Ни для кого не секрет, что оружие, которым некогда владели исторические личности, со временем обрастает всевозможными преданиями. Не стал исключением и меч правителя Киевской Руси князя Святослава. Причем к сложению мифов и легенд людей, наделенных буйной фантазией, подтолкнула удивительная находка, сделанная во время строительства Днепрогэса.
В 1927 году на Днепре развернулось грандиозное строительство. Чуть выше города Запорожье, неподалеку от знаменитой Кичкасской переправы, было оставлено течение реки, и строители начали копать огромный котлован. Во время этих работ было сделано немало ценных исторических находок, в числе которых были амфоры, кольчуга, бронзовая посуда и множество древних монет. И это не случайно!
Сокровища со дна реки
Дело в том, что начиная с IX века и на протяжении столетий это место – Кичкасская переправа, описанная еще византийским императором Константином Багрянородным, пользовалось большой популярностью у купеческих караванов. По тем или иным причинам многие торговые суда частенько гибли возле здешних порогов, а их грузы навсегда пропадали в речных волнах.
Но самой знаменитой находкой того времени стали пять дорогих мечей, с бога-то украшенными рукоятями, при которых находился серебряный браслет и некая пластинка, свернутая в трубочку и разрезанная на кусочки. Неудивительно, что один вид оружия вызвал восторг простых советских рабочих. Причем археологу Владимиру Ганченко, надзирающему за раскопками при строительстве Днепрогэса, даже пришлось «ударить по их благородным чувствиям», чтобы уговорить трудяг отдать ему найденные клинки. Позднее оказалось, что мечи эти были выкованы во франкской мастерской ULFBERHT («УЛЬФБЕРТ»), о чем свидетельствовали клейма на их лезвиях. Поистине, это дорогое оружие, созданное из железа наивысшего качества и украшенное серебряными узорами, могло принадлежать только высокородным воинам. Вот тогда-то и было выдвинуто предположение, что владели мечами ближние дружинники князя Святослава Храброго, который погиб на тех самых роковых порогах Днепра. Хотя и не исключалась версия, что один из клинков когда-то принадлежал и самому князю. Увы, времени на изучение находки ученым было отпущено не так много. В 1933 году практически все люди, занимающиеся исследованием находок, были репрессированы, данные их работ отправлены в Киев, а сами мечи были переданы в Днепропетровский исторический музей. Когда же отгремели сражения, оказалось, что ценных экспонатов в экспозиции нет и нашелся лишь один из клинков, хранящийся в фондах.
Последний бой
И все же версию о том, что один из заветных мечей мог принадлежать легендарному Святославу, отбрасывать не стоит. Косвенным доказательством тому служат обстоятельства его гибели у порогов. После неудачного болгарского похода и заключения мира с византийским императором Иоанном Цимисхием правитель Киевской Руси отправился домой. Уже стояла поздняя осень, а потому вернуться по Днепру с ладьями, груженными богатой добычей, не представлялось возможным. Тогда Святослав разделил свою дружину, послав в столицу основные силы под руководством воеводы Свенельда, а сам же с малой дружиной и ранеными воинами остался в Белобережье (территория между устьями Буга и Днепра). Вот только, судя по всему, князь не рассчитывал на такое испытание, так как не успел запасти съестных припасов, а потому зимою в его лагере царил страшный голод. Вот что гласит об этом «Повесть временных лет»; «И пришел Святослав к порогам, и нельзя было их пройти. И остановился зимовать в Белобережье, и не стало у них еды, и был у них великий голод, так что по полугривне платили за конскую голову, и тут перезимовал Святослав». Весной 972 года, как только Днепр очистился ото льда, князь отправился в Киев, вот только у порогов его поджидали печенеги, которыми командовал хан Куря. Дело в том, что этот отрезок Днепра являлся излюбленным местом засад
кочевников, охотившихся за проплывавшими по реке богатыми торговыми караванами. Миновать же бурлящую у камней воду в то время было невозможно, а потому ладьи перетаскивали посуху, чем и пользовались разбойники. Ну а Куря, предупрежденный коварными византийцами, намеренно поджидал Святослава, мечтая завладеть его добычей и богатыми дарами императора. Напав на ослабевших от голода дружинников, печенеги хоть и с трудом, но победили войско храброго князя. В той битве правитель Киева был убит. Известно, что Куря приказал отрубить голову своему поверженному противнику, а из его черепа сделать чашу. Этот обычай был у многих тюркских народов, ведь считалось, что тому, кто пил из такого кубка, переходили мужество и сила его врага. Вероятно, таким образом хан печенегов отдавал должное доблести Святослава, тем самым почтив его память.
Жертва богам
Не исключено, что в пылу сражения умирающий князь уронил свой меч в воды реки, которая укрыла от врагов его оружие. Вот только даже выкованный из самого лучшего железа, но ничем не защищенный клинок вряд ли мог бы сохраниться в воде почти тысячу лет. Некоторые исследователи считают, что такое возможно, только если лезвие меча застряло в теле поверженного им человека и оружие вместе со своей жертвой опустилось на дно реки. Но как же тогда быть с находкой при строительстве Днепрогэса? А вот здесь существует сразу несколько версий, объясняющих их замечательную сохранность. Так, первая из них гласит, что найденные в Днепре мечи – это товар, который везли купцы на продажу. Ведь изготовлены они были на берегах Рейна, ну а потом, судя по всему, проданы постоянному «оптовому» покупателю, который решил их с выгодой сбыть в русских землях. Поэтому эти клинки находились в ножнах и были тщательно упакованы, что и уберегло их в водах Днепра. Об этом говорит описание оружия, составленное вскоре после его находки. На навершии одного из мечей сохранились ворсинки шерсти, предположительно останки ножен, истлевших в воде за долгое время. Можно предположить, что на купцов, везущих драгоценный груз, напали разбойники во время переправы через пороги и тюк с товаром упал в воду при грабеже и покоился на дне десять столетий.
Согласно другой версии, мечи – это своеобразная жертва богу реки за удачную переправу. Что и говорить, миновать подводные камни при сильном течении – дело непростое, даже при отсутствии разбойничьей засады. А потому долгое время существовал обычай бросать в реку дорогие вещи, как бы благодаря ее властителя за его благосклонность. Таким предметом для каждого воина, безусловно, был меч, тем более дорогой и богато украшенный. Естественно, презентовался клинок в ножнах, которые сами подчас являлись настоящим произведением искусства. И в этом случае ни один из клинков со дна Днепра не мог принадлежать князю Святославу, так как для жертвы отбиралось особое оружие, владельцы которого, скорее всего, погибли в одном из сражений. Отчасти эту гипотезу подтверждают и мелкие выщербины на трех мечах, найденных в 1928 году, что указывает на то, что клинки не были новыми и уже успели побывать не в одной битве. И как бы там ни было, а обе эти версии подтверждают, что мечи, найденные в 1928 году, не имеют никакого отношения к правителю Киева.
Однако в 2011 году эта история получила неожиданное продолжение. Сергей Пьянков, проживающий в городе Запорожье, неожиданно выловил из реки меч, «принадлежащий Святославу Хоробре», «клюнувший» на его спиннинг. Причем рыбак наотрез отказался продавать свой «улов» коллекционерам и передал его в Музей истории запорожского казачества. После этого археологи тщательно обследовали дно Днепра в районе заветной находки, вот только больше никаких артефактов ими найдено не было.