Иногда, желая подчеркнуть удаленность или труднодоступность какой-либо местности, люди говорят: «Тьмутаракань какая-то». А между тем было время, когда этим необычным словом обозначалось вполне определенное место – Тмутараканское княжество.
БИТВЫ ЗА КРЫМ
Тмутараканское княжество находилось не где-то в невообразимой дали, а в районе современного Керченского моста.
Южное побережье Крыма и Таманский полуостров еще в античную эпоху облюбовали древние греки, основавшие там целый рад своих колоний. Со временем эти колонии оказались во власти Римской империи, а затем достались по наследству Византии. Когда пришли хазары, византийцам удалось отстоять большую часть своих крымских владений, но в IХ веке для них возникла новая угроза – славяне. По имеющимся сведениям, славяне появились в Крыму около двух тысяч лет назад, но долгое время не играли какой-либо значимой роли в жизни населявших полуостров народов.
Впервые славяне заявили о себе в начале К века, когда их князь Бравлин захватил город Сущею, современный Судак. По другим данным, он покорил также Херсонес Таврический и Керчь, подчинив себе все южное побережье Крыма.
О самом князе достоверно известно лишь то, что он пришел со своей дружиной из Новгорода. Последнее не означает, что он явился в Крым именно с берегов озера Ильмень, потому что в те времена городов с таким названием на землях, заселенных славянскими племенами, насчитывалось не менее десяти. Два из них стояли на Дунае: один – на территории современной Венгрии, другой – в Болгарии; а еще три находились на побережье Черного моря.
Крымский полуостров был хорошо известен не только южным славянам, но и на Руси. Потому что мимо Крыма неоднократно, начиная с 864 года, проплывали корабли русов, направлявшихся из Днепровского лимана через Керченский пролив и Азовское море в набеги на богатые города Каспия.
Несомненно, уже тогда они могли оценить всю значимость хазарского города-порта Самкерца, расположенного на западной оконечности Таманского полуострова и запиравшего вход в Керченский пролив. Точно так же, как и крепости Саркел, контролировавшей нижнее течение Дона.
Поэтому неудивительно, что русы стремились взять эти города под свой контроль. Во всяком случае, по договору 944 года с Византией князь Игорь обязался защищать так называемую «Корсуньскую страну» от черных булгар, кочевавших в Приазовье. Корсунем русские называли Херсонес Таврический, и если бы Игорь не имел в Крыму никакого влияния, то почему он должен был бы его защищать?
В 965 году сын Игоря, Святослав, сокрушив Хазарский каганат, взял штурмом Саркел и Самкерц, но сохранил их укрепления и, судя по всему, оставил в них свои гарнизоны. Хотя после неудачного похода на Византию и гибели князя-воителя Киеву пришлось отказаться от «Корсуньской страны», завоевания Святослава в Приазовье стали основой для нового княжества.
БЕЛЫЕ ПЯТНА ИСТОРИИ
История Тмутараканского княжества имеет своего рода белые пятна. Скажем, официальной датой его образования считается 988 год, когда киевский князь Владимир Святославич заключил с Византией договор, по которому Русь получила часть Крыма и приазовских земель.
Однако ряд исследователей полагают, что отсчет правильнее было бы вести с похода Святослава, так как именно после этого русичи стали активно расселяться по всему Крыму.
Нет единого мнения и по вопросу о сроках существования Тмутараканского княжества. Последнее упоминание о нем в русских летописях относится к 1094 году, когда князь Олег Святославич уехал оттуда в Чернигов. Однако арабский географ аль-Идриси писал о Тмутаракани и гораздо позднее – в 1159 году.
Что же касается русского населения в Крыму, то оно в массовом порядке стало покидать его только после битвы на Калке (1223), когда нависла угроза монгольского нашествия.
Открытым остается также вопрос о границах Тмутараканского княжества. Обычно на исторических картах оно обозначается в виде сравнительно небольших территорий на Таманском полуострове, в восточной части Крыма и – в значительном удалении – вокруг крепости Саркел, которую русские называли Белая Вежа. В то же время известно, что княжество контролировало Нижнее Подонье, Прикубанье, Нижнюю Волгу и, соответственно, торговые пути в Черное и Каспийское моря, являясь важным южным форпостом Древнерусского государства.
Возможно, уточнить границы Тмутараканского княжества позволят будущие археологические исследования, но уже и без того известно, что крепость Саркел, к примеру, русские удерживали в своих руках вплоть до 1117 года. Трудно представить, что это удалось бы им в полной изоляции, посреди Дикого поля, в окружении половецких орд.
ОБРАЗЦОВЫЕ КРЕПОСТИ
Столицей Тмутараканского княжества стал хазарский город Самкерц. Византийцы называли его Таматарха, а русские – Тмутаракань.
