Не думайте, что журналы мод были созданы исключительно для женщин. Доказательством тому служит альбом «Альмайн», составленный в конце XVI столетия английским мастером-оружейником Якобом Гальдером. Модели, представленные в этом «журнале», прекрасных дам интересовали мало, а вот кавалеры придворных чаровниц когда-то весьма увлеченно перелистывали его страницы.
Можно сказать, что история этого старинного артефакта началась еще в первой половине XVI столетия, когда король Англии Генрих VIII решил создать особую оружейную «слободку». Дело в том, что монарх был большим щеголем, обожавшим эффектные доспехи и воинские аксессуары. Вот только продукция отечественных мастеров, изготавливавших облачение рыцарей, по качеству заметно уступала товарам зарубежных коллег.
Оружейная «слободка» в Гринвиче
Тогда правитель нанял прославленных оружейников в Италии, Фландрии и Германии и поселил их в Гринвиче (сегодня – один из районов Лондона), который являлся в те годы предместьем английской столицы. И хотя мастера с континента оценивали плоды своих трудов весьма высоко, Генрих очень гордился созданной им «слободкой», которая вскоре стала именоваться Королевской оружейной палатой. А как же иначе, если иноземные умельцы, подстраиваясь под вкус капризного монарха, выпускали лучшую броню в Европе! Так, гринвичские оружейники в совершенстве освоили воронение, золочение и побурение стали, что позволяло им придавать доспехам удивительные цвета и украшать их искусной вязью, а подчас даже создавать облачение рыцаря, один в один похожее на изящную «гражданскую» одежду кавалеров. Кроме того, боевые наряды весили немало (в среднем 35 килограммов), но благодаря мастерству заморских кузнецов владельцы лат почти не ощущали массы панцирей и кирас, так как они идеально подгонялись к телу, выгодно подчеркивая осанку и фигуру заказчиков. Ну или скрывая физические недостатки. И главное – в гринвичских доспехах благородные лорды передвигались… совершенно бесшумно, что было весьма важным критерием в то далекое время. Ведь неслучайно же несколько десятилетий назад мексиканский писатель Луис Сапата Кирос в одной из своих книг подметил: «Для рыцарей было неприлично двигаться в доспехах, гремящих, словно котелки…»
Немаловажным плюсом оружейной «слободки» в Гринвиче было то, что здесь предлагали клиентам не только стандартное стальное облачение, но и своеобразные «гарнитуры». То есть, приобретя такой «набор», благородный покупатель мог по желанию приспособить его для пешего или конного боя, что вовсе неспроста. Ведь чаще всего придворные лорды приобретали доспехи для турниров, во время которых проходили самые разные виды сражений. Купить же два комплекта доспехов мог далеко не каждый. Так, в перерасчете на современный курс за полный комплект гринвичской брони рыцари должны были выложить два (!) миллиона фунтов стерлингов. Что и говорить – соотношение цены и качества!
Двигатель торговли
После смерти короля-модника в 1547 году интерес к продукции гринвичских оружейников заметно угас. Дело в том, что во время правления малолетнего Эдуарда VI и строгой католички Марии Кровавой изящные и безумно дорогие доспехи не пользовались уже прежним уважением. Но все изменилось после воцарения Елизаветы I. Как известно, королева-девственница была большой поклонницей мужской красоты, а потому ее многочисленные фавориты вовсю старались понравиться правительнице и заказывали для этого умопомрачительные наряды. В том числе и облачение для турниров. Вот тогда-то главный оружейник из Гринвича Якоб Гальдер решил составить своего рода «рекламный буклет», который доносил бы до потенциальных покупателей эскизы лучших доспехов, созданных для придворных заказчиков. Таковым и стал «Альмайн», название которого можно перевести на русский язык как «Немецкий альбом».
Сегодня этот старинный артефакт – экспонат Музея Виктории и Альберта в Лондоне, и содержит он 29 эскизов на 56 листах. Однако исследователи доказали, что изначально «буклет» был намного объемнее, вот только с течением веков часть его страниц потерялась. В основном в альбоме сохранились рисунки гарнитуров, созданных для самых знатных клиентов, и эти работы можно считать настоящими произведениями искусства. Однако же есть в нем и так называемые «рабочие шаблоны» – новые модели, которые только ожидали своих заказчиков. Составителем «Альмайна» Якоб Гальдер выступил не случайно. Дело в том, что он был не только искусным оружейником, но и художником, пользовавшимся большим уважением у своих коллег. В 1576 году Гальдер возглавил Королевскую палату в Гринвиче, и под его руководством она достигла пика своего расцвета. Состарившись, великий мастер добровольно оставил ответственный пост, после чего вскоре скончался в 1608 году.
