В сердце Пекина, возле площади Тяньаньмэнь, располагается Запретный город. Это огромный дворцовый комплекс, где некогда жили императоры, а в 1949 году Мао Цзэдун объявил с его ворот об образовании коммунистического Китая.
Сегодня это величественное сооружение в центре старого Пекина называется Гугун, то есть «бывший дворец». Но 100 лет назад комплекс дворцовых построек носил совсем другое название – Цзыцзиньчэн, в переводе – «пурпурный запретный город». Окружен этот город был рвом глубиной 6 метров и шириной 52 метра и стеной из утрамбованной земли и кирпича толщиной 8 метров. С 1420 по 1924 год (когда из дворца выгнали последнего монарха Пу И) за этими стенами жили китайские императоры.
Северная столица
Мы привыкли, что китайские города и дворцы относятся к глубочайшей древности. Достаточно посмотреть на Великую китайскую стену или глиняную армию императора Цинь Шихуанди. По сравнению с этими артефактами Запретный город относительно молод. Мы точно знаем год, когда было завершено его строительство – 1420-й, то есть дворцовому комплексу «всего-то» 602 года. В Европе 600 лет назад шла с переменным успехом Столетняя война между Англией и Францией, в Италии стремительно возвышалась династия Медичи, а в Китае персидский посол Гият ад-Дин Наккаш дивился огромному понтонному мосту через Хуанхэ и описывал удивительной красоты постройки Цзыцзиньчэн в Пекине. 28 октября 1420 года император торжественно переезжает из Нанкина в построенный для него дворцовый комплекс, а город Пекин объявляют новой столицей государства.
Этот дворцовый комплекс с поздними, разумеется, доработками, мы можем лицезреть и сегодня. Пекинские дворцы и строились-то с тем расчетом, чтобы придать городу престижный столичный вид. После свержения монгольской династии Юань стольный город Пекин, который тогда назывался Ханбалыком, то есть «городом хана», потерял всю былую красоту – дворцы монгольских ханов сровняли с землей. Основатель династии Мин Чжу Юаньчжан выбрал главным городом Поднебесной не Пекин, а Нанкин, расположенный на юге.
По китайской традиции столицей становился город, в котором находился император. И в разное время существовало несколько таких столиц. В XV веке главными считались южный Нанкин и северный Пекин (в переводе с китайского «Пекин» и означает «северная столица»). Столица то пребывала в Нанкине, то перемещалась в Пекин. Третьему императору династии Мин Чжу Ди больше нравился Пекин. Но ему недоставало роскоши и лоска. Вот император и затеял стройку века. Строительство дворцов велось с 1406 по 1420 год – комплекс был возведен в кратчайшие сроки. Людей сгоняли на работы со всей страны, в строительстве участвовало более 100 тысяч ремесленников и более миллиона простых рабочих. Постройка получила название Цзыцзиньчэн. Пекинские дворцы императоров были и в самом деле настоящим городом, окруженным крепостной стеной с воротами, которые охранялись стражниками.
Строго по фэн-шуй
Запретный город занимает площадь в 720 тысяч квадратных метров, то есть 72 гектара, и считается одним из самых крупных в мире дворцовых комплексов. Строил это грандиозное сооружение архитектор и инженер Куай Сиань, которому было не более 30 лет, когда император Чжу Ди велел ему приступить к проектированию и возведению пекинского чуда. В качестве прототипа Куай Сиань взял уже существующий дворец в Нанкине, а также древние сооружения династий Тан и Сун.
Куай Сиань вел все проектные работы на основе трактата XI века «Образцы строительства», астрологических расчетов и учения фэн-шуй о пяти элементах – земле, огне, воде, дереве и металле, составляющих первооснову мира. Согласно этому учению, элемент «земля» желтого или коричневого цвета располагался в центре мироздания – поэтому глазированная черепица для крыш Цзыцзиньчэна делалась желтой, а стены дворцов окрашивались в красно-пурпурный цвет, символизирующий не только один из пяти элементов – огонь, но и жизненную силу, здоровье, военную мощь и императорскую власть.
