношения. Но главные ритуалы проходят, конечно, в синтоистских храмах. Их много, они разнообразны и привлекают не только верующих, но и толпы туристов.