Расположенный на острове в дельте Кубани, город имел удобную гавань со стороны Керченского пролива и являлся важным торговым портом. Аль-Идриси описывал Тмутаракань как большой город с мощеными улицами и множеством жителей. На его рынки съезжались купцы из самых отдаленных стран.
Многие здания местной знати были покрыты каменной или мраморной облицовкой. Город защищала мощная крепость, построенная еще хазарами. Ее стены толщиной более семи и высотой около 16 метров, сложенные из сырцового кирпича, русичи укрепили прочной каменной кладкой, разрушить которую смогли только монголо-татары в XIII веке.
Другим крупным городом княжества был Корчев (современная Керчь). На языке русичей слово «корча» означало кузницу. В городе действительно было развито кузнечное дело и налажено производство оружия и других металлических изделий.
Город вырос вокруг крепости Боспор, построенной в VI веке византийским императором Юстинианом I. В отличие от хазарского Самкерца стены Боспора были сложены из «плинфы» – очень крепкого и дорогого обожженного кирпича. В стенах имелись проходы для воинов. По сути, Боспор был одной из самых мощных каменных цитаделей тогдашнего мира.
Неподалеку от Корчева русские построили город Руска, известный по письменным документам, но еще не открытый археологами. В договорах XII века, заключенных между византийцами и генуэзцами, он упоминается как равный по значимости Тмутаракани.
Довольно спорным является вопрос, входил ли в состав Тмутараканского княжества Сурож, современный Судак. О том, что в городе проживало немало русских, в том числе и купцов, свидетельствуют находки археологов, а его значение как важного центра торговли было таково, что в те времена славяне называли Черное море Сурождким. По всей видимости, какое-то время город считался владением Византии, но контролировался тмутараканскими князьями.
На северных рубежах княжества находилась крепость Саркел, или Белая Вежа, также построенная из обожженного кирпича византийцами по заказу хазарского кагана. Расположенная на высоком мысе, омываемом водами Дона, и отделенная от берега глубоким рвом, она имела стены высотой около 10 метров и несколько линий обороны, но устоять под натиском дружины князя Святослава все же не смогла. Зато потом в течение полутора веков верой и правдой служила тмутараканским князьям.
К слову сказать, укрепления Киева в те времена представляли собой всего лишь земляной вал с бревенчатыми стенами и башнями. Поэтому, вполне возможно, Тмутараканское княжество с его мощными крепостями, расположенными на пересечении важных торговых путей, ожидала бы более завидная судьба, если бы не гибель Святослава, разрушительные набеги степняков и княжеские междоусобицы на Руси.
Увы! Сначала нахлынувшие в Северное Причерноморье половцы отрезали Тмутаракань от остальных русских земель. Затем, после смерти Ярослава Мудрого, на Руси начался период раздробленности, и киевскому престолу стало уже не до Тмутаракани. Самое отдаленное русское княжество было фактически брошено на произвол судьбы.
СМЕРТЕЛЬНЫЙ ПОЕДИНОК
Кто же правил Тмутараканским княжеством? Первым князем был Мстислав, сын Владимира Святославича, крестителя Руси. Получив от отца не самый завидный удел еще ребенком, он прибыл в Тмутаракань с одной лишь дружиной и правил там в течение 34 лет. За это время ему удалось создать сильное княжество с многонациональным населением, состоявшим из греков, хазар, алан и касогов.
Мудрый политик Мстислав был еще и первоклассным бойцом, одолевшим в смертельном поединке касожского князя Редедю, славившегося большой физической силой. По заранее оговоренным условиям победитель получал все, поэтому без лишнего кровопролития касоги, обитавшие в Прикубанье, стали платить Мстиславу дань, а он построил в честь своей победы церковь Богородицы, фундамент которой сохранился до наших дней.
Мстислав выдал свою дочь Татьяну замуж за одного из сыновей Редеди, и некоторые русские дворянские роды – Хабаровы, Образцовы, Лаптевы, Ушаковы – ведут родословную от касожского князя.
Решительный и смелый Мстислав не раз водил полки в сражения и получил прозвище Храбрый, но в 1036 году погиб на охоте. После его смерти княжеством долгое время управляли присылаемые из Киева наместники и сыновья киевских князей.
Местное население постепенно перестало обращать внимание на частую смену правителей. К тому же в разных городах население было различным как по национальному составу, так и по культуре. Поэтому неудивительно, что в 1064 году не имевший своего удела князь Ростислав, пришедший из Новгорода с небольшой дружиной, выгнал из Тмутаракани Глеба, сына киевского князя Святослава, при полном безразличии к этому со стороны горожан.
