В Древней Греции у входа на олимпийский стадион стояли 16 статуй Зевса. Все они были отлиты на деньги взяточников – атлетов и судей – и подписаны их именами. Греки увековечивали жуликов в назидание потомкам. Но ловкачей от этого меньше не становилось.
В современном мире бытует мнение, что в Древней Греции Олимпийские игры были эталоном чистоты и неподкупности, а греческие спортсмены были честными и скромными. Якобы греки соревновались «за идею»: чемпиона венчали скромным лавровым венком и славили в поэмах, ну и иногда кормили на пирах, чтобы дожил до следующих Игр. Да ничего подобного!
Спортсмены античности
Олимпийские игры проводились с 776 года до нашей эры по 393 год. За это время древние греки провели 293 Олимпиады. Состязания проходили в Олимпии, у святилища бога Зевса в Пелопоннесе. За проведение состязаний отвечал город-полис Элида. Он содержал святилище и предоставлял судей.
Соревноваться могли только граждане полисов, свободные эллины. В программу входили бег, борьба, гонки на колесницах и пятиборье, которое включало в себя еще и метание диска, метание копья и прыжки в длину с гирями в руках.
Женщины на соревнования не допускались, но могли прислать свою колесницу. Победителем гонки на колесницах становился владелец, поэтому на первых же Играх чемпионкой стала дочь спартанского царя Архидама II – Киниска.
Нарушители правил нашлись почти сразу же. Некоторые женщины пытались выдать себя за юношей и принять участие в соревнованиях, и греки были вынуждены ввести новое правило – спортсмены выступали обнаженными, чтобы всем была очевидна их половая принадлежность.
Судьи на Олимпиаде назывались элланодиками, они носили пурпурные плащи и распоряжались отрядами охранников – алитаев. Перед состязаниями судьи клялись перед статуей Зевса, что будут судить честно. В свою очередь, в честной борьбе клялись и атлеты.
Но когда дело доходило до самих Игр, в ход шли самые разные ухищрения. Игра стоила свеч. Это в Олимпии спортсмена украшали венком из лавра и воспевали в стихах – так себе награда, честно скажем. Но в родном городе чемпиону давали земельные наделы, осыпали золотом и назначали пожизненное содержание. Каждый богатый человек считал за честь пригласить его на пир, за его выступления платили большие деньги, и многим атлетам была открыта дорога уже на Олимп политический.
Поэтому в Древней Греции атлеты были профессионалами. Они жили за счет состязаний, а некоторые отдавали за спортивную карьеру свою жизнь. Например, знаменитый афинянин – колесничий Симона, живший в VI веке до нашей эры, пал жертвой убийц – его убрали конкуренты. Но чаще в ход шли подкуп, разные уловки и даже допинг, который, конечно, в те годы таковым не считался.
Памятники антигероям
О том, что судьи и атлеты нечисты на руку, свидетельствовали те самые 16 бронзовых статуй Зевса, которые стояли у входа на Олимп. О них в труде «Описание Эллады» писал спартанский полководец Павсаний. Статуи были установлены по пути на стадион, слева у подножья статуи бога Кроноса на каменной террасе.
Надпись у каждой свидетельствовала о том, что она отлита на деньги от штрафа, который заплатили провинившиеся участники состязания и судьи, нарушившие клятву. Здесь же указывались имена проштрафившихся, рассказывалась история их морального падения и приводились нравоучительные сентенции. Между прочим, греки наказывали обоих взяточников – и того, кто давал, и того, кто брал. Кроме денежных штрафов были предусмотрены и другие виды наказаний. Например, изгнание, прилюдная порка или даже смерть.
Самая первая статуя появилась в 388 году до нашей эры. Ее появление из собственного кармана оплатил борец Евполид из Фессалии. Чтобы выиграть на состязаниях, он дал взятку трем своим самым сильным соперникам – Агетору, Пританису и олимпийскому чемпиону Формио. Те дрались вполсилы и уступили
Евполиду.
Любопытно, что когда Евполида уличили во взятке, то венок у него не отбирали – фактически он так и оставался олимпиоником – победителем Олимпийских игр.
