Высшая симметрия. В восточных орнаментах запечатлены законы природы – Военное оружие и армии Мира
Loading Posts...

Высшая симметрия. В восточных орнаментах запечатлены законы природы

Затейливые орнаментальные украшения мусульманских архитектурных памятников, созданных на Востоке в период VII-VIII веков, на протяжении столетий вызывали восхищение людей и удивляют по сей день. Современные ученые, вглядываясь в ритмические узоры, приходят к выводу – древние мастера обладали глубокими познаниями в математике и кристаллографии, физике и химии. Но может ли такое быть?

Известно, что орнаментальное искусство Востока расцвело благодаря воздействию религии. Ислам трансформировал в форму искусства геометрию, постоянно применяя принципы симметрии, пропорциональности и изменения масштаба для создания удивительных художественных эффектов. И средневековые художники и архитекторы – создатели многочисленных орнаментальных шедевров, таких как мавзолей в Барде, построенный зодчим Ахмедом, сыном Айюба, бакинский дворец Ширваншахов, некоторые памятники Нахичевани и Средней Азии, – творили не наобум. Они были рабами высшей гармонии и законов красоты, которые диктовали им свои условия.

Полиэдр Полинга

Но не стоит удивляться тому, что восточные мастера творили с таким знанием дела! Ведь на Востоке с древнейших времен уделяли серьезное внимание естественным наукам. Тысячу лет назад в Багдаде была создана престижная академия и библиотека – Дом мудрости (Байт аль-Хикма), где мусульманские, христианские и иудейские ученые сотрудничали в работе над переводами и принимали участие в научных дебатах и открытиях. Согласно некоторым утверждениям, основателем Байт аль-Хикмы был аббасидский халиф Абу Джафар аль-Мансур (правил в 754-775 годах). Ему удалось собрать коллекции книг по медицине, астрономии, технике и литературе. Среди книг, которые были переведены во времена аль-Мансура, можно отметить знаменитую книгу по астрономии «Аль-Синд Хинд», различные книги по математике и огромное собрание сочинений Аристотеля, Евклида и Клавдия Птолемея.

Читать:  Происшествие на маяке Эйлин-Мор. Трое смотрителей исчезли, не оставив следов

Кроме того, в многочисленных городах Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока возникали школы и университеты. Образование ценилось высоко, поэтому науки процветали.

Современные ученые убеждены в том, что природа в своей основе симметрична. Известно, что атомы в кристаллах располагаются не кое-как, а образуют упорядоченную пространственную решетку. Симметричны цветы, животные, небесные тела. По определенному порядку согласно принципам симметрии строятся семейства элементарных частиц и пространства космологов. Симметрия – это некая «гармония», на котором строится порядок в космосе, так восхищавший древних греков. Но насколько глубоко понимали этот порядок в той же Греции и на Востоке, остается предметом изучения. Во всяком случае ясно, что понимали и широко использовали в искусстве симметричность геометрического орнамента. И на этот факт первым обратил внимание лауреат Нобелевской премии 1954 года Лайнус Полинг, выдающийся американский химик и кристаллограф. Среди многочисленных открытий ученого – представление о координационном полиэдре, то есть воображаемом многограннике, вершинами которого являются ближайшие соседи одного сорта атомов к данному в кристалли-ческой структуре. В качестве центра полиэдра принимают положительно заряженный ион (катион), а в качестве вершин – отрицательно заряженный анион.

Читать:  Звезды против Гитлера. Астрологи в британской разведке

Законы космоса в архитектуре

Что касается мусульманских художников и архитекторов, то они в качестве элементов брали за основу геометрические фигуры (стилизованные предметы или символы), а также слова и целые выражения из Корана. И вот что интересно, в первом случае получались орнаменты, напоминающие проекции структуры химических неорганических соединений в полинговских полиэдрах, а во втором – что-то похожее на структуры органических соединений.

Можно ли предполагать, что древние мастера имели познания о структурах кристаллов? Видимо, отчасти, на поверхностном уровне. Но и это не мало. Легендарный мастер доисламского периода Шейда строил дворцовый комплекс, сопрягая его с расположением небесных светил. Значит, было обычным делом моделировать художественными средствами познанные законы космоса, руководствоваться в своих исканиях принципами творчества самой природы.

Так, например, в 1094 году в Египте, в построенной мечети, был использован орнамент, повторяющий структуру одного из соединений, образующихся при затвердевании цемента, и структурный план минерала флуоборита. Архитектурный орнамент XIII века в Турции повторяет мотив кристаллической решетки кварца (окиси кремния). Другой геометрический орнамент, в мечети Сахиб-Ата, в Конье (Турция, XIII век) представляет структуру, характерную для силикатов.

Читать:  Бирюза - приносящая счастье

Высокая симметричность характерна для геометрических узоров Востока. Но вряд ли следует полагать, что древние мастера знали структуру кристаллов. Просто человек, будучи частью природы, руководствовался теми же принципами, что и сама природа.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии