Евгения Мирошниченко – легенда советской и украинской оперной сцены. В народе ее называли «украинским соловьем». Но куда больше вспоминали, что Евгения Семеновна во время приезда в Киев кубинского лидера Фиделя Кастро отказалась выйти за него замуж. Невзирая на настойчивые предложения и ухаживания кубинского революционера…
Певиц такого таланта, какой была Евгения Мирошниченко, в мире сегодня нет. Она обладала кристально-прозрачным голосом диапазоном в четыре октавы. Непрофессионалам это, конечно, мало о чем говорит. Но отметим, что голос такого уникального диапазона имели только знаменитая итальянская певица XVIII века Лукреция Агуяри и француженка Робен Мадо. При этом Мирошниченко была не только певицей от Бога, но и настоящей актрисой. А такое сочетание случается очень редко.
Поселковая девчонка
Будущая певица родилась в июне 1931 года в небольшом поселке Первое Советское Волчанского района Харьковской области. Родители – Се-мен и Сусанна Мирошниченко – заботились о своих троих детях, но в годы войны беда не обошла их стороной. Отец в 1943 году погиб на фронте, мать осталась с тремя детьми на руках.
В том же году, после освобождения Харькова, Женю приняли в специализированное женское ремесленное училище радиодела по специальности слесаря-сборщика. Параллельно она ходила в драматический кружок, участвовала в художественной самодеятельности. Уже в то время она ощутила в себе сильный певческий талант, который первым в ней открыл хормейстер Зиновий Заграничный. Именно участие в хоре и стало своеобразным трамплином, позволившим девушке попасть в ансамбль «Трудовые резервы». Ансамбль часто приглашали на гастроли в Харьков, Одессу, Полтаву, Киев.
Так, однажды она представляла Украину в Москве, где проходил всесоюзный фестиваль самодеятельности. Это был 1951 год. Своим вокалом Женя изумила самого вождя народов. Сталин рукоплескал ей стоя, это так смутило молодую певицу, что она от волнения перепутала куплеты произведения. Но все же исполнила свои партии превосходно.
Такой талант не мог затеряться, и уже вскоре Евгения поступила в столичную консерваторию, в класс опытного педагога Марии Донец-Тессейр. Это была женщина высокой культуры и энциклопедических знаний. Она владела пятью языками и готовила высокопрофессиональных певцов для оперных театров и камерного исполнительства. Мария Эдуардовна стала второй матерью для Евгении. Она учила ее петь, влияла на формирование личности, советовала, поддерживала морально и даже материально. Профессор подготовила молодую певицу к Международному конкурсу вокалистов в Тулузе (Франция). И та стала лауреатом, получив II премию и кубок Парижа.
Учеба ей нравилась, но, как ни странно, молодую певицу трижды исключали из-за плохих оценок в аттестате по политэкономии, истмату, диамату. Эти предметы в советские годы многим портили аттестаты. Она уже хотела совсем бросить учебу, но ее отговорил от такого поступка Михаил Гречуха – в то время председатель Верховного совета Украины.
И она взялась за учебу с большой энергией. В результате Евгения успешно окончила консерваторию, но диплом ей не выдали – его она получила, уже будучи знаменитой певицей.
Театральные будни
Мирошниченко в столичный театр оперы и балета взяли без конкурса. С ней работали Борис Гмыря, Михаил Гришко, Юрий Гуляев. Лариса Руденко. В Киевском театре ей довелось работать и с опытными режиссерами: Владимиром Скляренко, Дмитрием Смол и чем. Ириной Молостовой. В репертуаре артистки появились партии Венеры («Энеида» Николая Лысенко), Мюзетты («Богема» Джакомо Пуччини), Лейлы («Искатели жемчуга» Жоржа Бизе).
В 1961 году молодая певица отправилась на стажировку в Милан (Италия), в знаменитый театр «Ла Скала» к известной певице и педагогу Эльвиредель Идальго. Стажировка длилась больше года и очень ей помогла. Домой Мирошниченко вернулась как состоявшаяся оперная прима.
Евгения обладала уникальным тембром и диапазоном, ее выступления нужно было не просто слушать, но и смотреть. Музыкальный потенциал певицы дополняло драматическое мастерство. Она пользовалась им, как никто другой. В каждый свой образ певица вкладывала душу, на высочайшем уровне исполняя сложные оперные партии.