Еще две статуи появились в 68 году до нашей эры. Снова проштрафились борцы: некий Эвдел подкупил своего соперника Филострата с Родоса, чтобы тот отдал победу ему. Видимо, Филострат так плохо изображал более слабого бойца, что обман раскрыли. Судьи выпороли обоих и оштрафовали. В 125 году ситуация повторилась – и еще две статуи Зевса были созданы на средства борцов-египтян Дидаса и Сарапаммона, уличенных в уловках.
Однажды судьи не допустили к соревнованиям борца из Александрии Аполлония. Тот опоздал на Игры, так как был занят на других соревнованиях. В отместку он набросился с кулаками на победителя состязания Гераклида. Случилось это в тот момент, когда атлет уже стоял на бронзовой треноге победителя, а ему на голову водрузили лавровый венок. В результате такого неспортивного поведения Аполлоний был оштрафован на крупную сумму.
Судьи тоже были не прочь заработать. Например, некий судья Троил, судивший гонки на колесницах, выставил на соревнования собственную колесницу с лошадьми. И, странное дело – она дважды победила в состязаниях! Другие участники гонок оказались крайне возмущены этой ситуацией. Однако сам Троил не видел ничего предосудительного. Пришлось ввести правила, по которым судья не мог участвовать в состязаниях, которые судил сам.
Политический момент
Удивительно, но взяточников на Играх поддерживали их родные полисы. Например, когда в 332 году до нашей эры некий пятиборец Каллипп подкупил соперников, и это вскрылось, его родной город – Афины, целиком и полностью встали на сторону ловкача.
Сначала Афины прислали опытного оратора с тем, чтобы он убедил судей не штрафовать спортсмена. А когда это не помогло – отказались платить штраф и были отстранены от Олимпиады. Однако это не отрезвило афинян – они и в ус не дули. Тогда на сторону судей встал верховный жрец в Дельфах и перекрыл гражданам Афин доступ к местному оракулу. Остаться без помощи богов Афины не рискнули и заплатили штраф. Бывало и так, что подкупом занимались представители городов. Например, на юбилейных 100-х Играх представители Эфеса дали взятку атлету Сотаду, победителю состязаний по бегу, чтобы он сказал, что представляет Эфес, хотя на самом деле прибыл с Крита. Сотад деньги взял и солгал судьям. Однако на Крите ему лжи не простили: атлета изгнали с родины, а его жилище уничтожили.
А однажды разгорелся скандал из-за судейства забега – двое из трех судей отдали лавры победителя некоему Эфолему из полиса Элис, в то время как фактически первым прибежал Леон из Амбрасии. Разобиженный Леон обратился в совет Олимпиады, где его жалобу разобрали и признали его победителем, однако венок из лавра все равно остался у соперника.
Победитель не обсуждается
Но в настоящий фарс Олимпийские игры превратились при римлянах, которые считали, что раз Греция – провинция империи, значит, они могут диктовать грекам свои правила. Случалось это примерно так же, как и происходит сейчас, если вы понимаете, о чем я.
Когда Нерон приезжал в Олимпию участвовать в гонках на колесницах, победитель мог быть только один. Остальные колесничие придерживали коней, падали и всегда уступали императору первое место. Однажды колесница Нерона опрокинулась, и он так и не сумел доехать до финиша. Судьи, посовещавшись, решили, что это досадное недоразумение не может стать причиной проигрыша императора, ведь если бы не это, он точно пришел бы первым. И Нерон стал победителем в очередной раз.
Но и это еще не все: подкупив судей, Нерон ввел в программу Олимпиады состязания в поэзии и в музыке, и, конечно, в этих соревнованиях он тоже всегда был первым. Поговаривали, что стихи у него были такими длинными, что ими можно было пытать. Однако зрителям ничего не оставалось, как выслушивать эти бесконечные и не очень складные вирши императора Рима и аплодировать. В 67 году Нерон был награжден 1808 венками из оливы. Он привез их в Рим и гордо прибил, по сути, купленные награды к египетскому обелиску.
Кстати, Нерон оказался единственным олимпиоником, вычеркнутым из списков победителей. Это произошло сразу после того, как убившие Нерона римляне потребовали от Греции вернуть все выплаченные ей Нероном деньги и отменили налоговые льготы.
В общем, правила Олимпиады веками были незыблемы, но лишь до того момента, пока в дело не вмешивалась крупная сумма денег или чьи-то шкурные интересы. Века проходят, нравы не меняются.