Ради улыбки королевы
«Альмайн» донес до нас имена немногих заказчиков гринвичских оружейников, однако можно сказать, что все они стали клиентами Королевской палаты, борясь за улыбку Елизаветы I. Так, сэр Роберт Дадли, фаворит правительницы, заказал себе шикарные доспехи специально для трехдневного праздника, устроенного им для венценосной возлюбленной в замке Кенилворт. Все это время лорд и королева беспрестанно развлекались на турнирах, охоте и концертах, и, конечно же, хозяин столь грандиозного фестиваля должен был выглядеть просто блестяще.
Но все же, если верить «Альмайну», то самые потрясающие доспехи достались сэру Джорджу Клиффорду, 3-му графу Камберленда, который тоже одно время пользовался благосклонностью Елизаветы. Его рыцарское облачение, которое сегодня хранится в Метрополитен-музее Нью-Йорка, можно назвать настоящим произведением искусства. Оно сплошь покрыто розами Тюдоров, геральдическими лилиями и кельтскими узлами (в те годы – популярнейшее украшение, символизировавшее верность своему монарху). Даже в наш искушенный век латы сэра Клиффорда поражают яркой расцветкой, хотя, по свидетельству «Альмайна», изначально они были гораздо выразительнее, но поблекли от времени.
Ради улыбки королевы
«Альмайн» донес до нас имена немногих заказчиков гринвичских оружейников, однако можно сказать, что все они стали клиентами Королевской палаты, борясь за улыбку Елизаветы I. Так, сэр Роберт Дадли, фаворит правительницы, заказал себе шикарные доспехи специально для трехдневного праздника, устроенного им для венценосной возлюбленной в замке Кенилворт. Все это время лорд и королева беспрестанно развлекались на турнирах, охоте и концертах, и, конечно же, хозяин столь грандиозного фестиваля должен был выглядеть просто блестяще.
Но все же, если верить «Альмайну», то самые потрясающие доспехи достались сэру Джорджу Клиффорду, 3-му графу Камберленда, который тоже одно время пользовался благосклонностью Елизаветы. Его рыцарское облачение, которое сегодня хранится в Метрополитен-музее Нью-Йорка, можно назвать настоящим произведением искусства. Оно сплошь покрыто розами Тюдоров, геральдическими лилиями и кельтскими узлами (в те годы – популярнейшее украшение, символизировавшее верность своему монарху). Даже в наш искушенный век латы сэра Клиффорда поражают яркой расцветкой, хотя, по свидетельству «Альмайна», изначально они были гораздо выразительнее, но поблекли от времени.
Не отставали от отечественных заказчиков и гости Туманного Альбиона. Так, в числе клиентов оружейников Гринвича был и шведский принц, герцог Финляндии Юхан. В Англию этот благородный юноша прибыл с одной только целью: очаровать королеву Елизавету и женить ее на своем старшем брате Эрике. Однако венценосная девственница не спешила связывать себя узами брака, хотя при этом и не отвергала ухаживания настойчивого свата. Чтобы наповал сразить строптивую невесту и затмить ее многочисленных кавалеров, Иоанн заказал у Якоба Гальдера шикарные доспехи. Увы, дорогостоящий наряд не помог шведскому принцу устроить сердечные дела королевы, а потому ему вскоре пришлось вернуться на родину и заняться поисками суженой для брата в других государствах.
Еще одним иностранцем, попавшим на страницы старинного артефакта, стал сэр Горацио Палавичино (Вальдезина). Вот только он не был ни благородным вельможей, ни любимцем королевы. Дело в том, что этот простой итальянский купец и судовладелец проявил себя искусным дипломатом, много и успешно интриговавшим в пользу английского престола. За оказанные «ценные» услуги королева посвятила хитрого проныру в рыцари, и тот, дабы соответствовать новому титулу, приобрел у Гальдера модную броню, благо что такую покупку Палавичино мог себе позволить.
Удивительно, но из многочисленных клиентов Гринвича доспехи для настоящих сражений заказывали разве что единицы. Конечно, идти в бой, облачившись в шлем и кирасу, стоившие как небольшое поместье, отважились бы немногие воители, однако не таким был сэр Генри Ли. Правда, благородный лорд считался мастером Королевской оружейной палаты (и, вполне возможно, титул гарантировал ему определенную скидку) и являлся счастливым обладателем трех стальных гарнитуров. Причем один из них он заказал специально для войны с испанцами, вот только Елизавета, сильно дорожившая своим верным слугой, не позволила сэру Генри рисковать жизнью на поле боя. Дабы лорд не ослушался приказа правительницы, он был отправлен защищать северные границы королевства, на целостность которых в те годы мало кто покушался. Но все же в одной из стычек Ли довелось-таки обновить свою дорогостоящую броню, правда, его оценку «боевого крещения» гринвичской стали история не сохранила.