Ее называли «украинской Марией Каллас» и «Царицей ночи». Хотя, по большому счету, она была царицей дня – очень светлым человеком и, как писали о ней газеты, «нашим родным соловьем». Ее «голос утренней свежести» ценили Никита Хрущев, Леонид Брежнев, Владимир Щербицкий. Публика получала огромное наслаждение от ее лирического колоратурного сопрано.
Артистка с сольными программами гастролировала по всему Советскому Союзу, многим европейским странам. Наслаждались ее выступлениями также и зрители США, Китая, Японии, Южной Кореи, Канады.
На вершине славы
В 1962-1963 годах состоялась премьера оперы «Лючия ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти, в которой Мирошниченко создала совершенный образ. Евгения часто прибегала к импровизации, а актерская интуиция помогала ей умело раскрыть индивидуальность партнера, обогащать хорошо известный образ новыми красками.
Исполнение Мирошниченко записывалось на радио, миллионными тиражами выходили грампластинки с ее голосом. Она обладала легким и подвижным голосом, который достигал небывалой высоты нот в верхнем регистре. Но Евгения, помимо оперных партий, была замечательной исполнительницей и камерных произведений. В своих концертах она исполняла отрывки из опер русских и зарубежных композиторов: Юлия Мейтуса, Платона Майбороды, Игоря Шамо, Александра Билаша.
С 1980 года Евгения Семеновна преподавала в Киевской консерватории, нынешней Национальной музыкальной академии имени Петра Чайковского. Через десять лет она стала профессором, а в 2002 году учредила Международный благотворительный фонд. В 1997 году певица объявила о завершении оперной карьеры, ее последней постановкой стала любимая ею «Травиата».
Оперная певица Валентина Степова вспоминала, что на занятиях по вокалу Мирошниченко, добиваясь от нее высокой ноты, как дала кулаком в живот, в другую девушку швырнула туфлю на шпильке, крикнув: «Сволочь!» (правда, потом нежно добавила: «Моя дорогая сволочь»), А еще острым кончиком ручки долбила студенток по темени, приговаривая: «Верхняя нота у тебя должна быть вот здесь!». Почти 30 лет она терпеливо, с любовью воспитывала учеников, прививала им высокие нравственные идеалы, «зажигала искры» вдохновения в душах молодых исполнителей. Она мечтала создать в Киеве Малый оперный театр. Чтобы молодые украинские певцы работали дома, а не искали работу за границей. Только для родного театра она подготовила 13 солистов. Среди них: Валентина Степова, Ольга Нагорная, Сусанна Чахоян, Татьяна Ганина, Оксана Терещенко. И хотя в июне 2004 года была создана Малая опера, но дальнейшего развития она так и не получила. Певица переживала, стучала в двери многих кабинетов, но бесполезно. Чиновники были заняты своими делами, не поддержали идею гениальной певицы.
В 2006 году у Мирошниченко обнаружили рак груди. В своей стране не нашлось спонсора, который бы согласился оплатить хирургическую операцию. Это сделали в Германии. Все затраты на операцию и дальнейшее восстановление взял на себя ее страстный поклонник – бизнесмен из Москвы. Евгения тогда с обидой сказала: «Мы умираем не от старости, а от обид». Певица не забыла объяснить и свое трудное материальное положение: «Зарплата у меня – 700 гривен, а о пенсии и говорить не хочется. Я – ребенок войны, с 13 лет на заводе, а не имею никаких льгот, даже за звание и выслугу лет все поснимали. Если бы жила на Западе, застраховала бы свой голос, завещала бы свои связки ученым для исследования и была бы богатой».
За долгие годы эта талантливая женщина воспитала замечательных молодых певцов, получивших признание на многих сценах мира. А еще Евгения Мирошниченко вела активную общественную деятельность. Народная артистка Украины и СССР, лауреат Шевченковской премии, Герой Украины, обладательница многочисленных наград – как только ее не именовали в некрологах и телеграммах соболезнования из высоких кабинетов: «нашей гордостью и любовью», «национальным достоянием», «спiвочою душею народу», «искренней патриоткой». Она ушла из жизни в Пасхальные дни 27 апреля 2009 года на 78-м году жизни. Символично, что в последний вечер ее жизни, в ее родном театре шла постановка «Реквиема» Джузеппе Верди. Этим великим произведением опера простилась с одной из своих лучших исполнительниц.