Алла Горская, украинская художница-диссидент, была душой «шестидесятников». Те, кто знал Аллу, утверждали, что ее уничтожила советская система. И только лишь потому, что она была самой собой…
Отец будущей художницы, Александр Валентинович Горский, был одним из основателей советского кинопроизводства. Мама – вдовой красного командира. Но когда Алла родилась (а это произошло в 1929 году), мать работала воспитательницей в детских заведениях санаторно-школьного типа. В 1932 году семья переехала в Москву, а уже через год все оказались в Ленинграде, где отца назначили директором местной киностудии.
Сознательный выбор
Дочь воспитывалась в исключительно русскоязычной семье, а уже на украинский она перешла в сознательном возрасте по зову сердца. Перед молодой девушкой открывались широчайшие перспективы в мире искусства, награды, премии, персональные выставки, зарубежные командировки, но она выбрала путь диссидентки.
В начале Великой Отечественной войны отец Аллы находился в Монголии на съемках нового советско-монгольского проекта «Ленфильма». А жена с детьми оставалась в Ленинграде. Вместе с матерью Алла пережила две блокадные зимы. Потом транзитом через Алма-Ату семья оказалась в Киеве, где глава семейства получил должность директора Киевской киностудии.
Рисовать Алла начала еще с раннего детства. И в 1946 году поступила в Республиканскую художественную школу имени Шевченко. Через два года стала студенткой факультета живописи Киевского художественного института. Училась с охотой, хотя на первых порах было нелегко. Те, кто учился вместе с Горской, рассказывали об ее независимом характере, лидерских способностях, умении организовать людей, открытом и веселом нраве. Она была душой любой компании. Тогда же будущая художница встретила и своего будущего мужа Виктора Зарецкого. Они работали в одной мастерской, вместе путешествовали, создали множество монументальных работ. Летом 1953 года пара поженилась, через год у них родился сын Алексей. Именно в общении со многими молодыми художниками, писателями, поэтами родился стиль Аллы Горской, который никак не вписывался в рамки определенного компартией «соцреализма».
По окончании обучения Алла работала по специальности, создавая произведения станковой и монументальной живописи. С 1955 года супруги несколько лет работали на Донбассе. В 1959 году Аллу приняли в Союз художников. До наших дней дошли монументальные художественные композиции: «Птица Эллады», «Цветущая Украина», «Три богатыря», «Космос».
Возвращение к истокам
В это же время Алла Александровна начала думать и писать на родном украинском языке, у нее появилось желание найти свои родовые истоки. Алла начала глубоко погружаться в изучение культуры украинского народа и его традиций. И неудивительно, что в 1959-1964 годах она вместе с мужем, Василием Стусом, Василием Симоненко, Иваном Светличным организовали в Киеве Клуб творческой молодежи (КТМ) «Современник». Его членами стали Иван Драч, Евгений Сверстюк, Ирина Жиленко, Лесь Танюк. Они проводили творческие вечера, дискуссии, организовывали выставки, обсуждали роль современной молодежи в истории Украины, морально и материально поддерживали друг друга, позднее все они вошли в историю как «шестидесятники». Первый и открытый конфликт Аллы Горской с властью случился в 1962-м в селе Быковня под Киевом. Здесь были обнаружены массовые захоронения жертв НКВД (около 130 тысяч). Горская и ее сторонники направили письмо в горсовет с требованиями немедленно предать гласности все злодеяния преступного режима, но власти сделали вид, что ничего не заметили, а всех авторов письма взяли на особую «заметку». Вместе с тем она стала инициатором возложения цветов к памятнику Тараса Шевченко, которое позднее стало традиционным. Коммунистическая власть все эти мероприятия сочла «инспирацией буржуазных националистов». Горская принимала
активное участие в правозащитной деятельности, была казначеем у активистов, инициативной художнице перечисляли средства не только отечественные сторонники, но и представители диаспоры из Канады и США. Эксперты-искусствоведы отмечали, что все ее творчество как художника было продуктом сопротивления и трудностей. В результате у художницы за ее короткую жизнь пробудился такой колоссальный заряд энергии, остановить который могла только смерть.
Путь на Голгофу
Горская со временем стала борцом за свободу слова и мысли, всегда и во всем отстаивало справедливость.
В 1964-м Алла Александровна вместе со своими друзьями решили организовать к 150-летию со дня рождения Тараса Шевченко витраж под названием «Шевченко. Мать» в натуральную величину. Но партийные боссы гневно ее осудили, обвинив в приверженности к формалистически-вражеской форме. За это всех авторов произведения исключили из Союза художников. После этого события чекисты организовали прослушивание в квартире Горских, вмонтировав аппаратуру из комнаты соседей по коммуналке. А потом начались и массовые аресты среди украинской интеллигенции. За решеткой оказались близкие друзья Аллы. Но она не сдавалась: писала протесты в прокуратуру, ездила на процесс Вячеслава Черновола во Львов, вела переписку с осужденными в лагерях и поддерживала тех, кто возвращался из заключения. А в апреле 1968 года Горская подписала «Письмо-протест 139» вместе с Сергеем Параджановым, Виктором Некрасовым, Василием Стусом, Линой Костенко.
В 1970-м ее вызвали на допрос в КГБ Ивано-Франковска по делу проживающего там диссидента Валентина Мороза. Но Горская отказалась давать показания, кроме того, направила протест в Верховный суд УССР о незаконности приговора Морозу. 28 ноября 1970 года Алла утром отправилась к свекру, который жил под Киевом в городе Василькове. Но в тот день и на следующие сутки домой она не вернулась. Муж Виктор с сыном начали поиски, сразу заявили в милицию.
И только 2 декабря в подвале дома ее свекра обнаружили ее мертвое тело. Скорее всего, причиной смерти стал удар тупым предметом в затылок, нанесенный профессионалом. А виновником смерти Горской тут же «назначили» свекра, 69-летнего старика, который последнее время перемещался с палочкой. Примечательно, что эта версия представлялась самой удобной, поскольку свекра вскоре нашли железнодорожной станции Фастов-2 с отрезанной головой. Объективного следствия по поводу смерти художницы так и никто не проводил.
Похоронили Аллу Горскую 7 декабря 1970 года под при-стальным присмотром КГБ в закрытом гробу на новом кладбище в Берковцах.
Сын Горской и Зарецкого Алексей, который сделал поиск виновников гибели матери делом всей своей жизни, нашел подтверждение причастности к смерти советских спецслужб в рассекреченных архивах.