Петр I, как известно, прорубил окно в Европу. Последующие государи, примеряясь к славе Петра, тоже совершали великие дела, особенно преуспевая в завоеваниях новых земель. Так, при Екатерине II в государстве Российском оказались Польша и Крым. С соответствующими местными этносами. И с тамошними иноверцами, так называемыми субботниками, которые быстро нашли в России единомышленников…
К концу XVIII века с легкой руки государыни Екатерины в отечестве оказались евреи из Польши и караимы из Крыма. Религиозная политика императрицы вообще-то грешила непостоянством.
Церковные диссиденты
Почитательница Вольтера и Дидро поначалу решила ослабить православную узду, поскольку с оказавшимися в составе России народами надо было найти общий язык. Пришлось сделать послабления неправославным конфессиям, а также магометанам, буддистам и иудаистам. Оказавшись на престоле, она отобрала у православной церкви землю с монастырскими крестьянами, а на польской территории уравняла в правах католиков, протестантов и православных. В Россию повалили немецкие лютеране, которым разрешили строить кирхи, «понаехали» отцы-иезуиты, запрещенные во всем католическом мире, мусульманам учредили духовное собрание и напечатали Коран на арабском языке, евреям дали местное самоуправление и возможность открыто исповедовать иудаизм – словом, наступила едва ли не полная свобода вероисповедания. Так, бурятские буддисты в знак особой благодарности даже признали императрицу воплощением бодхисаттвы Белой Тары.
Однако под рукой «матушки-императрицы» имелись и другие православные, понимавшие вопросы веры несколько иначе, чем официальная православная церковь. Это были «недорезанные» при прежних государях старообрядцы, которым поначалу даже разрешили вернуться из-за границы, куда им удалось в свое время бежать. Более того, им дали землю на Иргизе, разрешили строить храмы и монастыри, иметь собственных священников. Но прошло чуть-чуть времени – и ловушка захлопнулась.
Государыня решила, что это лишнее, и послала войска стереть с лица земли и староверов Иргиза, и их единомышленников из Малороссии, и общины скопцов из Орловской губернии.
И вдруг оказалось, что отечественные православные не совсем-то и православные. Как из небытия в южных губерниях России стала воскресать средневековая ересь жидовствующих, в которую пытался обратить великого князя Ивана III и весь его московский двор некий еврей Захария из Каффы. А при Екатерине в государстве появилось много новых людей, объяснивших им, что некогда из Святой земли бежали от римлян толпы евреев, которые смешались с местными жителями на юге будущей России. И была у них правильная вера – иудейская, которую и хотел донести до всего человечества пророк Иисус, но римляне его убили. А потом обвинили в его смерти евреев, превратили Иисуса в Сына Божьего и создали церковь, построенную на Его крови.
Евреи славянского происхождения
И крестьяне юга России все больше убеждались, что они могут быть потомками переселенцев из Палестины. И постепенно «обратившиеся» стали соблюдать религиозные предписания иудаизма. Уже после смерти Екатерины архиепископ из Воронежской губернии в ужасе сообщал, что на вверенных ему землях Бобровского и Павловского уездов обнаружена иудейская секта, созданная еще в 1796 году еврейскими эмиссарами. И его православные подопечные вместо того, чтобы почитать Бога по церковным правилам, совершают отвратительные еврейские обряды: обрезают младенцев мужского пола, соблюдают Шаббат, следуют практике иудаизма при заключении браков и разводах.
В тот момент на троне уже сидел Александр I, который считал себя большим либералом. Он знал, как обстоят дела на этом юге. Там с XVI века с большим или меньшим успехом действовали секты молокан, которые тоже строили жизнь по иудейскому образцу. Так что еще одна секта иудейского толка его не впечатлила. Тем более что новообретенная секта не злоупотребляла спиртным, не буянила в кабаках, не блудила, а напротив, вела честную трудовую жизнь. Да и было сектантов не более 500 человек.
Однако власти все же подстраховались. Не положено православным людям отрицать установления церкви. Тем более, что к 1806 году число субботников в тех двух уездах Воронежской губернии удвоилось, а к 1818 году возросло в 6 раз. Да и, как оказалось, свои сектанты имеются и в Тамбовской, Орловской, Саратовской и Тульской губерниях. А Тула – она почти Москва. Вскоре они появились и в самой Москве. Против субботников начались гонения…
Гнать и гнобить
Субботники ответили на гонения челобитной к царю и петицией в Синод, требуя объяснений, по какой причине их преследуют, если они потомки иудеев и исповедуют веру отцов. В 1818 году то же самое заявили субботники и на допросах у архиепископа. И оказалось, что их довольно много.
Александру решил положения не усугублять. Хотят быть евреями – пусть будут. Но не отменил платить десятину православной церкви, запретил принимать к себе раввинов и проповедовать учение открыто. Однако незадолго до смерти императора Сенат решил покончить с субботниками раз и навсегда: наиболее активных из них отправили рекрутами на 25-летнюю службу или сослали в Сибирь. Чем оказали, разумеется, распространению учения огромную услугу. Теперь к регионам, ознакомленным с истинным происхождением славянского народа, присоединилась и Сибирь – Иркутская, Тобольская, Енисейская губернии. При Николае I меры были ужесточены. Сибирь приняла новых арестантов, другие были отправлены на войну с горцами в Закавказье, некоторые бежали подальше от властей и растворились среди местного населения, но не исчезли. Везде они оставляли семена своей веры. Правда, не везде эти семена взошли.
Интересно, что во время гонений на них пострадали и настоящие евреи. Тех сразу определили в ответственные за обращение православных мужиков з иудаизм. И очистили все регионы.. где были замечены субботники, от иудеев. Однако и после этого субботника от своего иудаизма не отвратились. А соседи, православные тоже уверовали, что субботники – иудеи по рождению. И когда в Российской империи началась волна погромов, отечественные субботники пострадали не меньше, чем братья по вере. К тому времени уже оформился раскол внутри субботников.
Одни исповедали иудаизм по образцу евреев ашкенази, характерный для западной части страны и Польши. Они ничем не отличались от этнических евреев, даже говорили на идиш. Другие взяли на вооружение караимский иудаизм, сложившийся в Крыму.
Только в 1905 году, во время Первой русской революции, царь отменил преследование субботников. Но те отлично знали, что после затишья может грянуть буря. И около 3 тысяч человек (считая вместе с молоканами) покинули эту негостеприимную страну в период с 1905 по 1914 год и эмигрировали в США. Там, вопреки ожиданиям, их встретили не с распростертыми объятьями. Для тамошних иудеев они были «гоями». И понятно почему: говорили эти «потерянные иудеи» на чистом русском языке.
Революцию 1917 года субботники из Воронежской губернии встретили с восторгом. Они тут же заняли помещичьи земли и основали там два больших села – Ильинки и Высокое. В советское время там была организована сельскохозяйственная коммуна, а потом колхоз. Туда до начала 1930-х годов любили возить западных журналистов . Однако перед войной синагогу вдруг закрыли и стали бороться с чужеродным иудаизмом. На протяжении последующих 40 лет им пытались доказать, что они вовсе не иудеи. Жизнь в воронежских селах стала для них невыносима. И большинство «воронежских евреев» к 1991 году уехало в Израиль.