Глеб обратился за помощью к своему отцу. Тот выслал войско, Ростислав благоразумно удалился из города, а когда киевские ратники ушли, вернулся обратно и вторично изгнал Глеба.
Несмотря на склонность к авантюрам, Ростислав оказался талантливым управленцем. Он усилил княжество настолько, что это встревожило византийцев. Подосланный ими начальник херсонесского военного отряда сумел войти в доверие к Ростиславу и во время застолья подсыпал ему в вино яд. Через неделю Ростислав умер, а отравителя, не делавшего из своего злодеяния большой тайны, возмущенные херсонесцы забили камнями.
Князья-изгои
С тех пор Тмутараканское княжество стало своего рода пристанищем для лишенных уделов князей-изгоев.
В 1076 году после смерти киевского князя Святослава его сын Роман был изгнан из Киева и отправился в Тмутаракань. Через год туда же прибыл его двоюродный браг Борис. Вскоре к ним присоединился родной брат Романа – Олег, мечтавший вернуть себе свою черниговскую вотчину захваченную его дядей Всеволодом, родным братом нового киевского князя Изяслава. Олега поддержал Борис, и с нанятыми половецкими ордами братья пошли на Чернигов и изгнали оттуда Всеволода. Тот призвал на помощь Изяслава.
В ожесточенном сражении у села Нежатина Нива дядья победили племянников, но при этом погибли Изяслав и Борис.
Олег бежал в Тмутаракань, и на следующий год за дело взялся Роман. С половецким войском он выступил против Всеволода, но тот сумел договориться с половцами. Они вернулись в степи и на обратном пути убили Романа. Тогда же при не вполне ясных обстоятельствах хазары (так их называет летопись) Схватили Олега и отвезли в Константинополь.
Вскоре в столице Византии вспыхнул мятеж варяжской гвардии. Неизвестно, имел ли к нему какое-то отношение Олег, но после этого он был сослан на остров Родос и провел там несколько лет После очередного государственного переворота новый византийский император вернул Олега в столицу, женил на знатной гречанке и помог ему вернуться в Тмутаракань.
Там уже правили такие же, как и он сам, князья-изгои Давыд и Володарь. При поддержке византийцев Олег изгнал их из города, казнил своих обидчиков-хазар и занял княжеский престол. Одиннадцать лет его правления стали для княжества периодом наибольшего расцвета.
Оживленная торговля с русскими . землями, Византией и Северным Кавказом приносила немалый доход, что позволило Олегу чеканить собственную монету. А ведь, кроме Тмутаракани, монетные дворы на Руси были только в Киеве и Новгороде.
У подвластных ему народов Олег пользовался значительным авторитетом, и некоторые исторические источники называют его каганом. Но все же ему хотелось большего. И когда умер ненавистный дядя Всеволод, Олег с помощью половцев все-таки вернул себе черниговский престол. Считается, что после этого он навсегда покинул Тмутаракань, но есть основания полагать, что он сохранял власть над этим княжеством до самой своей смерти в 1115 году.
ЗАЧЕМ ГЛЕБ МЕРИЛ МОРЕ?
Нужно сказать несколько слов и о Глебе Святославиче. Этот князь правил в Тмутаракани недолго, но оставил о себе память в виде сохранившегося по сей день так называемого Тмутараканского камня. Это мраморная плита с надписью о произведенном в 1068 году измерении расстояния между Тмутараканью и Керчью («Глеб князь мерил море», – говорится в летописи).
Расстояние, указанное на камне, – 14 тысяч маховых сажень. Это в точности соответствует расстоянию от тмутараканской церкви Богородицы (от нее остался фундамент) до церкви Иоанна Предтечи в Керчи (стоит и поныне). Остается загадкой, каким образом князю Глебу удалось точно измерить это расстояние тогда, тысячу лет назад.
Дело в том, что характер местности в том районе не позволяет установить по строго прямой линии видимые ориентиры между обоими объектами, а необходимых геодезических приборов в те времена просто не существовало. Но даже если и имелось какое-то их подобие, то требовалось еще и знание тригонометрии.
Математиков, способных произвести соответствующие вычисления, в XI веке было не так уж много, и жили они в основном в Венеции и Константинополе. Поэтому трудно предположить, что какой-то из этих ученых мужей случайно оказался на берегах Керченского пролива и помог Глебу в его довольно странной затее. А намеренно выписывать из столицы Византии высокооплачиваемого специалиста только для того, чтобы узнать расстояние между двумя храмами, князь вряд ли стал бы. Да и вообще: зачем ему понадобилось узнавать это расстояние? Или мы чего-то не знаем о возможностях наших далеких предков?