По утверждению ряда источников, йомсвикинги появились на просторах северных морей в X-XI веках. Кем же были викинги с приставкой «йомс», и чем они отличились от обычных морских пиратов?
Сведения о йомсвикингах запутаны, противоречивы и практически не имеют археологических подтверждений. Упоминания содержатся большей частью в сагах. Это хроники Саксона Грамматика, «Сага о потомках Кнута», «Прядь о Стирбьерне Чемпионе», «Сага о йомсвикингах» и многие другие. Все эти письменные документы датируются XII-XI11 веком, то есть минимум столетием позже описываемых событий.
Вынужденная мера
Термином «йомсвикинги» определялось некое объединение профессиональных воинов. Причины его возникновения определяют по-разному. С одной стороны, родоплеменные отношения, привычные для датских и норвежских морских бандитов, уходили о прошлое, сменяясь феодализмом, монотеизм вытеснял язычество. Неудивительно, что значительная часть викингов относилась к переменам без всякого энтузиазма. С другой стороны, развитие градостроительства сильно осложнило грабеж приморских селений. Теперь приплыть, порубить десяток несговорчивых селян, забрать добро и быстро отчалить не получалось, захват сколько-нибудь значимой добычи часто означал осаду и взятие города. Для этого требовался большой воинский отряд, который за пять минут не сформируешь. А значит, нужна была альтернатива родственным кланам и стихийно сколачиваемым ватагам.
Такой альтернативой и стало военное братство йомсвикингов. Относительно истории его основания источники сильно расходятся. Согласно Саксону Грамматику, крепость, ставшую опорным пунктом йомсвикингов, захватил датский конунг Харальд Симезубый, который затем передал ее вместе с флотом шведскому принцу Стирбьерну. «Сага о потомках Кнута» согласна с этим утверждением, хотя «отцом-основателем» называет самого Харальда. Множество разнообразных саг и прядей поочередно называют создателями и вождями команды воинов-профи Харальда Сиисзубого, Стирбьерна Претендента, Свена Вилобородого, Сигвальда Струт-Харальдссона, Торкелля Длинного, Хеменга.
Подарок от Бурислава
Отдельное место среди всех упомянутых персонажей занимает Палнатоки. Этот легендарный датский герой с острова Фюн, выступивший против Харальда Синезубого и даже одержавший над ним победу, является центральной фигурой «Саги о йомсвикингах». Пожалуй, эта сага наиболее подробно описывает внеклановое объединение скандинавских пиратов. Именно Палнатоки приписывается создание дружины в крепости Йомсборг. Эту крепость подарил братству правитель балтийских славян-венедов Бурислав, пытавшийся таким образом получить сильного союзника.
Современным исследователям так и не удалось составить внятного мнения о месте расположения легендарной крепости. Хронисты, вроде Адама Бременского, помещали ее на побережье Балтики, в устье реки Одер и возводили в ранг величайшего сооружения Европы. По описаниям, к укрепрайону прилагалась искусственная бухта. Ее вместимость у разных авторов тоже колеблется от трех десятков до трех сотен кораблей. Узкий вход в залив перегораживался железными воротами, по некоторым данным, совмещенными с системой шлюзов, и оборонялся башней с катапультами. Защитой с суши служили высокие стены, а кроме того, укрепление со всех сторон окружали территории союзников.
По версии других летописцев, твердыня йомсвикингов размещалась на польском острове Волин. Его необычный рельеф и многочисленные каналы могли служить серьезной защитой от непрошенных гостей.
ЧВК «Конунг и компания»
От рядовой банды пиратов братство йомсвикингов серьезно отличалось тем, что весь уклад его существования регламентировался строгим кодексом. Чтобы попасть в ряды воинской дружины, требовалось соответствовать нескольким критериям. Во-первых, будущему члену команды полагалось быть не младше 18 и не старше 50. Исключение делалось лишь единожды для 12-летнего мальчика, явившего невероятные бойцовские качества. Во-вторых, будущий йомсвикинг должен был на практике доказать свою профпригодность, выдержав схватку с кем-то из действительных членов братства. Бой не обязательно должен был заканчиваться смертельным исходом, но если новичку удавалось убить ветерана, то это только поощрялось.
