Всадники, они же кавалеристы, участвовали в войнах. Ямщики гнали по заснеженным просторам тройки с колокольчиками. От хорошего обмундирования лошади зависело все – даже жизнь. Поэтому так нужны были мастера-шорники.
Еще в XIX веке эта профессия считалась весьма востребованной. Ведь ни автомобилей, ни самолетов, ни даже поездов в первой половине того столетия практически еще не было. И главным средством передвижения оставалась лошадь.
Сложная экипировка
За «одежду» лошадей отвечал особого рода мастер – шорник. Это он изготавливал для коня все необходимое: хомут, который надевался на шею и состоял из двух частей – внешней, деревянной, выгнутой по форме, и внутренней, мягкой, сделанной из подушечек войлока, чтобы при движении хомут не натирал шею; постромки – прочные ремни, прикрепленные к хомуту; уздечку, которая плотно облегала морду коня и позволяла им управлять; чересседельник, то есть прочный ремень, который протягивался между оглоблями; удила – железные стержни, которые вставлялись в рот коня; вожжи – длинный сыромятный ремень, который надевался на удила; шлею – еще один длинный ремень, который шел от хомута по всему лошадиному тулову и соединялся с поперечными ремнями; седло, на котором помещался всадник. Словом, конское снаряжение было весьма многообразно и требовалось абсолютно всем лошадям. И изготавливал его именно шорник.
Но почему он так назывался? Среди перечисленных деталей конской «одежды» нет никаких шор! Вообще, шоры – это такие заслонки, прикрывающие глаза. Лошадям они были жизненно необходимы, особенно на войне. Хороший боевой конь обязательно имел шоры. Да и не боевой тоже. Помогали шоры и от пыли. Дороги были в основном грунтовые, а грязь так и летела из-под копыт.
Мастеров, которые делали такие приспособления, и называли шорниками. Первоначально они, вероятно, изготовляли только шоры. Недаром еще век назад существовала другая «лошадиная» профессия – постромщик, то есть мастер, который делал постромки, а еще был римарь – ремесленник, изготавливавший только ремни. Шоры, в отличие от прочей амуниции, могли позволить себе для своего коня только обеспеченные граждане. Так что профессия считалась почти элитной.
Но потом грани между ремеслами стерлись, всех мастеров по лошадиной «одежде» стали называть шорниками. Кроме изготовления глазных заслонок они занимались и всем остальным – седлами, упряжью, дорожной экипировкой и даже обивкой карет.
Индивидуальный пошив
Если человека еще можно одеть, не прибегая к точному обмеру, поскольку одежда изготавливается по типовым размерам, то с конями так не получится. Типовых размеров у лошадей нет. Каждая лошадка – индивидуальность. И свою работу шорники начинали с обмера животного. А потом приступали к изготовлению. Мастера распяливали кожу на специальном приспособлении, чтобы как следует растянуть, потом нарезали из нее ремни необходимой длины и ширины. Из этих полос в основном и изготавливался весь инвентарь. Рабочими инструментами шорника были нож, игла и шило. Ножом нарезались полоски кожи, шилом они протыкалась, толстой острой иглой кожа сшивалась. Работа требовала не только хорошего глазомера, ровного стежка, но и силы – попробуйте сложить кожу в два ряда и прошить.
Никаких швейных машинок и в помине не было. Все делалось вручную. Но зайдите в музеи, где выставлена конская упряжь, и удивитесь, насколько эстетически привлекательны изделия прошлого. Мало того, что стежки ровные, красивые, так еще упряжь отделана множеством пряжек, колец, нередко инкрустирована кожей другого цвета. Хороший мастер-шорник владел не только обработкой и пошивом, он имел навыки в кузнечном деле, деревообработке, мог сшить для лошади попону или сделать ногавки, окрасить кожу в нужный цвет, нанести на нее узор, расшить золотой нитью, обрамить подвесками и много чего еще.
Сегодня, конечно, шорных мастеров остались единицы. Это, безусловно, вымирающая профессия. Однако в московской Академии ремесел существуют курсы шорников, где студентов обучают согласно государственной программе. Разумеется, технологический прогресс сделал овладение ремеслом более легким. Но и современный шорник должен владеть средневековыми рецептами – уметь выделать кожу в «домашних» по сути условиях, использовать для изготовления хомута не синтетические материалы, а натуральные, а при необходимости – перековать лошадь. Думаете, спроса на конское снаряжение сегодня нет? Ошибаетесь! Шорники совершенно необходимы в конно-спортивных клубах и в кинематографическом производстве.