Известно, что самыми передовыми и успешными мореходами на Средиземном море были финикийцы. Обосновавшись на узкой полосе юго-восточного побережья, они колонизировали практически весь юг Средиземноморья и острова. Известны их прекрасные города-Тир, Карфаген, Библ. А вот не менее прекрасная Сабрата оказалась забытой…
Финикия никогда не была единым государством. Скорее, это было созвездие прибрежных городов, каждый из которых управлялся собственным царем.
Главной статьей дохода финикийцев была морская торговля. Финикийскому флоту в ту эпоху равных не было. Их прочные 30-метровые корабли из ливанского кедра, снабженные килем, мачтой и прямым парусом плавали на большие расстояния – вплоть до Испании и Британских островов. Торговали финикийцы тканями из шерсти и льна, изделиями из драгоценных металлов, кости и стекла, кедром и пурпуром, а импортировали олово, свинец, серебро и рабов. Но главным богатством была, конечно, земля. Высадившись на средиземноморском берегу, в удобной бухте, финикийцы возводили свои города. К IX веку до нашей эры их было никак не меньше 300. На расстояние 100 км от упомянутого Карфагена располагались три финикийских города – Лептис-Магна, Эя, Сабрата, или, как их называли греки – Триполис.
На земле берберов
Самым древним из этих городов была Лептис-Магна или Лептис-Мегале («Большая Лептис» в отличие от расположенной в Тунисе Малой Лептис), основанная еще в 1100 году до нашей эры, то есть за 3 века до появления Карфагена. К VII веку до нашей эры небольшое поселение превратилось в мощный город, который смог противостоять греческой экспансии в VI веке до нашей эры и сохранил независимость даже после включения его в состав Карфагенского государства. Эя, известная также как Триполи, возникла в VII веке до нашей эры. Она оказалась слабее Лептис-Магны и попала под власть греков из Киренаики, но затем была отбита карфагенянами. Третьим городом была Сабрата, основанная выходцами из Тира в VII-VI веках до нашей эры. Первоначально Сабрата была незначительной финикийской факторией, откуда уходили торговые караваны во внутренние районы Африки. В V веке до нашей эры город был завоеван Карфагеном.
Сабрата была самым западным из триполитанских городов и находилась в 70 километрах от современного города Триполи на берегу залива Большой Сирт. Располагалась она на земле берберов, вынужденных уступить финикийцам свою территорию. И даже имя у этого города было берберское. Грекам Сабрата была известна как Абротон. Под таким названием финикийский город упоминается в греческих морских периплах (литература, описывающая морские путешествия и морские плавания вдоль берегов). Древняя Сабрата была небольшим городком с кривыми улочками, от нее, по сути, кроме мавзолея Беса и древних жертвенников, мало что сохранилось.
После разрушения Карфагена в 146 году до нашей эры Сабрата входила в состав Нумидийского царства, но после поражения и казни нумидийского царя Югурты в 105 году до нашей эры город попал под власть Рима, хотя сохранил полунезависимое положение. В 46 году до нашей эры Сабрату включили в состав римской провинции Новая Африка, а в 27 году до нашей эры – провинции Африка. Город стал застраиваться по римским правилам – с севера на юг. Вот от этого времени-то и сохранилась большая часть археологических памятников Сабраты.
Под защитой Рима
Сабрата к началу II века уже ничем не отличалась от провинциальных римских городов. В ней имелись Капитолий, форум, курия, прямые улицы, храмы, термы, театр и амфитеатр, роскошные дома знати. Африканская торговля была в ту эпоху значимой статьей дохода для Римской империи. Купцы Сабраты привозили в метрополию зерно, рабов, слоновую кость. Недаром в римской Остии сохранились мозаики с изображением слона и упоминание сабратских торговых кораблей.