Отступать с поля боя разрешалось лишь по приказу начальника. Бежав от равного противника, воин покрывал себя позором. Месть за товарища по клану считалась обязательной. При получении плохих новостей йомсвикинг не мог предаваться панике и был обязан сначала передать новость командиру, который решал, обнародовать ее или нет.
Вся добыча сдавалась в общий котел, чтобы быть честно поделенной. Утаивший трофей изгонялся. Любые конфликты и раздоры решались через общий суд. Ни один из братьев не мог без разрешения начальства отсутствовать в крепости более трех дней. Приводить женщин в лагерь строго запрещалось.
Своим покровителем йомсвикинги выбрали Одина. С одной стороны, он был верховным божеством скандинавской мифологии, вождем остальных богов, воинов и королей, с другой – изменчивым притворщиком, способным являться, скажем, в образе нищего карлика. Даже в этом имелся скрытый смысл. Крепость становилась своего рода спартанской Валгаллой. Ее гарнизон составляли равноправные воины-холостяки, почитающие бога Одина, своего вождя, правила братства и ни с чем не связанные другими узами. Это была попытка, не отказываясь от язычества, создать новую систему отношений в воинском формировании взамен устаревающей родоплеменной схеме.
Некоторые исследователи рассматривают йомсвикингов как предтечу зарождающихся рыцарско-монашеских орденов, вроде тамплиеров или госпитальеров, хотя на самом деле братство полумифического Йомсборга больше походит на прообраз ЧВК. После трансформации в серьезную военную силу морских разбойников уже не особо интересовали мелкий грабеж и набеги, теперь они могли за хорошие деньги предложить свои услуги в качестве профессиональных наемников, готовых воевать за любого, кто платит по таксе, вне зависимости от его национальности и веры. И, похоже, на их услуги находился нешуточный спрос.
Реклама на крови
«Каждым летом они оставляли крепость и отправлялись воевать в разные страны, пользуясь там большим почетом, ибо на них смотрели как на великих воинов», – говорит «Сага о йомсвикингах». «В те годы считалось почетным иметь в составе войска викингов из Йомсборга», – вторит ей «Сага о короле Олафе Трюггвасоне».
Йомсвикинги действительно участвовали в больших походах на Швецию, сражались за датскую коалицию при Хьерунгаваге. В 1013 году участвовали в знаменитом скандинавском вторжении в Англию. Упоминания о них регулярно встречаются на протяжении нескольких десятилетий, затем сходят на нет.
Некоторые историки считают, что виной заката могущества йомсвикингов стали смерть Палнатоки и неудача с выбором его приемника. Сигвальд Струт-Харальдссон был прославленным воином, но не сумел найти верной тактики руководства разбойным братством. Законы стали чтить меньше, в крепости появились продажные женщины, начались ссоры, драки и даже убийства. Братство постепенно вступило в эпоху заката.
Хотя есть и другое мнение. Оно утверждает, что ореол славы вокруг йомсвикингов создавался исключительно за счет информационной составляющей. Короли и вожди продолжали считать их грозной военной силой, на деле же герои-наемники проиграли все крупные сражения, в которые только ввязывались.
В битве за шведское владычество, состоявшейся при Фюрисвеллире, полегли почти все йомсвикинги, и Эрик Победоносный взял вверх. Правда, утверждают, что победил он исключительно благодаря сговору с богами. В сражении с норвежским ярлом Хаконом часть армии йомсвикингов под командованием ярла Сигвальда решила больше не драться и ретировалась с поля боя, бросив своих союзников и братьев. В 1000 году йомсвикинги предали нанявшего их Олафа Трюггвасона и переметнулись к его противнику. Даже участвуя в походе на Англию, йомсвикинги в своей обычной манере умудрились сменить сторону.