Пурпурным этот императорский «город» именовался не только из-за раскраски, но и потому, что, согласно астрологическим расчетам Куай Сианя, он был земным воплощением небесной «пурпурной» обители императоров – Сыновей Неба. Главной звездой этого небесного сектора в китайской астрологии считалась Пурпурная звезда, которую мы называем Полярной. «Пурпурные небеса», или «Три ограды», располагались на севере звездного неба, и земное отражение этих небес Куай Сиань ориентировал по оси север-юг. Однако прежде чем стать «Запретным городом», Цзыц-зиньчэн считался Цзывэем, то есть обителью, где живет семья Небесного Императора. Ведь земные Сыновья Неба считались в Китае детьми Небесного Императора.
«Пурпурные небеса» делились на три кольца. Первое являлось «оградой» прямоугольной формы, отделявшую императорский двор от простых смертных. В своем земном воплощении она стала глубоким рвом и крепостной стеной с четырьмя сторожевыми башнями и четырьмя воротами, основными из которых были южные Полуденные ворота, или Умэнь, и северные Ворота Божественной мощи, или Шэньумэнь.
От дворцового комплекса «ограда» отделялась Золотым ручьем с мостом и еще одними воротами Тайхэмэнь (Врата Небесного спокойствия) – это второе кольцо. Оказываясь в нем, посетители попадали по мощенной белыми плитами дороге во Внешние дворцы императора – их три: Зал Верховной гармонии, Зал Полной гармонии и Зал Сохранения гармонии, в которых по традиции устраивали приемы для приглашенных к императорам иностранных гостей или знатных вельмож. В Зале Верховной гармонии находился императорский трон, который именовался Троном Дракона. В Зале Полной гармонии император мог немного передохнуть от дел, а в Зале Сохранения гармонии императоры устраивали пиршества, в нем же они принимали экзамены у будущих чиновников. Иными словами, сооружения Внешнего двора считались сугубо официальными, для государственных нужд. Посещать их могли только мужчины.
Напротив, три дворца Внутреннего двора предназначались для личной жизни императорской семьи – это третье кольцо. Вот они-то и были Запретным городом – чужих туда не допускали. Попасть туда можно было, пройдя через Ворота Небесной чистоты, за которыми располагались три жилых комплекса – Дворец Небесной чистоты, где были спальные помещения императора; Дворец Земного спокойствия – там были покои императрицы, и небольшой Дворец Земного и Небесного союза, в котором император уединялся с супругой. Чуть в стороне расположено еще одно здание – Дворец Умственного развития, который первоначально был чем-то вроде кабинета императора, поскольку в нем хранились его печати и архивы, а позже использовался вместо Дворца Небесной чистоты, в котором, из-за его размеров, императоры чувствовали себя неуютно.
Красота китайская
Кроме основных дворцовых сооружений в Цзыцзиньчэне существуют и другие постройки: во «внутренней ограде» за спальным комплексом императрицы находятся шесть дворцов, первоначально располагавшихся в виде триграммы кунь, символизирующей элементы воды и земли, женскую мягкость и незыблемость семейного очага. При реставрации в эпоху императрицы Цыси их конфигурация была несколько изменена. За покоями императора находятся, соответственно, еще шесть дворцов. Все эти сооружения соединены между собой переходами. Всего же в Запретном городе находится 980 зданий разного размера и назначения. Согласно легенде, в них расположено 9999 комнат, а согласно подсчетам музейных работников – 8886.
Запретный город интересен еще и тем, что это редчайший пример старинной деревянной архитектуры. Самые древние сооружения собраны без применения гвоздей – с помощью пазов и шипов. Гвозди использованы разве что для украшения ворот, да й то те гвозди – золотые. Некоторые элементы дворцового декора скопированы с живописных работ старинных мастеров – например, крепостные башни имеют кровлю из 72 ярусов-гребней, точь-в точь как Башня принца Тэна в южном Китае или Башня Желтого Журавля в Ухане. Причудливо извивающийся Золотой ручей окаймлен по обеим берегам изящной оградой. Стены и потолки дворцов покрыты золотыми орнаментами и иероглифами, некоторые здания окружены мраморными террасами, к террасам ведут пандусы, украшенные барельефами, в самих дворцах сохранились предметы быта, которыми пользовались несколько веков назад. Недаром сегодня в Запретном городе действует как постоянная музейная экспозиция, так и тематические выставки, на которых демонстрируются уцелевшие во время культурной революции экспонаты.