При императоре Адриане город получил статус римской колонии. В связи с этим на форуме в Риме появился памятник Сабрате. А в самом городе при Антонине Пии появился фонтан Флавия Тулия. Но наибольшего расцвета город достиг при Септимии Севере, который был родом из соседней Лептис-Магны. Именно ему Сабрата обязана возведением храма Либер Патеру – семейному божеству Северов, покровителю виноделия, культ которого был широко распространен по всей Ливии. Именно при Септимии Севере Сабрата выросла в размерах почти вдвое и пережила на- стоящий строительный бум. И если прежде общественные здания строились в основном из песчаника, то при этом императоре появились сооружения из мрамора. Не каждый провинциальный город мог себе такое позволить. Септимии Север о своих африканских земляках не забывал и в Риме.
К римской эпохе относятся также храмы Геркулеса, Осириса и Исиды. Если Геркулес (Геракл) был героем европейского античного мира, то культ Исиды и Осириса был привнесен из Египта и быстро распространился по всей империи. Но в Сабрате поклонение египетским богам не выглядело экзотическим, ведь Египет находился совсем рядом. Однако самым значимым зданием того времени считается римский театр, раскопанный итальянскими археологами в 1927 году.
Театр вмещал до 5000 зрителей (больше, чем Мариинка – 1625 мест) и располагался в восточной части города. Задняя стена театра была трехэтажной и имела вид улицы с колоннадой и множеством входов и выходов. Полукруглая сцена с подиумом была украшена нишами с барельефами, изображающими танцующих актеров, богов и богинь, в том числе Фортуну и Немезиду, нимф и муз, Геракла в шлеме, женщину с рогом изобилия в руке, символизирующую Сабрату, вооруженную женщину в одежде амазонки, окруженную легионерами и символизирующую Рим, жрецов, приносящих в жертву молодого быка, – 15 мифологических сюжетов и аллегорий. Сцену полукругом окружали несколько ярусов каменных скамей и трибуны для знати. Диаметр сооружения достигал почти 93 метров, ширина сцены была около 43 метров, глубина – почти 9 метров. Под сценой находилось помещение для манипуляции декорациями, а также система водоотвода. Словом, сабратский театр был сооружен по последнему слову тогдашней техники. Археологам удалось реконструировать его из груды песка и кирпича…
Конец прекрасной эпохи
С концом римской эпохи пришел и конец расцвету Сабраты. Впрочем, начало конца относится еще к 365 году, когда произошло одно из страшнейших землетрясений. А потом начались набеги гетулов и австорианов, смерчем прокатившихся по всей Триполитании. Римский наместник ничего сделать не мог, Сабрата была завоевана, разрушена, но буквально через несколько лет восстановлена из руин. Покой длился недолго. Не прошло и столетия, как на Сабрату напали вандалы, которые создали в Северной Африке собственное королевство. Рим ничем уже не мог помочь. И город стал приходить в упадок.
Ненадолго былая жизнь вернулась в Сабрату, когда ее освободили византийские войска Юстиниана Великого. Западную часть города обнесли стеной. В Сабрате построили пару христианских базилик и назначили епископа. Но былое величие вернуть так и не удалось. В VII веке сюда пришли арабские племена, исповедующие ислам. Обосновались они в бывшей Эе, которая теперь называлась Триполи. В соседней Сабрате никакой нужды не было. И она перестала существовать. Арабские географы, правда, упоминали крепость Сабру даже в XIV веке, но это была мертвая крепость. Античные руины. А рядом с руинами располагалась небольшая ливийская деревня. Ее жителей бывшая Сабрата интересовала как место, где можно найти камень для строительства.
В 1921 году в Сабрату пришли итальянские археологи, поскольку Ливия считалась итальянской колонией. С приходом к власти Муссолини интерес к античному прошлому стремительно возрос, и Сабрату систематически раскапывали и реставрировали вплоть до начала Второй мировой войны. В 1937 году во время визита в Ливию Муссолини на сцене реконструированного театра Сабраты для диктатора был сыгран «Царь Эдип» Софокла, а на итальянских почтовых марках появилось изображение этого античного памятника. После войны город исследовался уже британскими археологами. Итогом этих работ стало создание музеев под открытым небом, один из которых демонстрировал финикийские древности, другой – памятники римского времени. А в 1982 году Сабрата попала в список культурного наследия ЮНЕСКО.